Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:09, шпаргалка
1. Сущность, цели и задачи ПН в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов
ПН — специфический вид государственной деятельности, которая осуществляется от имени РФ специально созданными для этого органами прокуратуры.
ПН — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или ФЛ.
Целесообразно планировать обобщение практики избрания ареста в качестве меры пресечения как наиболее существенной меры принуждения. При анализе ее применения изучаются уголовные дела, по которым судом вынесены оправдательные приговоры или приговоры, не связанные с лишением свободы. Проверяются и материалы дел, по которым судом рассматривались жалобы на избрание ареста в качестве меры пресечения.
В планы включается изучение практики о соблюдении сроков расследования и рассмотрения уголовных дел. В соответствии со ст. 239 УПК уголовное дело должно быть рассмотрено не позднее 14 суток с момента вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания. В действительности же дела не рассматриваются месяцами и даже годами. Длительное время подсудимые находятся в переполненных следственных изоляторах, лишенные необходимых средств к существованию.
Планируется обобщение практики поддержания государственного обвинения в целях выяснения разногласий между прокурором и судом, вынесшим приговор. При обобщении изучается кассационная практика. Нужно выяснить, приносил ли прокурор кассационные и частные протесты, были они правильны и обоснованны или нет. Затем по результатам обобщения разрабатываются меры по совершенствованию поддержания государственного обвинения и прокурорского надзора за выносимыми судами приговорами, определениями, постановлениями.
Обязательно нужно планировать изучение исполнения законодательства о несовершеннолетних, совершающих тяжкие преступные деяния: убийства, грабежи, разбои, кражи, бандитизм и многое другое. Необходимо выяснять причины и условия; способствующие тому, что они встали на путь преступлений. Очень часто в этом повинны родители, воспитатели, руководители детских учреждений, предприятий, организаций, где они работают. Вот почему целесообразно проверять в школах, техникумах, колледжах, приемниках-распределителях, на фабриках, заводах, в инспекциях и комиссиях по делам несовершеннолетних исполнение законов о несовершеннолетних и привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности. Полезно обобщать и практику расследования и рассмотрения уголовных дел, по которым несовершеннолетние являются подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми.
Планируется также обобщение практики участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел. Различают два вида такого участия: обращение прокурора с заявлениями об устранении выявленных нарушений законности, восстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, учреждений, организаций и привлечению виновных лиц к ответственности; участие прокурора в рассмотрении гражданских дел, возбужденных по инициативе истцов, заявителей. При изучении материалов выясняются позиции суда, прокурора, им дается соответствующая оценка. Если судебное решение или определение признано незаконным и необоснованным, то проверяется правомерность принесения прокурором кассационного или частного протеста и удовлетворение (или неудовлетворение) его судом второй инстанции. Может проводиться и обобщение судебной и прокурорской практики по важнейшим категориям гражданских дел.
При осуществлении надзора за соблюдением законности в местах ограничения и лишения свободы в план включается изучение состояния преступности в тюрьмах и колониях. Главная цель отбытия уголовных наказаний — воспитание и перевоспитание осужденных в духе добросовестного отношения к труду, соблюдения законности. При осуществлении надзора необходимо изучать причины и условия, способствующие совершению таких тяжких и социально опасных правонарушений, как убийства, разбои, грабежи, причинение тяжких телесных повреждений, побегов и т.д. и принимать меры по их устранению, предупреждению рецидивной преступности. Нужно анализировать и нарушения законности, совершаемые администрацией уголовно-исправительных учреждений, ибо они зачастую способствуют совершению осужденными новых преступлений. Можно планировать проверки исполнения законов об условно-досрочном освобождении граждан, твердо вставших на путь исправления (известно, что администрация исправительных учреждений не всегда своевременно проявляет такую инициативу). В план включаются проверки исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
План составляется с учетом плана вышестоящей прокуратуры, который, однако, имеет для нижестоящей прямое руководящее значение только в части сквозных заданий. Иногда в нем содержатся предписания, обязывающие регионального прокурора выполнить то или иное мероприятие (например, провести проверки исполнения законов о выплате заработной платы, пенсий, трудоустройстве безработных). Но в основном план работы прокуратуры должен отражать состояние законности в регионе.
План — упорядоченная система мероприятий, указывающихся по отраслям надзора: по общему надзору, надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и т.д. Целесообразно планировать мероприятия, которые связаны между собой, хотя и относятся к разным направлениям деятельности прокуратуры. Это позволит комплексно вести борьбу с нарушениями законности. Подтверждение тому — проверки исполнения законов о труде и обобщение практики по рассмотренным судом гражданским делам о восстановлении на работе.
Для обеспечения реальности
в плане обязательно
Реальность текущего планирования обеспечивается оперативным планированием — это планирование работы индивидуально каждым помощником, заместителем прокурора района, города. Оперативный план составляется на один месяц, в него включаются мероприятия из основного плана. Это делается для того, чтобы каждый работник знал о порученных ему заданиях и своевременно их выполнял, мог вносить в него те или иные дополнения, связанные со служебными обязанностями.
Непременное условие эффективности борьбы с преступностью — объединение усилий всех правоохранительных органов. Проводимая изолированно, обособленно она малоэффективна (низкая раскрываемость преступлений, нарушения сроков расследования уголовных дел, непринятие профилактических мер и т.д.). Борьба с преступностью должна проводиться общими усилиями всех правоохранительных органов по единому координационному плану, инициатива составления и выполнения которого принадлежит прокурору.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о прокуратуре РФ Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов. Обязанность координации возложена на прокуратуру, потому что она более всех других правоохранительных органов информирована о состоянии преступности в районе, городе, области, крае, республике, федерации. Надзирая за исполнением законов всеми органами дознания и предварительного следствия, прокуроры получают сведения о видах преступлений, степени их распространенности, местах совершения, раскрываемости и т.д. Сами же правоохранительные органы осведомлены лишь о расследуемых преступлениях.
Координационный план составляется на полугодие и включает в себя мероприятия, согласованные с руководством. В его составлении могут принимать участие руководители судов и органов юстиции. Хотя суды и не относятся к правоохранительным органам, но их деятельность неразрывно связана с последними — суды рассматривают уголовные дела и выносят приговоры, определения, постановления, т. е. выполняют главное — определяют наказание виновным в совершении преступлений лицам. Борьба с преступностью немыслима без применения к виновным мер принуждения, а значит, суды тоже должны принимать участие в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Это нашло закрепление в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденном указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567. В ст. 14 этого положения сказано: «В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов осуществляется взаимодействие с судами и органами юстиции». Само же взаимодействие есть не что иное, как координация деятельности всех органов, которые объединяет общность задач по борьбе с преступностью. Тем более, что производство дознания и предварительного следствия, рассмотрение судами уголовных дел происходят в рамках уголовного процесса и регламентируются уголовно-процессуальным законодательством. При этом никакого посягательства на независимость судей не происходит. В единый координационный план обычно включается три вида мероприятий.
1. Анализ состояния преступности в регионе (в районе, городе, области и т.д.). Обычно планируется изучение криминогенной обстановки в целях установления числа преступных деяний, их видов, степени тяжести, мест совершения, а также изучение причин и условий, способствующих развитию преступности в целом и отдельных видов преступлений в частности. Особому анализу подвергаются причины и условия, способствующие совершению наиболее тяжких преступлений, таких как убийства, бандитизм, организованная преступность, преступность несовершеннолетних, преступления в финансово-кредитной сфере, взяточничество и т. д. Такое изучение необходимо для разработки и реализации комплекса мер по их предупреждению.
2. Мероприятия по совершенствованию деятельности самих правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в работе которых, как показывает практика, допускаются весьма существенные недостатки, снижающие ее эффективность. Органы дознания и предварительного следствия не всегда полно и правильно устанавливают обстоятельства уголовных дел, незаконно прекращают по ним производство, скрывают сообщения о трудно раскрываемых преступлениях и т.д. Планируется изучение качества расследования уголовных дел, по которым суд вынес оправдательные приговоры, возвратил на дополнительное расследование или вообще прекратил производство. Обычно при этом выявляются недостатки в действиях органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений, а также недочеты в работе прокурора, осуществлявшего надзор за расследованием. Планируется также обобщение практики незаконных отказов в возбуждении уголовных дел и прекращении производства, избрания мер пресечения (особенно арестов по уголовным делам, по которым суды вынесли либо оправдательные приговоры, либо приговоры, не связанные с лишением свободы). В план включается кроме того изучение работниками правоохранительных органов нового законодательства и правоприменительной практики.
3. Мероприятия по проверке исполнения законов, нарушения которых служат причинами или условиями, способствующими совершению преступлений. Нередко планируют проверки исполнения законов о банках, банковской деятельности, приватизации, налогового законодательства, законодательства о сохранности цветных металлов и пр. Выявляя подобные нарушения законности и принимая меры по их устранению, прокуроры предупреждают совершение связанных с ними преступлений.
Планы разрабатываются и принимаются на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов и ими подписываются.
Председательствует на этих совещаниях соответствующий прокурор. В планах указываются время выполнения и исполнитель мероприятий. Прокурор района, города, области контролирует выполнение плана. На координационных совещаниях (не реже одного раза в квартал) заслушивается информация исполнителей и разрабатываются меры по совершенствованию деятельности правоохранительных органов. На заседаниях секретарь прокуратуры ведет специальный протокол, в котором отражаются содержание выступлений, высказываемые предложения. В координационный план прокуратура может включать и мероприятия, указанные в текущем плане, если они касаются борьбы с преступностью.
22. Порядок формирования планов работы в прокуратурах субъектов Федерации и в прокуратурах городов и районов.
23. Формы взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти, местного самоуправления и органами контроля.
Важным аспектом организационной
деятельности прокуратуры является
обеспечение надлежащего
Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и органов власти регионального и муниципального уровней, органов контроля составляют Конституция РФ, Закон о прокуратуре и другие федеральные законы.
В соответствии со
ст. 72 Конституции РФ органы власти
субъектов РФ вместе с
Соответственно и органы
местного самоуправления, самостоятельно
решая вопросы местного
Названный перечень
вопросов свидетельствует об
общности задач, которые