Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 07:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Уголовному процессу»
При оценке иных документов
учитываются компетентность должностного
лица или гражданина, их составивших,
наличие необходимых
Иные документы необходимо отличать от документов — вещественных доказательств.
Документ, обладающий признаками, указанными в ст. 81 УПК РФ, является вещественным доказательством, если он признан таковым и приобщен к уголовному делу в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.
46.
Результаты оперативно-
Между тем специального механизма проверки оперативных данных уголовно-процессуальный закон не содержит.
Этот вывод обусловлен
тем, что уголовно-процессуальный закон
указал лишь на недопустимость использования
в процессе доказывания результатов
оперативно-розыскной
Этот запрет носит практически
абсолютный характер, поскольку уголовно-
Некоторые авторы утверждают,
что результаты оперативной деятельности
следует рассматривать как
Другие специалисты в
области уголовного судопроизводства
совершенно справедливо возражают
против этого тезиса, поскольку уголовно-
В настоящее время в материалах уголовного дела обычно находится справка (сообщение), в которой должностное лицо органа дознания сообщает, что проведенными оперативными мероприятиями установлен определенный факт.
Наличие или отсутствие этого факта в действительности проверить невозможно, он, в зависимости от правосознания должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, принимается ими «на веру».
47.
Меры уголовно-процессуального
принуждения — это
Иначе: Меры уголовно-процессуального принуждения - психологическое, материальное, физическое и моральное воздействие органов уголовного преследования на поведение лиц, участвующих в уголовном деле, с целью пресечения и предупреждения совершения ими неправомерных действий.
Общим для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их применения независимо от воли и желания лица, в отношении которого они осуществляются, а также их правоограничительный или правопринудительный характер.
Принуждение выражается в
стеснении и ограничении
- неприкосновенности личности (задержание, арест);
- свободы передвижения (домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении);
- права осуществлять трудовую деятельность (отстранение от должности);
- права распоряжаться имуществом (наложение ареста на имущество и т. п.).
Признаки мер уголовно-
- применяются только к лицам, участвующим в уголовном деле: к обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и понятому, чье ненадлежащее поведение создает угрозу или препятствует успешному расследованию (разрешению) уголовного дела;
- применяются только в рамках производства по уголовному делу;
- правом по применению мер уголовно-процессуального принуждения обладают специальные субъекты (дознаватели и следователи указанных в УПК РФ органов, а также суд);
- круг оснований, влекущих необходимость применения в отношении лица мер принудительного воздействия, определен законом;
- порядок их применения строго регламентирован законом.
Закон детально регламентирует
процессуальный порядок применения
мер принуждения. Они применяются
по мотивированному решению
Виды мер процессуального принуждения (в соответствии с разделом IV УПК РФ):
задержание,
меры пресечения и
иные меры процессуального принуждения.
Альтернативное деление (по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения могут быть разделены на меры):
пресечения,
предупреждения
обеспечения надлежащего поведения.
48.
Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).
Сущность задержания состоит
в кратковременном лишении
Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обоснованности задержания, четко регламентируя условия, основания, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).
Основания задержания:
Лицо может быть задержано только по подозрению в совершении такого преступления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо
пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
"Иные данные" - фактические
данные (доказательства), косвенно указывающие
на причастность лица к
показания свидетелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступления, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
показания обвиняемых, подозреваемых о соучастниках;
результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
материалы ревизий, инвентаризаций;
сходство по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.
Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основания для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыться, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутствием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.
Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из условий (например, лицо не имеет постоянного места жительства), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процессуальное задержание недопустимо.
Замечание
Следует различать фактическое
задержание и задержание по правилам,
установленным уголовно-
Фактическое задержание означает захват лица и принудительное доставление его в органы дознания или к следователю.
Право уголовно-процессуального задержания в порядке, установленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.
Если лицо было задержано
непосредственно при совершении
преступления (т. е. до возбуждения уголовного
дела), то фактический захват определяется
моментом фактического ограничения
свободы передвижения (с этого
момента начинается течение сроков
задержания), но в течение трех часов
после доставления такого подозреваемого
в орган дознания или к следователю
должны быть вынесены постановление
о возбуждении уголовного дела (при
наличии соответствующих
Избрание меры процессуального
принуждения и выбор ее вида —
это право, а не обязанность лиц,
ведущих судопроизводство. Закон
устанавливает, что соответствующее
должностное лицо вправе задержать
лицо по подозрению в совершении преступления
при наличии установленных
Мотивами задержания могут быть:
пресечение преступного деяния;
предотвращение совершения новых преступлений;
лишение возможности скрыться,
уничтожить доказательства или иным
образом воспрепятствовать
установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не допускается использование задержания как средства получения от подозреваемого признания вины в совершении преступления.
Срок задержания
Согласно ст. 94 УПК РФ срок задержания не может превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.
В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. момента производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК).
Важность четкого определения момента фактического задержания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ конституционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализацию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).
Все сроки уголовно-
УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения прав задержанного.
Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания.
Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо должно быть доставлено в орган дознания или к следователю. Представляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия. Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления должен быть доставлен в орган дознания или к следователю в течение разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часового срока является основанием для освобождения подозреваемого (ч. 2 ст. 94 УПК).