Шпаргалка по "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:09, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность, цели и задачи ПН в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов
ПН — специфический вид государственной деятельности, которая осуществляется от имени РФ специально созданными для этого органами прокуратуры.
ПН — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или ФЛ.

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 157.32 Кб (Скачать файл)

Практика свидетельствует, что не следует ограничиваться анализом только статистических данных; их необходимо дополнять выборочными исследованиями, конкретными проверками исполнения законов на определенных объектах или территориях.

Анализ состояния борьбы с преступностью, как составной части законности, отличается своим предметом, включающим обобщение и оценку следующих характеристик преступности:

уровень;

распространенность;

структура;

динамика;

раскрываемость;

иные показатели, связанные  с преступными проявлениями, причинами и условиями, способствующими их совершению. Уровень или состояние преступности отражает количество преступлений, совершенных в течение анализируемого периода на определенной территории. Этот показатель, как правило, является доминирующим при характеристике преступности.

Основные источники информации о преступности:

-оперативная информация, поступающая в прокуратуру в виде сводок,

-сообщений, донесений;

-данные государственной статистики о преступлениях;

- материалы уголовных, гражданских дел, прокурорских проверок.

Для полноты и конкретизации  анализа состояния преступности устанавливается степень распространенности преступности среди отдельных групп населения в зависимости от возраста, пола и т.п.

Особо выделяется преступность среди несовершеннолетних.

Структура преступности раскрывает соотношение отдельных видов или групп преступлений в их совокупности. Конкретным показателем структуры является удельный вес тех или иных преступлений.

Динамика преступных проявлений показывает изменение состояния и структуры преступности во времени. Данные об этом должны сравниваться за сопоставимые периоды.

При оценке состояния преступности необходимо помнить, что определенное количество преступлений остается вне учета и не входит в уголовную статистику. Это латентные преступления, а также преступления, не зарегистрированные из-за несоблюдения порядка и правил учета. По этим причинам нужно весьма осторожно относиться к выводам о состоянии преступности и законности, сделанным только на основе статистических показателей о количестве зарегистрированных преступлений без учета фактического состояния правопорядка, действенности принимаемых мер по их выявлению, пресечению и предупреждению.

Анализ состояния законности надо вести комплексно, по различным направлениям, используя разнообразную информацию, с применением специальных методов, способов и средств.

По результатам анализа  работы прокуратуры выпускаются  обобщения, обзоры, экспресс-анализы нарушений законов и практики прокурорского надзора, примеры положительного и отрицательного опыта прокурорской и следственной деятельности.

Качественное ведение  информационно-аналитической работы позволяет прокурорам выявлять отрицательные тенденции, возникающие в практике исполнения законов. А в зависимости от серьезности допущенных нарушений и существующих приоритетов, — общего состояния законности и правопорядка. Намечаются конкретные цели и предполагаемые результаты деятельности. В свою очередь, постановка четких целей — одно из основных условий формирования каждой прокуратурой планов работы, выполнение которых направлено на достижение желаемых результатов.

Планирование, основываясь  на глубоком и всестороннем анализе состояния законности, не всегда следует за аналитической работой. Являясь функцией управления, оно выступает способом организации этой работы, развивает и направляет учет, обработку и оценку соответствующей информации. В этом проявляется взаимная связь планирования и информационно-аналитического обеспечения.

Существо планирования состоит  из определения целей деятельности прокуратуры, формирования конкретных мероприятий для достижения этих целей, сроков исполнения мероприятий, их исполнителей.

Типичные мероприятия, включаемые в план:

* подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период;

* обсуждение итогов деятельности  прокуратуры на межведомственных совещаниях;

* прокурорские проверки исполнения законов;

* обобщение практики прокурорского  надзора и его организации;

* мероприятия, связанные  с повышением деловой квалификации;

* заседание коллегии и  другие.

 Планы должны быть  комплексными, конкретными по предмету, месту, лицам и срокам его исполнения, реальными, т.е. основываться на правильном расчете имеющихся сил, средств и времени, необходимых для их выполнения.

В органах прокуратуры  применяются три вида планов:

1)перспективные (на год и более);

2)текущие (полугодовые, квартальные и месячные);

3)краткосрочные (недельные, ежедневные).

Опыт планирования показывает, что наиболее распространенным является составление полугодовых планов. По таким периодам планируется работа Генеральной прокуратуры РФ, а также прокуратур субъектов Федерации.

Разновидностями планов являются планы:

-координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

-по повышению деловой квалификации;

-стажировки;

-проверки состояния работы подчиненных прокуратур и другие.

Существуют различные  способы подготовки планов. В отдельных прокуратурах субъектов Федерации пошли по пути формирования планов «снизу», т.е. подчиненные прокуратуры с учетом состояния законности на местах самостоятельно определяют плановые мероприятия. В некоторых прокуратурах, что более целесообразно, предварительно согласовываются цели и мероприятия, включаемые в план работы нижестоящих прокуратур, с целями и задачами вышестоящих органов прокуратуры.

Процесс планирования обычно состоит из:

сбора необходимой информации;

анализа состояния законности;

разработки прогнозов;

подготовки проекта плана;

обсуждения проекта плана;

утверждения плана;

организации исполнения плана.

Кроме планирования работы прокуратуры в целом, осуществляется также планирование работы каждого прокурора и следователя. Индивидуальное планирование существенно помогает распределить время для достижения результативности в работе, способствует повышению организованности и профессионализма прокурорских работников.

 

21. Планирование работы в органах прокуратуры, виды планов.

Планирование — разработка системы мероприятий по совершенствованию деятельности прокуратуры на определенный период времени с обязательной их реализацией в работе прокурорских органов.

Планирование  представляет собой важнейшее организационное мероприятие, активно влияющее на осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности, способствующее повышению его эффективности, оно позволяет определять перспективы борьбы с правонарушениями, выяснять недостатки в работе прокуратуры и принимать меры по их устранению. Не­обходимость планирования обусловлена большим объемом текущей работы по рассмотрению и разрешению жалоб, проведению различных проверок, участию в судах по рассмотрению уголовных и гражданских дел и пр. Часто прокурорам приходится стихийно разрешать различные вопросы, касающиеся устранения правонарушений, восстановления нарушенных субъективных прав и охраняемых интересов, привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности. Но, как показывает практика, не все нарушения законности попадают в сферу прокурорского надзора, некоторые оказываются за рамками те­кущей работы. Во избежание подобных упущений необходимо планировать работу прокуратуры, разрабатывать меры по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений. Планирование способствует совершенствованию деятельности прокуратуры. Известно, что при осуществлении надзора за соблюдением законности подчас выявляются различные недостатки: не всегда правильно устанавливаются нарушения законности, используется устаревшая методика проведения проверок, допускаются ошибки в толковании и применении норм права. Необходимо выяснять причины и условия происшедшего, принимать надлежащие меры.

В прокурорской практике применяется четыре вида планирования: перспективное, текущее, оперативное и координационное.

Перспективное - это планирование мероприятий на один год, основанное на прогнозировании правонарушений. Преступления и другие нарушения законности — явления стихийные, но выделить закономерности все же можно. Они связаны со временем, территорией, численностью и составом населения, переселением людей из стран ближнего зарубежья, челночной торговлей, спадом производства и т.д. На основе анализа состояния законности в регионе определяются главные направления деятельности прокуратуры, выявляются наиболее неблаго­приятные (с точки зрения соблюдения законности) органы, учреждения, предприятия, организации. На базе этого разрабатываются мероприятия по борьбе с правонарушениями. Главное внимание необходимо сосредоточить на устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, особенно тяжких преступлений. Важно, например, принять меры по предупреждению преступности несовершеннолетних, по борьбе с наркоманией, уклонением от уплаты налогов и т. д. Перспективные планы целесообразно согласовывать с администрацией районов, городов, областей, краев. Все финансовые расходы по реализации плановых мероприятий возлагаются на органы местного самоуправления исполнительной власти субъектов РФ.

Текущее — это планирование на период относительно устойчивого  состояния законности в регионе. Оно представляет собой своеобразную программу борьбы с нарушениями законности в течение полугодия. Состояние законности постоянно меняется, и планирование, будучи оперативным, должно отражать его. План — своеобразный акт комплексного реагирования на сложившуюся обстановку в районе, городе, области, крае, республике. Текущее планирование является основным и обязательным для каждого прокурорского органа. Вот почему к нему предъявляется жесткое требование: планирование должно быть реальным. Иногда в планы включаются мероприятия, реализация которых не приносит пользы, причем порой они указываются просто для видимости, с тем чтобы создать мнение об интенсивности работы прокурорского органа.

Реальность планирования обеспечивается тщательным изучением  состояния законности в районе, городе, области, крае, республике. Перед составлением плана должны быть выяснены виды совершаемых в регионе правонарушений, степень их тяжести и распространенности, места совершения, недостатки в работе прокуроров, следователей, инспекторов по дознанию и других должностных лиц.

Выделяются два вида информации: внутренняя и внешняя. Внутренняя находится в самой прокуратуре (рассмотренные жалобы, материалы об отказах в возбуждении уголовных дел, о прекращении производства, расследуемые уголовные дела, копии исковых заявлений, направленных в суд, и др.). Необходимо использовать и опыт осуществления надзора за исполнением законов, ибо при проведении проверок прокуроры обнаруживают различные правонарушения в деятельности тех или иных органов, учреждений, предприятий, организаций, им становятся известны неблагополучные, ненадежные субъекты.

Внешней информацией располагают  администрации учреждений, предприятий, организаций. Например, в судах из рассмотренных ими гражданских дел можно выявить нарушения трудовых прав граждан, нарушения законов о приватизации государственного имущества, об охране природы и т.д. Сведения о нарушениях законности могут быть также истребованы от различных компетентных органов, в частности, от контрольно-ревизионных управлений, статистических инспекций, вневедомственной охраны и т. д.

Полученные данные подлежат тщательному изучению: на их основе выявляются виды совершаемых нарушений законности, степень их распространенности. В итоге разрабатываются и включаются в план наиболее существенные мероприятия, реализация которых наверняка окажется результативной, принесет большую пользу в укреплении законности в районе, городе, области и т. д.

Незначительные мероприятия  в него включаться не должны, ибо  они могут вызвать большую потерю времени, но не иметь должного результата.

В текущий план обычно включаются два вида мероприятий.

1. Проверки исполнения законов в неблагополучных в этом отношении учреждениях, предприятиях, организациях, органах власти, управления. С учетом данных о правонарушениях прокуроры планируют проверки исполнения законов о невыплате заработной платы рабочим и служащим, пенсий и пособий для детей, несоблюдении льгот для инвалидов, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан, об увольнении и трудоустройстве граждан, охране природы, о приватизации государственного и муниципального имущества, об уплате налогов, о соблюдении законодательства об административных правонарушениях и т.д. Как показывает практика, в условиях спада производства именно эти законы нарушаются особенно часто. Средства же реагирования не планируются, ибо выбор их зависит от установленных правонарушений, степени их распространенности и опасности.

2. Обобщение прокурорской, следственной и судебной практики – комплексная проверка деятельности этих органов по выявлению недостатков в работе по борьбе с правонарушениями. Часто невиновные лица незаконно привлекаются к ответственности, а лица, совершившие преступления, либо освобождаются от нее, либо уголовное наказание оказывается необоснованно мягким. Обобщение — это способ совершенствования деятельности правоохранительных органов, в ходе которого выясняются виды совершаемых в регионе нарушений законности, степень их распространенности и социальной опасности и делаются организационные выводы о том, как бороться с ними в дальнейшем.

С учетом допускаемых нарушений  законности планируют обобщение  практики по приему заявлений и сообщений о преступлениях, отказу в возбуждении уголовных дел, прекращению производства дознания и предварительного следствия. Как показывает практика, отделы внутренних дел неохотно принимают заявления о бесперспективных преступлениях (когда личность преступника неизвестна), а в случаях неустановления преступника выносят постановления либо об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о прекращении по нему производства (если оно уже возбуждено).

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорский надзор"