Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:00, лекция
Вопрос о времени появления прокуратуры в Беларуси является достаточно сложным и в литературе практически не рассмотрен. Уже в XV–XVI вв. в Великом княжестве Литовском, политическим, экономическим и культурным центром которого были белорусские земли, существовали должности, близкие по объему выполняемых полномочий к прокурорским. Статутами ВКЛ 1529 года, 1566 года и 1588 года регулировалась деятельность прокураторов и возных. Первые представляли собой адвокатов в нынешнем понимании слова. Вторые – нечто среднее между прокурором, следователем и дознавателем.
Прокураторы, возные, инстигаторы в ВКЛ.
Образование прокуратуры в России. Дореформенная прокуратура (от Петра I до 1864 года).
Характеристика пореформенной прокуратуры (с 1864 года по 1917 год).
Советский период развития прокуратуры (с 1922 года по 1991 год).
Сущность прокурорского
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства, независимо от местных органов власти и управления, на всей территории Республики Беларусь, в отношении всех министерств, комитетов, всех субъектов хозяйствования, должностных лиц и граждан, в административном, гражданском, уголовном судопроизводстве и в уголовно-исполнительной деятельности государства.
Субъект прокурорского надзора – это должностное лицо органа прокуратуры, действующее в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления надзорных полномочий и выполнения возложенных задач по основаниям и в порядке, установленном законом.
Существует два основных понятия:
«прокурорский работник» и «
В ряде случаев для соответствующих процессуальных отношений не имеет значение, какую конкретно должность в данном органе прокуратуры занимает то или иное лицо. В силу единства и централизации прокуратуры прокурор в рамках своей компетенции может делегировать любые надзорные полномочия для выполнения своих функций, за исключением прямо предусмотренных законом конкретных полномочий и случаев.
Так, в соответствии со ст. 3 Закона «О прокуратуре» под прокурорами понимаются действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры. Однако, например, санкцию на заключение под стражу может выдать только прокурор или его заместитель. Принести надзорный протест могут только Генеральный прокурор, его замы и прокуроры областей, г. Минска и приравненные к ним прокуроры.
Объект прокурорского надзора состоит в совокупности юридических и физических лиц, органов власти и управления, на которые распространяется компетенция прокуратуры. В общем виде к ним относятся республиканские, местные органы государственного и хозяйственного управления и контроля, местные Советы депутатов и иные органы местного самоуправления, воинские формирования и учреждения, органы государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъекты хозяйствования, учреждения и организации, политические партии, общественные и религиозные объединения, должностные лица, граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь.
Направления деятельности – те пути, по которым прокурорские работники осуществляют надзор, а также выполняют иные возложенные на них задачи, проводят мероприятия по борьбе с преступностью.
Понятие направлений было введено
впервые в научный обиход Законом
СССР «О прокуратуре» 1979 г. До настоящего
времени в юридической
Статья 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» называет:
Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом.
Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе.
Основные направления
I вид включает в себя 1-5 направления, которые получили название отраслей прокурорского надзора.
II вид ч. 3, 4 ст. 2 Закона «О прокуратуре» - это ненадзорная деятельность. Она включает в себя проведение предварительного следствия по уголовным делам, а также участие в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, гражданских дел, хозяйственных (экономических) споров, поддержание государственное обвинение по уголовным делам в соответствии с процессуальным законодательством. Координация правоохранительной деятельности многими авторами относится к функции или задаче, а не к направлению.
Отрасль – предусмотренное законом организационно-правовое направление надзорной деятельности органов прокуратуры, которая характеризуется родовым объектом, предметом, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора. По своему характеру и содержанию отрасли равнозначны (при дознании, например, они носят властный характер).
От отраслей прокурорского надзора нужно отличать участки деятельности. Эти участки выделяются с учетом специфических задач. Усиление охраны прав несовершеннолетних обуславливает необходимость надзора за несовершеннолетними – выделяется такой участок. Это выделение обусловлено тем, что наряду со знанием права эти специалисты должны знать психологию, педагогику, должны сочетаться меры правового и воспитательного характера. Организационно это проявляется на низшем уровне прокуратур в работе помощников прокурора по делам несовершеннолетних.
Следующий участок – работа с жалобами, заявлениями и письмами граждан.
Организационно обособлен в деятельности органов прокуратуры надзор за исполнением законов в вооруженных силах. Надзор осуществляется военной прокуратурой.
Специфический участок – надзор за исполнением законов на транспорте. Организационно проявляется в деятельности специализированных транспортных прокуратур.
Принцип – основа, основополагающие начала, определяющие сущность.
Принцип прокурорского надзора – это юридически оформленные руководящие положения, которые закрепляют наиболее общие и существенные свойства организации и деятельности органов прокуратуры, раскрывающие ее сущность и направленность.
Выделяют конституционные, общие принципы и специальные (внутриорганизационные). Деятельность прокуратуры основывается на общих принципах: законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
Принцип законности. В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него настоящим Законом и иными законодательными актами.
Прокурор принимает предусмотренные Законом «О прокуратуре» и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Принцип равенства. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств.
Принцип независимости. Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.
Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору.
Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
Принцип гласности. Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Принцип обязательности исполнения решений прокурора. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.
Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
Лицам, вызываемым в рабочее время
в органы прокуратуры, гарантируется
сохранение места работы (должности)
и среднего заработка. Факт вызова лица
в орган прокуратуры в рабочее
время и продолжительность
Внутриорганизационные принципы – зональный и предметный.
Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь ее объем, возложенный на структурные подразделения, распределяются между работниками по территориальным зонам. Этот принцип организации работы распространяется и на непосредственное осуществление прокурорского надзора: на разрешение жалоб, заявлений и обращений граждан и организаций, на участие в кассационной инстанции по дедам, рассмотренным судами соответствующих районов.
Предметный принцип. Его достоинство: обеспечивает единство прокурорского надзора, устраняет разобщенность, раздробленность, преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры в целом, обеспечивает всесторонний подход к изучению проблем. Это дает возможность учитывать квалификацию, опыт, склонности, личные качества каждого работника. Применение этого принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов.
Отрицательным моментом применения предметного принципа стало отпадение нижестоящих прокуратур. Этот принцип в чистом виде не стал применяться.
В органах прокуратуры
Информация о работе История зарождения и становления органов прокуратуры