Условия отбывания наказания в колонии общего режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:09, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы заключается в том, что Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении и ограничении прав и свобод этого лица. Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (часть 2 статьи 43 УК РФ).

Содержание

Введение ………………………………………………………….. 3-4
УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Понятие и сущность колонии общего режима ……………….. 5-6
Порядок приема осужденных в ИК (Карантин) ………………. 7-11
Правовое положение лиц отбывающих наказание основные права и обязанности ………………………………………………………. 12-20
Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима …………………………………………………… 21-25
ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НАКАЗАНИЯ
2.1. Понятие, содержание и основные требования режима в ИУ …. 26-29
2.2 Режим особых условий в ИУ ……………………………………. 30-33
2.3 Труд осужденных в ИУ ……………………………………………34-41
2.4 Обучение осужденных в ИУ ………………………………………42-52
2.5 Воспитательная работа в ИУ, подготовка к освобождению осужденных. …………………………………………………………….53-58
Заключение …………………………………………………………...59-60
Список литературы …………………………………………………..61-64

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломна.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Воспитательная работа в ИУ, подготовка к освобождению осужденных

 

Несмотря на то, что и режим  отбывания наказания, и труд осужденных в местах лишения свободы, как  и их общеобразовательное и профессиональное обучение, выполняют воспитательную функцию, законодатель в качестве самостоятельного основного средства пенитенциарного воздействия на осужденных определил воспитательную работу.

Воспитательная работа как одно из средств достижения цели наказания - исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений представляет собой комплексную систему форм, методов и средств целенаправленного позитивного воздействия на личность и поведение осужденных.

Поскольку воспитательная работа в  ИУ осуществляется в специфических условиях и с лицами, совершившими преступления, то наиболее важные вопросы ее организации урегулированы уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК) и принимаемыми на его основе нормативными актами. В них, в частности, устанавливается порядок проведения клубной, библиотечной и физкультурно-спортивной работы с осужденными; определяются нормативы материально-технической базы для организации воспитательной работы в ИУ и т.д.

Однако в силу того, что воспитательная работа с осужденными носит, прежде всего, психолого-педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все вопросы ее организации. Такой подход дает возможность администрации ИУ творчески применять наиболее эффективные средства, методы и приемы педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания35.

 

 

Законодатель (ч. 1 ст. 109 УИК) определил  следующие основные направления воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: их исправление; формирование у этих лиц уважительного отношения к человеку, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных.

Воспитательные мероприятия должны оказывать позитивное воздействие  на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков. Ставить же, как это было раньше, перед органами, исполняющими наказания, задачу искоренения всех анти социальных свойств личности осужденных нереально - она не может быть достигнута в неблагоприятных для этого условиях отбывания наказания.

Закон устанавливает норму: участие  осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой, так как активное участие или безразличное отношение осужденных к проводимым воспитательным мероприятиям является одним из реальных критериев их исправления. К тому же этот критерий учитывается при решении весьма важных юридических вопросов и, в частности, при представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, применению актов об амнистии, помиловании и т.д.

Необходимо отметить, что в учреждениях  и органах, исполняющих наказания, распорядок дня предусматривает проведение мероприятий воспитательного характера, участие в которых является обязательным для осужденных.

Основным структурным звеном, в  рамках которого в ИУ организуются и проводятся воспитательные мероприятия с осужденными, является отряд, а главным лицом, на которое возложено постоянное проведение воспитательных мер в ИУ, является его начальник.

 

Важнейшие направления воспитательной работы в местах лишения свободы  реализуются через определенные формы и методы, к которым законодатель относит прежде всего нравственное, трудовое и физическое воспитание.

До недавнего прошлого воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы в значительной степени строилось на идеологических принципах и догмах марксистско-ленинского учения. В настоящее время провозглашены деидеологизация воспитательной работы и деполитизация деятельности ИУ в целом, что ставит в центр этой работы не политические, а нравственные аспекты формирования личности осужденных. Речь, как и раньше, идет, прежде всего, о привитии этим лицам уважения к человеческой личности, собственности, обществу, государству и закону, адекватного отношения к добру и злу, чувства долга, порядочности, ответственности и т.д. Так, трудовое воспитание призвано развивать у осужденных сознательное, добросовестное отношение к труду, как к первой жизненной необходимости. Правовое воспитание предполагает формирование у них навыков сознательного соблюдения законов, правовой культуры и стойкой право послушной поведенческой установки личности. В воспитательном процессе осужденных применяются и такие формы, как эстетическое и экономическое воспитание.

Кроме того, следует отметить и  относительно новую форму воспитания религиозное воспитание, которое  реализуется, в том числе и  в виде отправления осужденными религиозных обрядов в возводимых ими в колониях церквях.

Воспитательная работа проводится в индивидуальных, групповых и  массовых формах.

В ИУ общего режима воспитательные мероприятия проводятся, как правило, в клубах, общежитиях, библиотеках, спортзалах или на спортивных площадках36.

Все большую значимость приобретает  психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы. В штаты исправительных учреждений введены должности психологов, в отдельных учреждениях созданы психологические лаборатории. Они разрабатывают и внедряют психологические методики изучения личности и групп осужденных, методы дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение лиц, находящихся в ИУ, их ресоциализацию, прогнозирование и предупреждение негативных явлений в местах лишения свободы. Эти службы также оказывают помощь осужденным в снятии психологической напряженности, стрессовых состояний, организации самовоспитания, подготовки к жизни на свободе. Кроме того, психологи призваны проводить психопрофилактическую работу с сотрудниками этих учреждений.

Практика свидетельствует, что  воспитательный процесс не может  быть эффективным, если сам осужденный пассивен, не проявляет инициативы. В целях развития и поощрения  полезной инициативы у осужденных, использования возможностей коллектива в воспитательном процессе, в ИУ создаются самодеятельные организации осужденных, работающие под руководством администрации.

Самодеятельные организации - добровольные общественные формирования лиц, лишенных свободы. В них может вступать любой осужденный. Примерное положение о самодеятельных организациях определяет права и обязанности их членов, которым предоставлено право обращаться к осужденным с замечаниями, требовать от них должного поведения, информировать администрацию ИУ о совершении преступлений или готовящихся преступлениях. Они принимают участие в обсуждении вопросов труда, быта и досуга осужденных, вносят предложения по их улучшению.

 

 

 

Кроме того, самодеятельные организации  призваны содействовать оказанию помощи осужденным и их семьям, а также решать иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания. Члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами и не могут обладать полномочиями администрации ИУ.

Для решения задач, стоящих перед  самодеятельными организациями, создаются соответствующие секции, например, производственная секция, секция досуга, секция поддержания дисциплины и порядка и т.п. Число и наименование секций может изменяться с учетом особенностей и задач деятельности ИУ.

В целях использования элементов  самоуправления и самоорганизации в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных создаются советы коллективов ИУ, которые состоят из советов колоний, советов отрядов и их секций.

Работа самодеятельных организаций  осуществляется на основе квартального плана, утвержденного начальником колонии, отряда. Члены советов колоний и отрядов регулярно, но не реже одного раза в год, отчитываются о своей работе на собрании членов самодеятельных организаций осужденных.

  Кроме названных выше форм  и методов воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы, которые законодатель относит к основным, в отношении этих лиц применяются и другие, направленные на исправление осужденных, например, рациональное применение мер поощрения и взыскания, которые активно распространяются в колониях общего режима.

 В ИК-2 воспитательная работа  достигает высокий уровень, поэтому имеется школа освобождающихся.

 

 

 Эта  форма работы с  осужденными в ИУ Управления  исполнения наказаний по Свердловской  области была введена после  принятия Совместного указания  МВД РФ и Федеральной службы  занятости РФ от 28.09.1992 г.

 Обязанности по организации и проведению занятий Школы освобождающегося, которые должны начинаться за 3-6 месяцев до освобождения, были возложены на воспитательные службы.

  В ряде исправительных колоний  общего режима Свердловской области,  где организация воспитательной работы в целом поставлена на высокий уровень, занятия «Школы освобождающихся» носят регулярный характер. К их проведению не только привлекаются специалисты колонии, но и приглашаются представители службы занятости, предприятий, наркологических диспансеров и других структур города и области37. Одной из проблем комплектации школ освобождающихся преподавательскими кадрами является отсутствие закрепления в функциональных обязанностях сотрудников колоний, а тем более привлекаемых специалистов и зачастую на деле не всегда занятия в школе освобождающихся дают большую подготовку перед освобождением особенно лицам, которые отбывают наказание больше 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

Проведенное исследование позволяет в качестве итогов квалификационной работы сделать следующие выводы:

  1. Сохранение за осужденным правового статуса гражданина является принципиальным положением политико-правовой доктрины Российского государства по отношению к лицам, совершившим преступления.
  2. Сохранение за осужденными гражданства государства преследует цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как позволяет не формально, а по существу обращаться к гражданским чувствам осужденных, что усиливает воспитательный потенциал наказания.
  3. Особенностью специального правового статуса осужденных обусловливается социальной ролью (позицией), выполняемой его обладателями - осужденными. В отличие от социальных ролей иных специальных правовых статусов рассматриваемая нами является следствием неодобряемого и порицаемого обществом поведения: совершения опасных для общества деяний, ущемления прав и законных интересов других граждан.
  4. Воспитательная работа с осужденными отбывающие наказание помогает реализовать себя после отбытия наказания в жизни.
  5. Что решение о распределении осужденных по отрядам  с учетом их личностных особенностей, привлечении их к труду, обучению в системе общего и профессионального образования принимается комиссией ИУ, возглавляемой начальником учреждения.
  6. Существуют облегченные условия содержания для осужденных, которые показывают себя с наилучшей стороны.

    

 

 

  

 

С целью дальнейшего  совершенствования организационно-технических  средств отбывания наказания  целесообразно, на мой, взгляд, реализовать  следующие предложения:

1. Улучшить медицинское обслуживание осужденных в исправительных учреждениях

2. Уделять больше внимания  образованию осужденных, в частности позволить осужденным получать на территории исправительной колонии высшее образование за счет денежных средств своих родных и ввести данное изменение в законодательство.

3. Способствовать предоставлению  рабочих мест лицам, каждый желающий работать должен реально реализовать свое право на труд.

4. Добиться такого положения,  чтобы численность осужденных  в отряде не превышала 25 - 30 человек, а не 60 – 70, так как это существенно затрудняет работу с конкретными осужденными.

Вести тщательную воспитательную работу с лицами:

- переведенными из воспитательных  колоний

- нарушающими правила внутреннего  распорядка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Конституция РФ принята 12.12.1993 (в ред. от 25.12.09)
  2. Федеральный Конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ (в ред. от 10.06.08)
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 15.12.09)
  4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 15.01.10)
  5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 №  1-ФЗ ( в ред. от 15.01.10)
  6. Трудовой кодекс РФ
  7. ФЗ от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»
  8. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 15.05.09)
  9. Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а так же нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых  в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказания на мирное время» (в ред. от 07.05.08)
  10. Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 «Об утверждений правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях» (в ред. от 03.03.08)

Информация о работе Условия отбывания наказания в колонии общего режима