Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 08:29, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативных правовых актов и практики их применения исследовать исторический опыт правового регулирования эвтаназии, выявить его общие закономерности и определить возможность использования в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..10
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВТАНАЗИИ……………………...16
1.1. Теоретические основы определения эвтаназии и ее основные формы………………………………………………………………..………..….16
1.2. Образование и становление феномена эвтаназии ………………………..25
Глава 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЭВТАНАЗИИ, ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………..…………………....34
2.1. Правовые нормы об эвтаназии в международном и российском законодательстве………………………………………..……………………….34
2.2. Уголовно-правовая характеристика эвтаназии…………...……………….43
2.3. Определение уголовной ответственности за эвтаназию в России. Эвтаназия как разновидность убийства, ее отграничение от иных смежных правовых явлений………………………………………………………………49
2.4. Необходимость выделения эвтаназии в самостоятельный состав менее опасного вида убийства: вопросы совершенствования уголовного законодательства………………………………………………...………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………
Эвтаназией называется действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и осуществленное незаинтересованным лицом. Эвтаназия есть вопрос не о сущности смерти, но о сущности и способе умирания, перед которым оказывается человек при подходе к последней черте земного существования. И потому идея эвтаназии глубоко погружена в контекст философских, моральных, правовых и психологических проблем, от разрешения которых зависит судьба эвтаназии как института – морально-правовая легитимность и ее легализация.
Событие эвтаназии, являясь юридическим фактом, в то же время не может быть гносеологическим объектом права в классическом смысле. Отношения к эвтаназии зачастую находятся за рамками правовых отношений. Особенности исследования феномена темы эвтаназии состоят в том, что онтологическая укорененность события смерти по-разному проявляется в различных культурах.
Предписание о праве человека на жизнь гарантировано государством и содержится в конституциях практически всех стран мира. Одно из проявлений данной гарантии заключается в том, что человек, застигнутый при попытке совершения самоубийства, принудительно возвращается к жизни, то есть он не имеет законных оснований осуществлять свободу выбора между жизнью и смертью, что уже содержит противоречие. Право на смерть необходимо расценивать как возможность человека сознательно и добровольно в выбранный им момент времени уйти из жизни избранным им и доступным ему способом, так как, отказывая человеку в праве на смерть, государство и общество тем самым ограничивают человека в свободе. Однако принцип «права человека» не содержит никаких препятствий к совершению самоубийства.
Тема дипломной работы относится к числу мало изученных, о чем говорит недостаточное количество специальных монографических исследований, полно и объективно отражающих, в целом, правовой и, в частности, уголовно-правовой аспект эвтаназии. Тем не менее, существует большой массив литературы, так или иначе затрагивающей данную проблематику, носящий фрагментарный, публицистический характер, раскрывающий лишь отдельные аспекты проблемы, что в свою очередь затрудняет либо делает абсолютно невозможным использование полученных выводов в правовой сфере.
Кроме того, проблема эвтаназии на монографическом уровне до настоящего времени рассматривалась преимущественно в рамках биоэтики и философии. Для сложившихся подходов к проблеме характерен унитарный взгляд на эвтаназию, которая в настоящее время рассматривается не как совокупность разнородных общественных отношений, а как единое неделимое понятие.
Проблема эвтаназии в контексте темы смерти обсуждается от античности до наших дней. Те или иные ее аспекты затрагивались многими отечественными и зарубежными юристами, философами и мыслителями (Соломон, Сократ, Платон, Эпикур, Сюнь-цзы, Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий, Бл. Августин, Томас Мор, Т. Кампанелла, М. Монтень, Р. Декарт, Б. Спиноза, Б. Паскаль, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, Н. Федоров, Л. Карсавин, Вл. Лосский, Св.И. Брянчанинов, И.И. Мечников, Л.Н. Толстой, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Ф. Арьес, С. Рязанцев, П. Гуревич, В. Рабинович, С. Семенова, Б. Григорьян, С. Хоружий, И. Вишев, Н. Арсеньев, А. Демичев, В. Розин, А.Кураев, А. Сурожский, Ю. Бородай, Ю. Давыдов, Л. Трегубов, Ю. Вагин, О.Суворова, Ж. Батай, О. Пас, М. Элиаде, Ж. Бодрийяр и др.) которые напрямую связывали ее с темой смерти.
Авторы, затрагивающие проблемы эвтаназии, в рамках уголовного права: А.А. Андреева, Г.Н. Борзенков, С.В. Бородин, Б.С. Волков, М.И. Ковалев, Т.В. Кондрашова, Ю.А. Конюшкина, А.Н. Красиков, Ю.А.Красиков, Л.Л. Кругликов, Н.Е. Крылова, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунеев, А.В. Малиновский, Д.З. Мутагиров, А.В. Наумов, А.С. Никифоров, Т.Н. Нуркаева, Э.Ф.Побегайло, А.Н. Попов, А.И. Рарог, П.Д. Тищенко, С.С. Тихонова, С.Н. Шаргородский и др.
Особое внимание современные отечественные мыслители уделяют юридико-правовым и этическим проблемам отношения к смерти и смертности, выделяя такие аспекты, как смерть и самоубийство (Л. Трегубов, Ю. Вагин), табуирование смерти (Ю. Бородай и др.), эвтаназия и право на смерть (В.И. Акопов, СМ. Вульф, А.П. Громов, А.П. Зильбер, Ю.А. Конюшкина и др.).
Таким образом, анализ литературы по юриспруденции, философии, культурологии, социологии, религиоведению, социальной психологии свидетельствует о том, что тема эвтаназии глубоко и комплексно в ее философско-правовом и юридическом аспекте не исследовалась.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с совершением акта эвтаназии.
Предмет исследования – сложившиеся научные подходы, правовые идеи и концепции; нормы отечественного и зарубежного права, относящиеся к проблеме эвтаназии, а также практика их реализации.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативных правовых актов и практики их применения исследовать исторический опыт правового регулирования эвтаназии, выявить его общие закономерности и определить возможность использования в современных условиях.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть эвтаназию как социально-правовое явление, ее эстетический, исторический, медицинский и религиозный аспекты;
- выявить и проанализировать формы эвтаназии;
- исследовать нормативные правовые акты, содержащие нормы об эвтаназии в международном и российском законодательстве;
- сформулировать уголовно-правовую характеристику убийства по просьбе потерпевшего;
- исследовать эвтаназию как разновидность убийства, путем отграничения ее от иных смежных правовых явлений;
Межотраслевой характер исследования обуславливает выбор наиболее приоритетных подходов в изучении проблемы эвтаназии.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также специальные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный и др. Особое значение имели методы историко-правовой науки: сравнительно-исторический и др.
Структура работы определяется логикой проведенного исследования, его целями и задачами. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.
Научная новизна исследования заключается в получении нового знания при комплексном исследовании эвтаназии как социально-правового явления и рассмотрении эвтаназии с уголовно-правовой точки зрения и выражается в следующем:
- исследование эвтаназии как явления правовой культуры;
- сформулировано понятие эвтаназии;
- дана уголовно-правовая характеристика эвтаназии на современном этапе;
- разработаны критерии отграничения эвтаназии от простого убийства, а также от неоказания помощи больному и оставления в опасности; крайней необходимости; обоснованного риска;
- раскрыты причины и условия причинения смерти лицу по его просьбе;
- проведен комплексный анализ современного состояния проблемы эвтаназии в России;
Положения, выносимые на защиту:
1. На основании проведённого исследования автор даёт следующее определение эвтаназии: «Эвтаназия — это умышленное причинение смерти неизлечимому больному, осуществленное по его просьбе медицинским работником, а также иным лицом по мотиву сострадания к больному и с целью избавления его от невыносимых физических страданий».
2. При написании данной работы автором были проанализировано законодательство зарубежных стран и отмечена тенденция увеличения количества стран (в основном стран Европы) легализирующих эвтаназию, это такие страны как Голландия, Бельгия и Люксембург (с 2009 года) – единственные в мире страны, легализовавшие активную эвтаназию, осуществление которой оговаривается жесткими правилами. В Швейцарии эвтаназия легализована частично, уже с 1998 года там действуют организации, помогающие уйти из жизни, что ненаказуемо, если для этого нет «корыстных мотивов»; Франция легализовала пассивную эвтаназию в 2004 году; В 2009 году правительство Германии приняло закон, дающий людям право подписывать заблаговременное распоряжение о прекращении жизнеобеспечения в случае серьезной болезни; таким образом, была узаконена пассивная эвтаназия.
3. На основании проведенного исследования эвтаназии и отдельных составов преступлений, таких, как: неоказание помощи больному и оставление в опасности, а также сравнение эвтаназии и некоторых институтов уголовного права, а именно: крайней необходимости и обоснованного риска, определены отличительные признаки эвтаназии. Например, критерием отграничения эвтаназии от неоказания помощи больному и оставления в опасности является субъективная сторона данных деяний. Субъективная сторона убийства по просьбе потерпевшего включает в себя прямой умысел на лишение жизни неизлечимо больного человека с указанием мотива сострадания. Субъективная сторона указанных деяний не предполагает особого отношения к потерпевшему, т.е. сострадания. Критерием отграничения активной эвтаназии от оставления в опасности является объективная сторона - действие. У пассивной эвтаназии и деяний, предусмотренных ст. 124 УК РФ ст., 125 УК РФ, схожа объективная сторона. В данном случае объективной стороной будет являться бездействие.
4. На основании проведенного исследования действующего российского законодательства автор приходит к мнению, о необходимости выделения эвтаназии в самостоятельный состав менее опасного вида убийства, так как из-за отсутствия специальной нормы об ответственности, Уголовный Кодекс рассматривает ее как обычное убийство (ст. 105 УК РФ). Пока же такие попытки в России не имеют успеха, несмотря на то, что большинство россиян считает эвтаназию оправданной. В настоящее время, ясно, что легализация эвтаназии в России требует детального подхода, качественного изучения и обсуждения.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВТАНАЗИИ
1.1. Теоретические основы определения эвтаназии и ее основные формы
Правовые проблемы, связанные с эвтаназией, должны рассматриваться в тесной связи с правом на жизнь, которое является одним из базовых и неотъемлемых прав человека. Решение вопроса о правомерности убийства из сострадания и наказания за него возможно только в контексте научно-теоретического анализа условий и обстоятельств ограничения права на жизнь, права на свободное распоряжение ею.
Право на жизнь занимает одно из центральных мест в системе личных прав человека. Именно эти права придают человеческой жизни то или иное качество, делают ее полноценной.
Известно, что термин «эвтаназия» составной и образован путем соединения двух греческих слов: прилагательного «ev» – то есть благо, или эпического «ev», что значит «добрый, красивый, доблестный, благородный» и слова «thanatos», что значит «смерть». Этот термин введен в научный оборот в ХVI веке английским философом Ф.Бэконом в сочинении «О достоинстве и приумножении наук»[1].
В настоящее время, в отечественной и зарубежной юридической литературе наблюдается крайне противоречивое употребление термина «эвтаназия». В результате терминологической путаницы искусственно создается ситуация, при которой современные понятия об эвтаназии описывают не одну, а несколько реальностей, подчас не совпадающих друг с другом.
Точное использование понятийного аппарата придает качественную определенность правовому научно-теоретическому мышлению, фиксирует структуру знаний о праве и логику их развития, имеет самостоятельное познавательное значение, так как способствует углублению и развитию взглядов на право, устраняя всякие двусмысленности и совершенствуя профессиональный язык.
Не менее важным, а возможно и наиболее главным является не столько терминология, а то, какой смысл вкладывается в понятие «эвтаназия». Однако, как в отечественной, так и в зарубежной литературе в этом вопросе нет единообразия.
В настоящее время, мнения о понятии эвтаназия отечественных и зарубежных ученых, занимающихся такой проблемой, весьма различаются. К примеру, А.И. Коробеев называет эвтаназией «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения страданий»[2].
В данном определении ничего не говорится о субъекте, осуществляющем эвтаназию. Думается, что таким субъектом может быть медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра). В случае осуществления соответствующих действий (бездействия) иными лицами, например, родственниками больного, то их надлежит квалифицировать с позиции состава преступления с отягчающими обстоятельствами.
Иначе к определению эвтаназии подошли Ю.А. Дмитриев и Е.В. Шленева, которые определяют эвтаназию как «специальное медицинское вмешательство, направленное на прекращение жизни неизлечимо больного, тяжело страдающего человека, осуществляемое в соответствии с его собственной добровольно выраженной волей и имеющее единственной целью прекращение ненужных страданий»[3].
По мнению А.Г. Мустафазаде, «эвтаназия – есть удовлетворение настоятельной просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо средствами или действиями, либо прекращение искусственных мер по поддержанию жизни в целях освобождения от невыносимых физических страданий»[4].
Из приведенного определения не вполне понятно, кто является субъектом эвтаназии и почему речь идет об ускорении смерти, которое может длиться продолжительный период времени, в течение которого больной продолжает испытывать страдания.
В отличие от российских исследователей, их зарубежные коллеги при определении понятия «эвтаназия» придерживаются более абстрактных позиций. Например, А. Шаван убежден, что «под эвтаназией следует понимать решение воздержаться от медицинских мер, представляющихся неадекватными или ничтожными»[5]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, о признании эвтаназии лишь в ее пассивной форме, а действия, которые составляют активную эвтаназию, под данное определение вовсе не попадают.
Ж. Левассер при определении понятия «эвтаназия» - как «акта, положившего конец чужой жизни, осуществляемого по просьбе заинтересованного лица с целью прекратить его страдания»[6], вообще не придает значение характеру страданий лица, к которому эвтаназия может быть применима.
«Акт убийства, совершенный с целью прекратить страдания индивида, находящегося под угрозой ближайшей и неминуемой смерти, по настойчивой и повторяемой просьбе этого лица» – так определил «эвтаназию» известный французский юрист Ж. Прадель. Формулируя, таким образом, определение, он фактически соглашается с тем, что эвтаназию можно применять не только к больным, но и здоровым людям. Такой подход обедняет и в известной степени деформирует представление об эвтаназии.