Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение системы основных теоретических положений, касающихся процессуального статуса потерпевшего в уголовном процессе России, анализ системы гарантий осуществления потерпевшим своих прав и защиты законных интересов в рамках уголовного судопроизводства.
Реализация поставленной цели осуществлялась путем решения следующих задач:
- сформулировать определение потерпевшего, которое учитывало бы все многообразие возникающих в реальной жизни ситуаций;
- определить правовое положение потерпевшего и осуществляемые им функции
Глава 1. Потерпевший как участник уголовного процесса и его процессуальный статус.
Понятие потерпевшего в российском уголовно-процессуальном законодательстве
Процессуальный статус потерпевшего и механизм обеспечения его прав
Глава 2. Уголовно- процессуальные права потерпевшего и их реализация на разных стадиях уголовного процесса.
2.1 Права потерпевшего на стадии досудебного производства.
2.2 Права потерпевшего на стадии судебного разбирательства
Глава 3. Осуществление защиты потерпевшего и проблемы ее обеспечения.
3.1 Государственная защита потерпевшего.
3.1 Проблемы защиты и нарушения прав потерпевшего.
3.2 Государственная защита потерпевшего, их обязанность и ответственность по защите потерпевших.
Заключение
Список использованной литературы
Меры безопасности также могут быть отменены по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты.
Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты.
Постановление (определение) об отмене мер безопасности может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.
В постановлении (определении) об отмене мер безопасности должны быть урегулированы вопросы восстановления имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав защищаемого лица.
Постановление (определение) о применении мер безопасности действует до принятия органом, решения об их отмене.
Суд при постановлении приговора по уголовному делу выносит определение (постановление) об отмене мер безопасности либо о дальнейшем применении указанных мер.
Государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице.
Решения органов, обеспечивающих государственную защиту, принимаемые в соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, которым они адресованы.
3.2 Проблемы и перспективы защиты прав потерпевших от преступлений
Поднят один из важных аспектов судебно-правовой реформы, а именно защита человека от преступных посягательств и злоупотреблений. Характеризуются пробелы в действующем УПК и намечаются пути их устранения.
Включение в Конституцию Российской Федерации главы второй: «Права и свободы человека и гражданина», вступление России в Совет Европы, ратификация Государственной Думой Российской Федерации декларации «О защите прав и свобод человека» подтверждает, что для государства права и свободы человека становятся высшей целью.
Проводимая в стране судебно-правовая реформа должна быть скоординирована с этими положениями и направлена по пути реальной защиты человека от преступных посягательств и всякого рода злоупотреблений. Вырабатываемую государством политику борьбы с преступностью следует определить ее конечной целью -защиту «жертв преступлений».
Достижение этой цели должно быть подчинено наше законодательство. Между тем анализ принятого в последнее время гражданского, гражданско-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства показывает, что законодательные органы, ориентируясь на международно-правовые нормы, обеспечивают беспрецедентную защиту и расширение прав лиц, совершивших преступление, а их жертвы остаются без государственной защиты.
В периодической печати, специальных правовых изданиях в настоящее время все чаще раздаются «голоса» ученых-процессуалистов, практических работников уголовной юстиции, несогласных с такой политикой органов власти, в защиту прав «жертв преступлений». В частности профессор А.Я. Сухарев пишет: «Более широкий взгляд на преступность как фактор социальной дестабилизации позволяет выделить то общее, что, в конечном счете, определяет все или почти все разновидности преступлений: это, разумеется, последствия посягательств - жертвы преступлений. Их миллионы, а с учетом латентности и низкой эффективности работы органов уголовной юстиции десятки миллионов, нуждающихся в защите зачастую не получают ее» .
В то же время ни законодательные, ни исполнительные органы власти не проявляют, вопреки своим конституционным обязанностям, интереса к защите лиц, ставших жертвами преступлений и злоупотреблений. Поэтому, возникла острая необходимость принятия такого уголовно-процессуального законодательства, в котором главным процессуальным участником могла бы стоять жертва преступлений.
Отправление правосудия на началах состязательности и равноправия сторон по-новому определяет место потерпевшего в уголовном судопроизводстве во всех ее стадиях.
Судебно-правовая реформа не может считаться завершенной до тех пор, пока не будут разрешены проблемы процессуального положения и защиты прав потерпевших. Главным условием ее проведения должны стать: четкое определение понятий потерпевшего, обеспечение ему равных, а в некоторых случаях и приоритетных процессуальных прав при расследовании уголовного дела, защиты его жизни, здоровья имущества и его близких родственников; обеспечение квалифицированной юридической помощи, причем в определенных случаях бесплатной; реальное возмещение материального и компенсации морального вреда.
Между тем в отношении жертв преступлений законодатель проявляет завидный консерватизм, в результате которого жертва преступления по-прежнему остается второстепенным участником уголовного процесса с ограниченными правами.
Эта мысль ярко выражена профессором А.Д. Войковым, который пишет: «Проблема жертв преступлений - одна из вопиющих во всей истории человечества, и она находит отнюдь не адекватное отражение в строе уголовного судопроизводства, осуществляемого именем государства».
Чтобы жертвы преступлений почувствовали защиту своих прав со стороны государства, проведение судебно-правовой реформы должно перейти от выработки теоретических, декларативных положений в практическую плоскость обеспечения защиты прав и интересов жертв преступлений.
Сопоставление норм действующего и проекта нового УПК РФ, касающихся процессуального положения потерпевшего, подтверждает высказанное, что они не в состоянии защитить их от психического, а нередко и от физического давления на них со стороны подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, его родственников и даже адвокатов. Такое давление препятствует реализации потерпевшим своего права на судебную защиту и восстановления своих нарушенных прав.
Органам законодательной власти требуется принять такие законы, которые устранили бы существующие, и не создавали бы новые проблемы для лиц, ставших жертвами преступлений. Для их разрешения следует определить весь круг проблем.
Возникающие проблемы можно классифицировать на три группы:
К первой группе следует отнести те проблемы, которые ущемляют права потерпевшего в стадии возбуждения и расследования уголовного дела.
Во вторую группу можно включить проблемы, препятствующие потерпевшему осуществить права на судебную защиту.
В третью группу входят проблемы,
связанные с исполнением
Рассмотрим более подробно существующие проблемы в досудебных и судебных стадиях и путях их разрешения.
Перечисленный перечень проблем при реализации потерпевшим своих прав возникает не только в результате пробелов действующего уголовно-процессуального законодательства, но и в недостаточной эффективности деятельности органов, обеспечивающих безопасность в неединичных нарушениях, которые допускают работники этих органов.
Возросший уровень преступности, а нередко бездеятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений становится одной из причин роста нераскрытых преступлений и влечет за собой невозможность жертв преступлений на судебную защиту своих попранных прав и не обеспечивает возмещение морального ущерба.
Пробелы в действующем УПК, несовершенство ведомственной и государственной отчетности позволяют отдельным должностным лицам и даже органам, с целью приукрашивания своей деятельности в борьбе с преступностью, оставлять без регистрации заявления и сообщения потерпевших о преступлениях. Они допускают случаи незаконного отказа в возбуждении уголовных дел. Данный вывод подтверждают материалы проверок, проводимых прокурорами городов и районов Ставропольского края. Данные статистических отчетов прокуроров показывают, что за последние годы прокурорами ставились на учет укрытые преступления, по которым возбуждалось от 600 до 700 уголовных дел о преступлениях различной тяжести. Из этого числа только 18-20 процентов преступлений раскрывались, а лица, их совершившие, привлекались к уголовной ответственности. Остальные 80-82 процента таких дел увеличивали число нераскрытых преступлений. Как следствие - потерпевшие оставались без судебной защиты.
По Российской Федерации такие цифры возрастают до значительных размеров. Как отметил Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.И. Скуратов: «Ежегодно выявляются 40-50 тысяч незарегистрированных преступлений. При этом обнаруживается и необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, искажение фактических обстоятельств происшествия, фальсификация проверочных материалов. Порой усилия направляются не на установление виновных, а на подыскание подходящих оснований для отказа, приостановления или прекращения расследования» .
Подобные нарушения закона не только ставят перед потерпевшими неразрешимые проблемы, а чаще всего порождают у потерпевших недоверие к правоохранительным органам и органам власти, не способным защитить их и восстановить нарушенные права.
Проблемы в стадии возбуждения уголовных дел могут быть разрешимы только в том случае, если органы дознания, расследования и судьи свою деятельность будут осуществлять с учетом положений п.4 «Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений», который гласит: «К жертвам следует относиться с состраданием и уважать их достоинство. Они имеют право на доступ к механизмам правосудия, скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством» .
Второе направление в решении перечисленных проблем может быть осуществлено только в том случае, если уголовно-процессуальное законодательство будет приведено в соответствии с положениями, названной декларации Генеральной Ассамблеи ООН и ст. ст. 46, 48, 52 Конституции Российской Федерации, а также других международно-правовых норм. Потерпевшему должны быть предоставлены равные процессуальные права с другими участниками процесса, и он как равноправный его (участник) субъект будет иметь возможность участвовать в контроле за результатами принятия решения по его заявлению о совершенном преступлении и иметь право возражать против отказа в возбуждении уголовного дела. Такое положение закона обеспечит равные права с обвиняемыми, которые вправе возражать против отказа в возбуждении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, требовать возбуждения по нему расследования и реабилитации как невиновного.
Наиболее остро стоят вопросы защиты прав жертв преступления в стадии расследования уголовных дел, где допускается наибольшее количество ущемления прав потерпевших и возникает настоятельная необходимость изменения норм действующего и соответствующих статей проекта нового УПК РФ.
Неспособность государства защитить своих граждан от преступных посягательств обязывает компенсировать им предоставлением таких прав, которые позволяют обеспечить решение задачи по защите их интересов и полного возмещения ущерба, нанесенного им как жертвам преступления.
В связи с введением суда присяжных потерпевшему предоставлено дополнительно право - участвовать в прениях сторон и высказывать возражения против отказа прокурора от государственного обвинения. В остальном процессуальное положение потерпевшего не изменилось и может оставаться таким же до принятия нового УПК РФ. Его авторы в ст. 46 предлагают наделить потерпевшего следующими дополнительными правами: знать о предъявленном обвиняемому обвинении; пользоваться бесплатной помощью переводчика; знакомиться с протоколами следственных действий, производимых с его участием и подавать на них замечания; участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству; получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении дела, а также копию приговора; участвовать в судебном разбирательстве в суде первой инстанции, выступать в прениях; поддерживать обвинение, в том числе и в случае отказа государственного обвинителя от обвинения; знать о принесенных по делу жалобах и приносить на них возражения; участвовать в рассмотрении жалоб, ходатайств и протестов в апелляционной и кассационной инстанциях.
Жертве преступления предоставляется возможность решать вопрос о прекращении уголовного дела или направлении его в суд. Этим самым поднимается его роль как равноправного участника уголовного судопроизводства.
Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что даже при даче согласия для потерпевшего проблема не завершается, потому что не определен механизм и форма выражения потерпевшим дачи согласия на прекращение уголовного дела по указанным выше основаниям и порядок возмещения материального и тем более компенсации морального вреда. Поэтому тысячам потерпевшим предстоит длительный марафон разрешения своего иска в гражданском судопроизводстве.
Для того, чтобы потерпевшему не пришлось самому предъявлять иск и длительное время оставаться без возмещения материального ущерба, даже при наличии согласия потерпевшего, уголовное дело по нереабилитирующим основаниям может быть прекращено, по нашему мнению, в том случае, если обвиняемый представит письменный документ, подтверждающий возмещение им или его представителем материального ущерба. А если материальный и моральный вред не возмещен, то дело прекращению не подлежит и должно направляться в суд для рассмотрения. Такое положение в законе позволит потерпевшему контролировать законность принимаемых решений по уголовным делам в стадии расследования и дознания.
Отдельные авторы и практические работники уголовной юстиции высказывают возражения против расширения прав потерпевших, мотивируя это тем, что в таком случае будут ущемляться права обвиняемого на защиту. Думается, что такие высказывания ошибочны, так как предоставление потерпевшим от преступления дополнительных прав не только не ущемит какие-либо права обвиняемых, но и отвечает положениям ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, закрепившей принцип: осуществления судопроизводства «на основе состязательности и равноправии сторон».
Противники расширения прав потерпевшего высказывают и другие аргументы, ссылаясь на то, что его интересы в суде представляет и защищает прокурор, выступающий в качестве государственного обвинителя. Поэтому нет необходимости представлять потерпевшему право поддерживать обвинение, выступать в прениях. Подсудимый окажется в невыгодном положении, когда на него будут оказывать давление два участника процесса и ему будет трудно осуществлять свое право на защиту. Изучение судебной и прокурорской практики показывает, что проблемы для потерпевших в судебном заседании не устраняются даже при участии государственного обвинителя. В еще более сложном положении оказывается потерпевший, когда в судебном заседании не участвует государственный обвинитель или он отказывается от поддержания государственного обвинения. В таких случаях потерпевший остается без всякой защиты и должен сам защищать свои права, а этого он не сможет сделать, если в уголовно-процессуальном кодексе не будет решен вопрос поддержания обвинения.
Информация о работе Потерпевший как участник уголовного процесса и его процессуальный статус