История зарождения и становления органов прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:00, лекция

Краткое описание

Вопрос о времени появления прокуратуры в Беларуси является достаточно сложным и в литературе практически не рассмотрен. Уже в XV–XVI вв. в Великом княжестве Литовском, политическим, экономическим и культурным центром которого были белорусские земли, существовали должности, близкие по объему выполняемых полномочий к прокурорским. Статутами ВКЛ 1529 года, 1566 года и 1588 года регулировалась деятельность прокураторов и возных. Первые представляли собой адвокатов в нынешнем понимании слова. Вторые – нечто среднее между прокурором, следователем и дознавателем.

Содержание

Прокураторы, возные, инстигаторы в ВКЛ.
Образование прокуратуры в России. Дореформенная прокуратура (от Петра I до 1864 года).
Характеристика пореформенной прокуратуры (с 1864 года по 1917 год).
Советский период развития прокуратуры (с 1922 года по 1991 год).

Вложенные файлы: 1 файл

Konspekt_Prok_nadzor_obsch_chast.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

 

Организационной основой  повышения эффективности деятельности органов прокуратуры является планирование. Оно достигается:

  1. определением задач прокуратуры в целом и отдельных звеньев на определенный промежуток времени;
  2. программы мероприятий по решению этих задач, эффективной борьбы с преступностью на основе распределения сил и средств;
  3. установлением персональной отвественности за осуществление намеченных мероприятий.

Процесс планирования включает в себя несколько этапов:

    • составление плана – прокурор ставит задачу перед подчиненными и устанавливается контроль, определяется перечень мероприятий на соответствующий период времени;
    • определяются организационные формы предстоящей деятельности, назначаются конкретные исполнители, распределяются обязанности, согласованность проведения этого мероприятия.

Прокурор должен составлять план таким образом, чтобы был  резерв времени, сил для непредвиденных обстоятельств, для того, чтобы решать текущие вопросы.

В деятельности прокуратуры используются методпланы – выделение ведущих направлений и проблемных вопросов. Планирование по проблемным вопросам позволяет скоординировать усилия прокурорского надзора на эффективную работу. Выделение ведущих направлений (разработка научных рекомендаций, новых методик) позволяет сконцентрировать усилия для решения проблем. Это понятие динамичное, оно изменяется в зависимости от ситуаций, складывающихся в обществе.

Наличие в плане ведущих  направлений не означает, что борьба с другими нарушениями закона ослаблена, так как выявление нарушений закона – одна из задач прокуратуры.

В зависимости от целей, сроков выделяются:

  • перспективное планирование (на длительный срок, оно предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на решение существенных вопросов);
  • текущее планирование (как правило, на квартал, преследует цель решить промежуточные задачи). Проекты таки планов выносятся на оперативное совещание или коллегию и утверждается руководителем прокуратуры.

Перспективное и текущее планирование связаны между собой, однако решающее значение имеет перспективное планирование.

 

 

 

 

 

Тема 4. Формы (правовые средства) и акты прокурорского надзора.

 

Вопросы:

  1. Понятие формы (правовых средств) прокурорского надзора, их классификация.
  2. Понятие актов прокурорского надзора, их классификация.
  3. Протест, представление, постановление.
  4. Официальное предупреждение, предписание

 

Права и обязанности  прокурора, а также порядок осуществления  этих полномочий, формы реализации составляют правовые средства прокурорского надзора.

Применение прокурором правовых средств  ведет к возникновению правоотношений между прокурором с одной стороны  и государственными органами, должностными лицами, общественными организациями  и гражданами с другой стороны.

Закрепленные в законе права и обязанности прокурора составляют его полномочия. Наделение прокурора каким-либо правом одновременно обязывает его действовать так, то есть право прокурора одновременно является его обязанностью.

Большинство полномочий прокурора  являются общими для всех отраслей прокурорского надзора. Например, такие правовые средства, как протест, представление, истребование приказов, распоряжений, получение соответствующих объяснений от должностных лиц.

 Наряду с общими полномочиями  прокуроры наделяются и особыми (присущи при осуществлении надзора в той или иной отрасли). Например, надзор за дознанием и следствием – дача указаний органам дознания и следствия. Всей полнотой полномочий обладает Генеральный прокурор. Он наделяется и исключительными полномочиями: имеет право участвовать в заседании Пленума Верховного суда, вносит представление в Пленум Верховного суда о необходимости дачи разъяснения. До недавнего времени имел право законодательной инициативы.

Правовые средства можно классифицировать.

    1. по цели

  1 правовые средства, направленные на выявление нарушений закона (проверка исполнения законов);

  2 направленные на  устранение нарушений закона (внесение  протестов, дача указаний, предписания);

  3 направленные на обеспечение  материального ущерба (подача иска);

  4 направленные на привлечение виновных лиц к ответственности;

  5 на устранение причин и  условий, способствующих нарушениям.

    1. по характеру

  1 обязывающие (требование прокурора  по проверке исполнения закона);

  2 приостанавливающие (принесение  протеста, приостановление исполнения приговора суда, акта в местах лишения свободы);

  3 распорядительные.

    1. по форме

  1 акты (протест, предписание,  постановление);

  2 действия (особенность  – эти действия облекаются  в процессуальную форму – поддержание  государственного обвинения, заявление ходатайств, дача заключения).

Правовые средства реализуются  с помощью методов прокурорского  надзора. Многие ученые вместо понятия  правовых средств используют понятие  методов надзора.

 

Акт прокурорского  надзора – это предусмотренное законом правовое средство реализации полномочий прокуратуры, используемых прокурором в соответствии со своей предметной и иерархической компетенцией в целях установления нарушений или несоблюдения Конституции, законов, декретов и указов Президента, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, проверки этих нарушений и принятия мер к восстановлению нарушенной законности.

К актам прокурорского  надзора в соответствии с Законом  «О прокуратуре» относятся протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение. Однако к таким актам можно также отнести заявление прокурора в суд о признании акта недействительным, указание прокурора о производстве какого-либо следственного или иного процессуального действия.

Признаки и свойства, которым должны отвечать акты прокурорского  надзора:

    • актуальность и значительность;
    • своевременность;
    • выводы должны быть обоснованы и аргументированы;
    • единство содержания и формы;
    • юридически и стилистически грамотным.

 

Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

Протест приносится в государственный  орган, иную организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим противоречащие законодательству правовой акт или решение (совершившим незаконное действие), либо в суд.

В протесте прокурор или его заместитель  требуют отмены либо изменения противоречащих законодательству правового акта, решения или прекращения незаконного действия.

Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным  органом, иной организацией, должностным  лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный  срок с момента его поступления, а местными представительными органами – на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законодательства, прокурор или его заместитель вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованных правового  акта или решения (действия).

При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении протеста.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшими его прокурором или его заместителем либо вышестоящим прокурором.

В случае отклонения протеста прокурора  или его заместителя, за исключением  протеста на судебные постановления, либо нерассмотрения его в установленный срок прокурор или его заместитель могут принести протест в вышестоящий государственный орган, иную организацию (вышестоящему должностному лицу).

Если вышестоящий государственный  орган, иная организация (вышестоящее  должностное лицо) не отменят опротестованные правовой акт или решение (действие), прокурор или его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением в соответствующий суд об отмене противоречащих законодательству правового акта или решения (действия).

Подача прокурором или его заместителем заявления в суд приостанавливает действие опротестованных правового акта или решения (действия).

Принесение, рассмотрение и разрешение протеста и заявления прокурора  в суде осуществляются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

 

Представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям.

Представление вносится прокурором или  его заместителем в государственный  орган, иную организацию или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения и принять меры к устранению способствующих им причин и условий. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по исполнению представления.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания этого органа. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении представления.

 

Постановление – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Постановление как акт прокурорского надзора может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.

Постановление при осуществлении  надзора за исполнением закона в  ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания выносится в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом.

Постановление о возбуждении дисциплинарного  производства или о привлечении  лица к материальной ответственности  подлежит исполнению соответствующим государственным органом, иной организацией или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления.

Иные постановления подлежат рассмотрению и исполнению в срок, установленный  прокурором или его заместителем.

О результатах рассмотрения постановления сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

Постановление до его  исполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором или его заместителем либо вышестоящим прокурором.

 

Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.

Предписание направляется государственному органу, иной организации, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящему государственному органу, иной организации (вышестоящему должностному лицу), правомочным устранить такое нарушение.

Предписание должно содержать указание на акт законодательства, который  нарушен, характер правонарушения и  конкретные предложения о мерах по его устранению.

Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его заместителю.

Государственный орган, иная организация, должностное лицо или индивидуальный предприниматель могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, если иное не предусмотрено законодательными актами, который обязан рассмотреть жалобу в десятидневный срок со дня ее поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

Информация о работе История зарождения и становления органов прокуратуры