Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:41, курсовая работа
Отправление правосудия является одной из основных форм государственной деятельности. Действуя на основе законности, суд не только обеспечивает надёжную правовую защиту интересов граждан и государства, но и активно демонстрирует демократизм общества, равенство всех перед законом и судом. Конституция нашего государства устанавливает, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, и также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Немаловажное значение имеет заключение по исследованию, так как оно содержит краткое обобщение изложенного материала, основные аспекты существования и проведения судебного разбирательства, возможные варианты дальнейшего развития изучаемого понятия.
Согласно настоящему
закону в решении всех вопросов по
существу при коллегиальном рассмотрении
дела все члены судейской коллегии
равноправны. Закон не предоставляет
председательствующему по делу каких-либо
преимущественных прав. Вместе с тем
на нем лежит обязанность
Единоличные действия
председательствующего по руководству
судебным заседанием при коллегиальном
рассмотрении дела, по обеспечению
соблюдения распорядка заседания не
должны противоречить принципу коллегиальности
в деятельности суда. Кроме того,
закон обязывает
1.4 Участие сторон
Основными действующими лицами в ходе судебного разбирательства являются, прежде всего, суд, а также участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и стороны защиты: государственный или частный обвинитель, подсудимый, его защитник (по делам несовершеннолетних – и/или законный представитель), потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители.
Центральной фигурой на данной стадии процесса, как и на всех других его судебных стадиях, по праву является суд, наделенный Конституцией РК (ч. 2 ст. 118) полномочием осуществлять судебную власть посредством уголовного судопроизводства. В соответствии с этим суд обладает широкими полномочиями не только по принятию итоговых решений (обычно приговоров, обвинительных или оправдательных), но и по совершению многих других процессуальных действий, связанных с производством по делу. Он откладывает разбирательство дела или приостанавливает его (ст. 253 УПК), прекращает при наличии законных оснований (ст. 254 и ч. 8 ст. 302 УПК), избирает, изменяет или отменяет меру пресечения подсудимому (ст. 255 УПК), допускает или не допускает заинтересованных лиц к участию в судебном разбирательстве, определяет допустимость или недопустимость представляемых материалов в качестве судебных доказательств и т.д.
По вопросам, разрешаемым
судом во время судебного заседания,
выносятся определения или
Особое место
среди полномочий суда в рассматриваемой
стадии производства занимает его функция
процессуального руководства
Осуществление функции
процессуального руководства
1.5 Ведение протокола судебного заседания
Протокол судебного заседания – один из весьма важных процессуальных документов, в котором подлежит фиксации все, что происходило в ходе разбирательства уголовного дела от момента открытия судебного заседания вплоть до момента провозглашения приговора. Он может быть написан от руки, напечатан на машинке или изготовлен с использованием компьютера. В целях обеспечения полноты фиксации всего происходившего при разбирательстве дела могут применяться стенографирование, а также технические средства, дополняющие протокол или стенограмму. Полученные в ходе применения технических средств материалы прилагаются к стенограмме или протоколу.
Протокол должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. В ходе судебного заседания он может изготавливаться по частям, с которыми по мере их изготовления сторонам по их ходатайствам предоставляется право на ознакомление.
В течение пяти суток
с момента изготовления и подписания
всего протокола стороны по их
письменным ходатайствам могут иметь
право ознакомиться с ним и
в течение трех суток после
ознакомления принести на него свои замечания.
При этом ч. 8 ст. 259 УПК допускает
возможность получения
С замечаниями обязан незамедлительно ознакомиться председательствующий и своим постановлением удостоверить или отклонить их правильность (ч. 2 и 3 ст. 260 УПК). По ходатайству и в части, касающейся их показаний, ознакомление с протоколом может быть предоставлено и иным участникам процесса.
1.6 Участие секретаря судебного заседания
В связи с характеристикой роли суда в судебном разбирательстве важно иметь представление о таком участнике уголовного судопроизводства, каким является секретарь судебного заседания. О нем в главах УПК, специально посвященных участникам уголовного судопроизводства, нет даже упоминания. Между тем на него возложены важные процессуальные функции, связанные, прежде всего, с ведением протокола судебного разбирательства и решением иных ответственных задач, содействующих созданию нормальных условий для эффективного проведения заседаний (своевременный вызов свидетелей и иных лиц, выяснение причин их неявки и т.п.).
1.7 Принятие решений
установленной формы в
Относительно пределов судебного разбирательства в ст. 252 УПК установлены два жестких правила общего характера:
1) судебное разбирательство
проводится только в отношении
обвиняемого и лишь по
2) изменение обвинения
в судебном разбирательстве
Во втором из этих
правил особо должны привлекать внимание
два принципиальных предписания: во-первых,
предписание о том, что недопустимы
никакие изменения обвинения
на суде в сторону ухудшения положения
подсудимого, и, во-вторых, положение
о том, что в стадии судебного
разбирательства возможны не любые
изменения обвинения и в
1.8 Соблюдение распорядка судебного заседания
Судебное заседание всегда должно носить характер определенного торжественного ритуала, призванного поддерживать авторитет суда, внушать уважение к правосудию и судьям – носителям судебной власти и постановляющим приговор именем Республики Казахстан.
Обрядовые черты
уголовного судопроизводства основаны
на учете отечественного и мирового
опыта осуществления
1.9 Обеспечение мер
по поддержанию порядка в
Судебное разбирательство должно происходить в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность участников процесса. Судебный пристав в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах» обеспечивает в судах безопасность судей, участников судебного процесса и свидетелей. В частности, им могут быть выполнены решения судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и в порядке, предусмотренном федеральным законом, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.
Требования судебного пристава по обеспечению порядка обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания (ч. 4 ст. 257 УПК).
Глава 2. Суд, стороны
и иные участники судебного
2.1 Обвинитель
Последовательно проводя принцип состязательности в организации уголовного судопроизводства, новый уголовно-процессуальный закон устанавливает обязательность участия обвинителя в судебном разбирательстве. При этом по делам публичного и частно-публичного обвинения обязательно участие в судебном разбирательстве именно государственного обвинителя. Неявка прокурора в судебное заседание при обязательности его участия в силу закона влечет отложение разбирательства дела.
Поддерживая обвинение
от имени государства, прокурор выступает
в суде первой инстанции как сторона
в процессе, равная в своих процессуальных
правах с противоположной стороной
защиты. Обвинительная позиция в
случае необходимости может
Осуществляя уголовное
преследование, прокурор должен активно
участвовать в судебном следствии,
используя предоставленные ему
как стороне права, чтобы добиться
обоснованного осуждения и
Основываясь на объективном исследовании всех материалов дела, прокурор может изменить ранее предъявленное обвинение, согласиться с его переквалификацией. Он обязан отказаться от обвинения (полностью или частично), если оно не нашло своего подтверждения в материалах дела. Порядок и правовые последствия отказа государственного обвинителя от обвинения, а также изменения им обвинения в сторону смягчения регулируются п. 7 и 8 ст. 246 и ст. 254 УПК РК. Предусматривая указываемые полномочия государственного обвинителя, УПК РК исходит из того, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон.
Пунктом 2 ст. 254 УПК предписывается, что суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случае отказа обвинителя от обвинения в соответствии с ч. 7 ст. 246 или ч. 3 ст. 249 УПК РК.
Если прокурор пришел к выводу о необходимости изменить обвинение в сторону, отягчающую ответственность подсудимого, он ходатайствует перед судом о направлении дела на дополнительное расследование.
Отказ прокурора от обвинения и прекращение судом дела не могут препятствовать последующему предъявлению потерпевшим гражданского иска и его рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
По делам, подсудным мировому судье, обвинение в судебном заседании поддерживает государственный обвинитель – в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК РК; по уголовным делам частного обвинения – частный обвинитель или его представитель.
2.2 Подсудимый
Обязательность участия подсудимого в судебном заседании является его правом и обязанностью. Соблюдение этого правила представляет собой существенную гарантию его конституционного права на судебную защиту, которое предполагает необходимость обеспечения ему возможности лично предстать перед судом и дать свои объяснения по существу выдвинутого против него обвинения. Суд обязан при неявке подсудимого отложить судебное заседание и применить меры процессуального принуждения в отношении не явившегося без уважительных причин подсудимого, подвергнув его приводу, или применить, изменить в отношении него меру пресечения. Предусмотренное ч. 4 комментируемой статьи судебное разбирательство в отсутствие подсудимого возможно лишь при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести (ст. 15 УК РК) по прямо выраженному ходатайству подсудимого.
Рассмотрение дела
в отсутствие подсудимого возможно
и в случае, когда он удаляется
из зала судебного заседания по решению
суда. При нарушении порядка в
судебном заседании, неподчинении распоряжениям
председательствующего
Информация о работе Судебное разбирательство в уголовном процессе