Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:09, дипломная работа
Актуальность избранной темы заключается в том, что Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении и ограничении прав и свобод этого лица. Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (часть 2 статьи 43 УК РФ).
Введение ………………………………………………………….. 3-4
УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Понятие и сущность колонии общего режима ……………….. 5-6
Порядок приема осужденных в ИК (Карантин) ………………. 7-11
Правовое положение лиц отбывающих наказание основные права и обязанности ………………………………………………………. 12-20
Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима …………………………………………………… 21-25
ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НАКАЗАНИЯ
2.1. Понятие, содержание и основные требования режима в ИУ …. 26-29
2.2 Режим особых условий в ИУ ……………………………………. 30-33
2.3 Труд осужденных в ИУ ……………………………………………34-41
2.4 Обучение осужденных в ИУ ………………………………………42-52
2.5 Воспитательная работа в ИУ, подготовка к освобождению осужденных. …………………………………………………………….53-58
Заключение …………………………………………………………...59-60
Список литературы …………………………………………………..61-64
2.5 Воспитательная работа в ИУ,
подготовка к освобождению
Несмотря на то, что и режим отбывания наказания, и труд осужденных в местах лишения свободы, как и их общеобразовательное и профессиональное обучение, выполняют воспитательную функцию, законодатель в качестве самостоятельного основного средства пенитенциарного воздействия на осужденных определил воспитательную работу.
Воспитательная работа как одно из средств достижения цели наказания - исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений представляет собой комплексную систему форм, методов и средств целенаправленного позитивного воздействия на личность и поведение осужденных.
Поскольку воспитательная работа в ИУ осуществляется в специфических условиях и с лицами, совершившими преступления, то наиболее важные вопросы ее организации урегулированы уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК) и принимаемыми на его основе нормативными актами. В них, в частности, устанавливается порядок проведения клубной, библиотечной и физкультурно-спортивной работы с осужденными; определяются нормативы материально-технической базы для организации воспитательной работы в ИУ и т.д.
Однако в силу того, что воспитательная работа с осужденными носит, прежде всего, психолого-педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все вопросы ее организации. Такой подход дает возможность администрации ИУ творчески применять наиболее эффективные средства, методы и приемы педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания35.
Законодатель (ч. 1 ст. 109 УИК) определил следующие основные направления воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: их исправление; формирование у этих лиц уважительного отношения к человеку, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных.
Воспитательные мероприятия
Закон устанавливает норму: участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой, так как активное участие или безразличное отношение осужденных к проводимым воспитательным мероприятиям является одним из реальных критериев их исправления. К тому же этот критерий учитывается при решении весьма важных юридических вопросов и, в частности, при представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, применению актов об амнистии, помиловании и т.д.
Необходимо отметить, что в учреждениях и органах, исполняющих наказания, распорядок дня предусматривает проведение мероприятий воспитательного характера, участие в которых является обязательным для осужденных.
Основным структурным звеном, в рамках которого в ИУ организуются и проводятся воспитательные мероприятия с осужденными, является отряд, а главным лицом, на которое возложено постоянное проведение воспитательных мер в ИУ, является его начальник.
Важнейшие направления воспитательной работы в местах лишения свободы реализуются через определенные формы и методы, к которым законодатель относит прежде всего нравственное, трудовое и физическое воспитание.
До недавнего прошлого воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы в значительной степени строилось на идеологических принципах и догмах марксистско-ленинского учения. В настоящее время провозглашены деидеологизация воспитательной работы и деполитизация деятельности ИУ в целом, что ставит в центр этой работы не политические, а нравственные аспекты формирования личности осужденных. Речь, как и раньше, идет, прежде всего, о привитии этим лицам уважения к человеческой личности, собственности, обществу, государству и закону, адекватного отношения к добру и злу, чувства долга, порядочности, ответственности и т.д. Так, трудовое воспитание призвано развивать у осужденных сознательное, добросовестное отношение к труду, как к первой жизненной необходимости. Правовое воспитание предполагает формирование у них навыков сознательного соблюдения законов, правовой культуры и стойкой право послушной поведенческой установки личности. В воспитательном процессе осужденных применяются и такие формы, как эстетическое и экономическое воспитание.
Кроме того, следует отметить и относительно новую форму воспитания религиозное воспитание, которое реализуется, в том числе и в виде отправления осужденными религиозных обрядов в возводимых ими в колониях церквях.
Воспитательная работа проводится в индивидуальных, групповых и массовых формах.
В ИУ общего режима воспитательные мероприятия проводятся, как правило, в клубах, общежитиях, библиотеках, спортзалах или на спортивных площадках36.
Все большую значимость приобретает психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы. В штаты исправительных учреждений введены должности психологов, в отдельных учреждениях созданы психологические лаборатории. Они разрабатывают и внедряют психологические методики изучения личности и групп осужденных, методы дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение лиц, находящихся в ИУ, их ресоциализацию, прогнозирование и предупреждение негативных явлений в местах лишения свободы. Эти службы также оказывают помощь осужденным в снятии психологической напряженности, стрессовых состояний, организации самовоспитания, подготовки к жизни на свободе. Кроме того, психологи призваны проводить психопрофилактическую работу с сотрудниками этих учреждений.
Практика свидетельствует, что воспитательный процесс не может быть эффективным, если сам осужденный пассивен, не проявляет инициативы. В целях развития и поощрения полезной инициативы у осужденных, использования возможностей коллектива в воспитательном процессе, в ИУ создаются самодеятельные организации осужденных, работающие под руководством администрации.
Самодеятельные организации - добровольные общественные формирования лиц, лишенных свободы. В них может вступать любой осужденный. Примерное положение о самодеятельных организациях определяет права и обязанности их членов, которым предоставлено право обращаться к осужденным с замечаниями, требовать от них должного поведения, информировать администрацию ИУ о совершении преступлений или готовящихся преступлениях. Они принимают участие в обсуждении вопросов труда, быта и досуга осужденных, вносят предложения по их улучшению.
Кроме того, самодеятельные организации призваны содействовать оказанию помощи осужденным и их семьям, а также решать иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания. Члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами и не могут обладать полномочиями администрации ИУ.
Для решения задач, стоящих перед самодеятельными организациями, создаются соответствующие секции, например, производственная секция, секция досуга, секция поддержания дисциплины и порядка и т.п. Число и наименование секций может изменяться с учетом особенностей и задач деятельности ИУ.
В целях использования элементов самоуправления и самоорганизации в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных создаются советы коллективов ИУ, которые состоят из советов колоний, советов отрядов и их секций.
Работа самодеятельных организаций осуществляется на основе квартального плана, утвержденного начальником колонии, отряда. Члены советов колоний и отрядов регулярно, но не реже одного раза в год, отчитываются о своей работе на собрании членов самодеятельных организаций осужденных.
Кроме названных выше форм
и методов воспитательной
В ИК-2 воспитательная работа
достигает высокий уровень, поэ
Эта форма работы с
осужденными в ИУ Управления
исполнения наказаний по
Обязанности по организации и проведению занятий Школы освобождающегося, которые должны начинаться за 3-6 месяцев до освобождения, были возложены на воспитательные службы.
В ряде исправительных колоний
общего режима Свердловской
Проведенное исследование позволяет в качестве итогов квалификационной работы сделать следующие выводы:
С целью дальнейшего
совершенствования
1. Улучшить медицинское обслуживание осужденных в исправительных учреждениях
2. Уделять больше внимания образованию осужденных, в частности позволить осужденным получать на территории исправительной колонии высшее образование за счет денежных средств своих родных и ввести данное изменение в законодательство.
3. Способствовать предоставлению рабочих мест лицам, каждый желающий работать должен реально реализовать свое право на труд.
4. Добиться такого положения, чтобы численность осужденных в отряде не превышала 25 - 30 человек, а не 60 – 70, так как это существенно затрудняет работу с конкретными осужденными.
Вести тщательную воспитательную работу с лицами:
- переведенными из
- нарушающими правила
Список литературы
Информация о работе Условия отбывания наказания в колонии общего режима