Судебное разбирательство в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Отправление правосудия является одной из основных форм государственной деятельности. Действуя на основе законности, суд не только обеспечивает надёжную правовую защиту интересов граждан и государства, но и активно демонстрирует демократизм общества, равенство всех перед законом и судом. Конституция нашего государства устанавливает, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, и также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Немаловажное значение имеет заключение по исследованию, так как оно содержит краткое обобщение изложенного материала, основные аспекты существования и проведения судебного разбирательства, возможные варианты дальнейшего развития изучаемого понятия.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая УПП.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

Согласно настоящему закону в решении всех вопросов по существу при коллегиальном рассмотрении дела все члены судейской коллегии равноправны. Закон не предоставляет  председательствующему по делу каких-либо преимущественных прав. Вместе с тем  на нем лежит обязанность осуществлять целый ряд организационно-распорядительных функций, выполнение которых призвано обеспечить проведение судебного заседания  в полном соответствии с настоящим  уголовно-процессуальным законом.

Единоличные действия председательствующего по руководству  судебным заседанием при коллегиальном  рассмотрении дела, по обеспечению  соблюдения распорядка заседания не должны противоречить принципу коллегиальности  в деятельности суда. Кроме того, закон обязывает председательствующего  знакомить участников судебного  разбирательства с регламентом  судебного заседания, установленным ст. 257 УПК РК и определяющим порядок обращения к суду, общения сторон и поддержания должного порядка в зале судебного заседания. Распоряжения председательствующего по поддержанию порядка в судебном заседании, по пресечению отступлений от точного исполнения установлений процессуального закона обязательны для всех участников судебного разбирательства.

 

 

1.4 Участие сторон 

Основными действующими лицами в ходе судебного разбирательства  являются, прежде всего, суд, а также  участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и стороны  защиты: государственный или частный  обвинитель, подсудимый, его защитник (по делам несовершеннолетних –  и/или законный представитель), потерпевший, гражданский истец, гражданский  ответчик, их представители.

Центральной фигурой  на данной стадии процесса, как и  на всех других его судебных стадиях, по праву является суд, наделенный Конституцией РК (ч. 2 ст. 118) полномочием осуществлять судебную власть посредством уголовного судопроизводства. В соответствии с этим суд обладает широкими полномочиями не только по принятию итоговых решений (обычно приговоров, обвинительных или оправдательных), но и по совершению многих других процессуальных действий, связанных с производством по делу. Он откладывает разбирательство дела или приостанавливает его (ст. 253 УПК), прекращает при наличии законных оснований (ст. 254 и ч. 8 ст. 302 УПК), избирает, изменяет или отменяет меру пресечения подсудимому (ст. 255 УПК), допускает или не допускает заинтересованных лиц к участию в судебном разбирательстве, определяет допустимость или недопустимость представляемых материалов в качестве судебных доказательств и т.д.

По вопросам, разрешаемым  судом во время судебного заседания, выносятся определения или постановления, которые оглашаются в судебном заседании. Решения о возвращении уголовного дела прокурору (в соответствии со ст. 237 УПК), о прекращении дела, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о продлении срока содержания подсудимого под стражей, об отводах, а также о назначении судебной экспертизы выносятся в совещательной  комнате и излагаются в виде отдельного процессуального документа. Все  иные определения или постановления  могут выноситься в зале судебного  заседания и заносятся в протокол (ст. 256 УПК).

Особое место  среди полномочий суда в рассматриваемой  стадии производства занимает его функция  процессуального руководства судебным заседанием. Ее реализация, в конечном счете, имеет целью обеспечить эффективное, целеустремленное управление всем ходом  разбирательства дела, принятие всех предусмотренных законом мер  к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и  установлению истины, устранять из судебного разбирательства все, не имеющее отношения к делу.

Осуществление функции  процессуального руководства возлагается, прежде всего, на председательствующего, которым при коллегиальном составе  суда является один из судей. Председательствующий руководит судебным заседанием, принимает все предусмотренные законом меры по обеспечению состязательности и равноправия сторон (ст. 243 УПК). Он же разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, порядок их осуществления, знакомит с регламентом судебного заседания, установленным ст. 257 УПК, обеспечивает соблюдение распорядка судебного заседания.

1.5 Ведение протокола  судебного заседания 

Протокол судебного  заседания – один из весьма важных процессуальных документов, в котором  подлежит фиксации все, что происходило  в ходе разбирательства уголовного дела от момента открытия судебного  заседания вплоть до момента провозглашения приговора. Он может быть написан  от руки, напечатан на машинке или  изготовлен с использованием компьютера. В целях обеспечения полноты  фиксации всего происходившего при  разбирательстве дела могут применяться  стенографирование, а также технические  средства, дополняющие протокол или  стенограмму. Полученные в ходе применения технических средств материалы  прилагаются к стенограмме или  протоколу.

Протокол должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания  в течение 3 суток со дня окончания  судебного заседания. В ходе судебного  заседания он может изготавливаться  по частям, с которыми по мере их изготовления сторонам по их ходатайствам предоставляется  право на ознакомление.

В течение пяти суток  с момента изготовления и подписания всего протокола стороны по их письменным ходатайствам могут иметь  право ознакомиться с ним и  в течение трех суток после  ознакомления принести на него свои замечания. При этом ч. 8 ст. 259 УПК допускает  возможность получения участником судебного разбирательства по его  ходатайству копии протокола, изготовленной  за его счет.

С замечаниями обязан незамедлительно ознакомиться председательствующий и своим постановлением удостоверить или отклонить их правильность (ч. 2 и 3 ст. 260 УПК). По ходатайству и в  части, касающейся их показаний, ознакомление с протоколом может быть предоставлено  и иным участникам процесса.

1.6 Участие секретаря  судебного заседания 

В связи с характеристикой  роли суда в судебном разбирательстве  важно иметь представление о  таком участнике уголовного судопроизводства, каким является секретарь судебного  заседания. О нем в главах УПК, специально посвященных участникам уголовного судопроизводства, нет даже упоминания. Между тем на него возложены  важные процессуальные функции, связанные, прежде всего, с ведением протокола судебного разбирательства и решением иных ответственных задач, содействующих созданию нормальных условий для эффективного проведения заседаний (своевременный вызов свидетелей и иных лиц, выяснение причин их неявки и т.п.).

1.7 Принятие решений  установленной формы в соответствующих  пределах

Относительно пределов судебного разбирательства в  ст. 252 УПК установлены два жестких  правила общего характера:

1) судебное разбирательство  проводится только в отношении  обвиняемого и лишь по предъявленному  ему обвинению.

2) изменение обвинения  в судебном разбирательстве допускается,  если этим не ухудшается положение  подсудимого и не нарушается  его право на защиту.

Во втором из этих правил особо должны привлекать внимание два принципиальных предписания: во-первых, предписание о том, что недопустимы  никакие изменения обвинения  на суде в сторону ухудшения положения  подсудимого, и, во-вторых, положение  о том, что в стадии судебного  разбирательства возможны не любые  изменения обвинения и в сторону  улучшения положения подсудимого. Закон акцентирует внимание на том, что такого рода (т.е. улучшающие положение  подсудимого) изменения обвинения  допускаются лишь при условии, что  улучшение положения подсудимого  не нарушит право подсудимого  на защиту. Из этого следует, что  в ходе судебного разбирательства  можно исключить из обвинения  отдельные его пункты или эпизоды  преступной деятельности, признать не установленными и исключить обстоятельства, отягчающие ответственность, а также  переквалифицировать обвинение  на статью, ее часть или пункт  Особенной части УК, предусматривающую  менее строгое наказание. Однако это допустимо при том непременном  условии, что при таком изменении  фактические обстоятельства обвинения  останутся неизменными либо не будут  существенно отличаться от тех, которые  указаны в обвинительном заключении или обвинительном акте, в постановлении  о назначении судебного заседания.

1.8 Соблюдение распорядка  судебного заседания 

Судебное заседание  всегда должно носить характер определенного  торжественного ритуала, призванного  поддерживать авторитет суда, внушать  уважение к правосудию и судьям –  носителям судебной власти и постановляющим приговор именем Республики Казахстан.

Обрядовые черты  уголовного судопроизводства основаны на учете отечественного и мирового опыта осуществления правосудия. Следование этим установлениям должно создавать особую обстановку внимания и уважения к осуществляемым судом действиям, оказывать положительное влияние на формирование правосознания присутствующих в зале судебного заседания.

1.9 Обеспечение мер  по поддержанию порядка в судебном  заседании 

Судебное разбирательство  должно происходить в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность участников процесса. Судебный пристав  в соответствии с Федеральным  законом «О судебных приставах» обеспечивает в судах безопасность судей, участников судебного процесса и свидетелей. В частности, им могут быть выполнены  решения судьи о применении к  подсудимому и другим гражданам  предусмотренных законом мер  процессуального принуждения.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка  деятельности судов имеют право  в случаях и в порядке, предусмотренном  федеральным законом, применять  физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных  на них обязанностей.

Требования судебного  пристава по обеспечению порядка  обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания (ч. 4 ст. 257 УПК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Суд, стороны  и иные участники судебного разбирательства

 

2.1 Обвинитель

Последовательно проводя  принцип состязательности в организации  уголовного судопроизводства, новый  уголовно-процессуальный закон устанавливает  обязательность участия обвинителя в судебном разбирательстве. При  этом по делам публичного и частно-публичного обвинения обязательно участие  в судебном разбирательстве именно государственного обвинителя. Неявка прокурора в судебное заседание  при обязательности его участия  в силу закона влечет отложение разбирательства  дела.

Поддерживая обвинение  от имени государства, прокурор выступает  в суде первой инстанции как сторона  в процессе, равная в своих процессуальных правах с противоположной стороной защиты. Обвинительная позиция в  случае необходимости может поддерживаться по многоэпизодным делам несколькими  прокурорами. Закон исключает возможность  проведения судебного заседания  по делам публичного и частно-публичного обвинения в отсутствие прокурора.

Осуществляя уголовное  преследование, прокурор должен активно  участвовать в судебном следствии, используя предоставленные ему  как стороне права, чтобы добиться обоснованного осуждения и справедливого  наказания виновного подсудимого. Однако его процессуальное положение  не дает ему возможности получить дополнительные преимущества в судебном разбирательстве.

Основываясь на объективном  исследовании всех материалов дела, прокурор может изменить ранее предъявленное  обвинение, согласиться с его  переквалификацией. Он обязан отказаться от обвинения (полностью или частично), если оно не нашло своего подтверждения  в материалах дела. Порядок и правовые последствия отказа государственного обвинителя от обвинения, а также  изменения им обвинения в сторону  смягчения регулируются п. 7 и 8 ст. 246 и ст. 254 УПК РК. Предусматривая указываемые полномочия государственного обвинителя, УПК РК исходит из того, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон.

Пунктом 2 ст. 254 УПК  предписывается, что суд прекращает уголовное дело в судебном заседании  в случае отказа обвинителя от обвинения  в соответствии с ч. 7 ст. 246 или ч. 3 ст. 249 УПК РК.

Если прокурор пришел к выводу о необходимости изменить обвинение в сторону, отягчающую ответственность подсудимого, он ходатайствует  перед судом о направлении  дела на дополнительное расследование.

Отказ прокурора  от обвинения и прекращение судом  дела не могут препятствовать последующему предъявлению потерпевшим гражданского иска и его рассмотрению в порядке  гражданского судопроизводства.

По делам, подсудным  мировому судье, обвинение в судебном заседании поддерживает государственный  обвинитель – в случаях, предусмотренных  ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК РК; по уголовным делам частного обвинения – частный обвинитель или его представитель.

2.2 Подсудимый

Обязательность  участия подсудимого в судебном заседании является его правом и  обязанностью. Соблюдение этого правила  представляет собой существенную гарантию его конституционного права на судебную защиту, которое предполагает необходимость  обеспечения ему возможности  лично предстать перед судом  и дать свои объяснения по существу выдвинутого против него обвинения. Суд обязан при неявке подсудимого  отложить судебное заседание и применить  меры процессуального принуждения  в отношении не явившегося без  уважительных причин подсудимого, подвергнув его приводу, или применить, изменить в отношении него меру пресечения. Предусмотренное ч. 4 комментируемой статьи судебное разбирательство в  отсутствие подсудимого возможно лишь при рассмотрении уголовного дела о  преступлении небольшой или средней тяжести (ст. 15 УК РК) по прямо выраженному ходатайству подсудимого.

Рассмотрение дела в отсутствие подсудимого возможно и в случае, когда он удаляется  из зала судебного заседания по решению  суда. При нарушении порядка в  судебном заседании, неподчинении распоряжениям  председательствующего подсудимый может быть удален из зала судебного  заседания до окончания прений сторон. Рассмотрение дела в отсутствие подсудимого, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 247 УПК РК, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущем во всяком случае отмену приговора.

Информация о работе Судебное разбирательство в уголовном процессе