Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:07, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Прогресс каждого государства, в том числе и России, зависит от того, насколько эффективно оно сможет использовать умственный потенциал своих граждан, интегрируясь в мировую экономику и культуру. Возможным это станет только в случае грамотного правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности. Одним из институтов, входящих в систему правовых норм о личных и имущественных правах на результаты интеллектуальной деятельности, которые признаются и охраняются законом, является институт авторского права и смежных прав.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1: История развития авторского права………………………………….6
§1. Развитие авторского права в зарубежных странах………………………..6
§2. Развитие авторского права в России……………………………………….9
Глава 2: Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав……………………………………………………………………………….14
§1. Объект преступления………………………………………………………..15
§2. Объективная сторона………………………………………………………..17
§3. Субъект преступления………………………………………………………26
§4. Субъективная сторона………………………………………………………27
Глава 3: Порядок возбуждения уголовного дела……………………………...29
§1. Особенности возбуждения уголовных дел по ст. 146 УК РФ…………….29
§2. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам о нарушения авторских и смежных прав………………………………………...33
§3. Особенности проведения отдельных следственных действий…………...38
Заключение……………...………..………………………………………………50
Библиографический список……………………………………………………..52
Приложения…………...............…………………………………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ2.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСИВА  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(РПА Минюста  России)

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

На тему:

«Уголовная  ответственность за нарушение авторских  и смежных прав»

 

 

Выполнил студент:

8241 учебной группы 5 курса, заочной формы обучения Меркулов Дмитрий Николаевич

____________________________

(подпись)

«____» _______________ 2010 г.

 

Научный руководитель:

к.ю.н. профессор кафедры Матвеев Сергей Евгеньевич

____________________________

(подпись)

«____» _______________ 2010 г.

 

Заведующий кафедрой, обеспечивающей научное руководство:

к.ю.н. доцент заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин

Тихонов Анатолий Александрович

____________________________

(подпись)

«____» _______________ 2010 г.

 

 

 

 

Тула 2010

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1: История развития авторского права………………………………….6

§1. Развитие авторского права в зарубежных странах………………………..6

§2. Развитие авторского права в России……………………………………….9

Глава 2: Уголовная ответственность  за нарушение авторских и смежных  прав……………………………………………………………………………….14

§1. Объект преступления………………………………………………………..15

§2. Объективная сторона………………………………………………………..17

§3. Субъект преступления………………………………………………………26

§4. Субъективная сторона………………………………………………………27

Глава 3: Порядок возбуждения уголовного дела……………………………...29

§1. Особенности возбуждения уголовных дел по ст. 146 УК РФ…………….29

§2. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам о нарушения авторских и смежных прав………………………………………...33

§3. Особенности проведения отдельных следственных действий…………...38

Заключение……………...………..………………………………………………50

Библиографический список……………………………………………………..52

Приложения…………...............…………………………………………………55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Прогресс каждого государства, в том числе и России, зависит от того, насколько эффективно оно сможет использовать умственный потенциал своих граждан, интегрируясь в мировую экономику и культуру. Возможным это станет только в случае грамотного правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности. Одним из институтов, входящих в систему правовых норм о личных и имущественных правах на результаты интеллектуальной деятельности, которые признаются и охраняются законом, является институт авторского права и смежных прав. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Однако бурное развитие различных технологий, в том числе цифровых, делает объекты интеллектуальных прав доступными для использования без ведома авторов и правообладателей, что в свою очередь порождает совершение значительного количества правонарушений в данной сфере.

Россия характеризуется высоким уровнем распространения пиратской продукции и является одной из самых неблагополучных стран в области охраны объектов интеллектуальной собственности. Высокие доходы притягивают к индустрии производства объектов авторского и смежных прав как организованную преступность, так и недобросовестных производителей продукции. Незаконное производство аудиовизуальной, музыкальной продукции и компьютерных программ приняло в России устойчивый характер. Действует, помимо легальной, хорошо отлаженная криминальная отрасль, где занято большое количество людей, созданы сотни подпольных цехов, организованы поставки сырья и материалов, сбыт готовой продукции. Незаконный бизнес, связанный с извлечением доходов от нелегальной эксплуатации чужой интеллектуальной собственности, порождает такие опасные проявления как незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, обман потребителей и др.

Правоохранительные органы, общественные организации, сами авторы и правообладатели предпринимают определенные меры по противодействию интеллектуальному пиратству. Требуется наибольшее вмешательство правоохранительных органов для пресечения несанкционированного доступа к указанным объектам. Быстрое и эффективное воздействие на нарушителей прав интеллектуальной собственности возможно только в случае принятия действенных законов.

Теоретических разработок данной проблемы немного. Указанные  обстоятельства свидетельствуют о  несомненной актуальности противодействия  интеллектуальному пиратству в сфере защиты авторских и смежных прав, что обусловило выбор темы и основные направления исследования.

Степень разработанности  темы исследования. Вопросы правового регулирования отношений в области права интеллектуальной собственности рассматривались в работах многих ведущих ученых и специалистов. Однако, глубокого анализа и детальной разработки проблемы уголовной ответственности за нарушение авторского права и смежных прав не проводилось, тем более после изменения редакции ст. 146 УК РФ и вступления в действие части 4 Гражданского Кодекса РФ.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности по созданию и использованию объектов авторского права и смежных прав. Предметом исследования избраны нормы права (гражданского, уголовного и др.), устанавливающие ответственность за нарушение авторского и смежных прав.

Цели настоящей  работы:

1) определение и обоснование  уголовно-правовых мер противодействия нарушениям авторских и смежных прав;

2) определение содержания  элементов и признаков составов преступлений, описанных в ст. 146 УК РФ;

3) выработка предложений  по совершенствованию работы  следователей по применению уголовно-правового  закона при доказывании уголовного  наказуемого деяния о нарушениях авторского права и смежных прав.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является система философских и исторических знаний, определяющая основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных методик познания. Для достижения целей настоящей работы использовались общенаучные методы познания.

Научная новизна  работы состоит в том, что она является одним из первых монографических исследований уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав после изменения редакции ст. 146 УК РФ и вступления в действие части 4 Гражданского Кодекса РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: История  развития авторского права

 

§1. Развитие авторского права в зарубежных странах

 

Понятие об авторском  праве разъяснилось только в новейшее время. Зачатки его можно отыскать еще в XV столетии но коренное начало этого права открыто не позже XIX столетия.

Вначале исключительное право автора на свое произведение представлялось исключением, основанным на привилегии, защищавшей от перепечатки, так что последняя оказывалась настолько противозаконной, насколько нарушала эту привилегию. Первые привилегии даны были Венецианской республикой и нюрнбергским сенатом (1494-1496). Потом право это стали разрабатывать юриспруденция и судебная практика, затем оно сделалось предметом законодательства и, наконец, ныне является общим, всеми сознаваемым гражданским правом. Покуда оно было еще привилегией, сознание не проникало еще в сущность этого права. Доказательством служит и то, что привилегия относилась большей частью к типографщику, а не к автору сочинения, так что защитой пользовалось издательское, а не авторское право. Наконец, когда наука обратилась к исследованию сущности этого права, тогда возникли и доныне еще не прекратились, сомнения и пререкания о том, к какой категории гражданских прав следует отнести его, где найти ему место в общей системе. Авторское право невозможно смешать с правом собственности как понятие вполне однородное. Право собственности всегда связано с вещью, с материальным предметом, на который простирается господство лица. Напротив, здесь нет этой необходимой связи между лицом и вещью; право здесь отделено от своего материального предмета. Предмет права не есть та или другая книга, та или другая рукопись. Право существует, не имея нужды выражать себя в господстве над вещью, существующей в пространстве. Оно может относиться, например, к произнесенной речи, к публичному чтению. Рукопись может сгореть, экземпляры могут все истребиться, а право все существует точно то же, какое до того было. Предмет права здесь имеет свойство духовное, бестелесное.1

Некоторые новейшие исследователи  отводят авторскому праву место  отдельно от вещных прав и от личных требований, создавая для него третью, особливую категорию прав по имуществу, в которой власть над имуществом сходится с вещным правом, по своей безусловности, но отличается от него тем, что простирается и за пределы материальной вещи, служащей предметом права.

Ранее всего занялось разработкой авторского права французское  законодательство с точки зрения привилегии и в связи с правилами о книгопечатании и цензуре (XVII столетие). Первый закон о защите авторского права с новой точки зрения был издан во Франции в 1793 году. В 1810 году издано положение о печати и о литературной собственности, дополненное в 1854 году. В 1864 году вступило в силу новое положение о литературной и артистической собственности.

В Англии всего ранее  право авторское, независимо от привилегии, признано естественным правом и защищалось судами. Первый закон был издан  в 1709 году. Дальнейшее развитие законодательства привело к изданию законодательных актов в 1814, 1832, 1835 и 1842 годах. Последним актом английского законодательства был закон о праве художников на свои произведения, изданный в 1862 году. В Германии философия ранее, чем где-либо, принялась за исследование этого права. Но юриспруденция в Германии долго не принималась за его разработку, потому что с презрением относилась ко всему, что не утверждалось на началах римского права. Германское законодательство по сему предмету развилось поздно. Источниками его служат союзные акты и постановления 1815, 1837, 1845 годов, прусский закон 1837 года, баварский 1840 года. В 1864 году особой комиссией составлен, на основании сеймового постановления 1863 года, проект общегерманского устава об авторском праве. На основании этого проекта издан уже в 1870 году закон о праве литературных, художнических, музыкальных и драматических производителей для северогерманского союза. Исследованием этого права деятельно занялись в новейшее время ученые-юристы, причем возникли горячие споры о вопросах первой важности, относившихся к новому праву, особенно же о самой сущности этого права: насколько произведение ума и искусства может считаться исключительным достоянием автора. Вопрос этот, имеющий важное практическое значение для законодательства, не решен еще окончательно и до сих пор разделяет юристов и экономистов на два враждебные лагеря.

В 1858 году созван был в  Брюсселе для общего обсуждения вопросов конгресс всех известных литераторов, ученых и книгопродавцев Европы и Америки. С тех пор было уже несколько подобных съездов.

Правило нового французского закона 1865 года. Для частных лиц  срок исключительной собственности  на литературные произведения продолжен  до 50 лет со дня смерти автора; но и по истечении сего срока издатели, при самом обращении книгу в продажу, должны заплатить наследникам автора 5 процентов с продажной цены всех отпечатанных экземпляров. Таким образом, авторское право получило значение непрерывности, но для того, чтобы воспользоваться этим правом во всей полноте, книга, по издании, должна быть внесена в публичные регистры, с соблюдением формальностей и с опубликованием в газетах.

Итальянский закон 1865 года предоставляет автору исключительное право пожизненно, и во всяком случае не менее 40 лет по издании сочинения; если автор умрет ранее этого срока, то на остальное время, в меру 40 лет, право переходит к его наследникам. По истечении 40 лет право издания свободно для всех, но обложено повинностью еще на 40 лет в пользу наследников автора: издатели обязаны оплачивать им 5 % с чистой выручки от издания.2

По Северо-Германскому  закону авторское право продолжается пожизненно, и, сверх того, 30 лет по смерти автора, для его наследников. Впрочем, смотря по различию в лицах  и в предмете (например, для совокупного сочинения, для журнальных статей, для сочинения, выходящего выпусками), закон назначает и другие сроки.3

 

§2. Развитие авторского права в России

 

Появление и широкое  распространение печатной техники  зачастую определяют как причину  развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым. Появляются права автора, издателя, книготорговца — лиц-участников создания, печати и распространения произведений, — которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью. Так, первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 года. Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву.4

Следовательно, авторские  права сначала как в европейских  странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений.

Причиной возникновения  авторского права в России стала  не необходимость защиты интересов  издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным  законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России.

В 1771 году книгоиздательское  дело в России перестало быть государственной  монополией, так как в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 года и отменена через 13 лет.

В 1828 году появилась специальная  глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст. 420 т. Х ч.1., где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати.

Информация о работе Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав