Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 07:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Уголовному процессу»
После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК). В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, например, в случае задержания лица при совершении преступления).
В протоколе задержания указывается как дата и время составления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК). По смыслу этой уголовно-процессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о применении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе задержания должны быть указаны все имевшие место такие обстоятельства. В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозреваемым и лицом, его составившим.
В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления, но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст. 184 УПК).
В течение 12 часов с момента фактического задержания дознаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):
прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию - при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.
При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.
Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Основания и порядок освобождения задержанного
Основания и порядок освобождения задержанного установлены в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следователя подозреваемый подлежит освобождению, если:
не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.
По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если
в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо
суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Если имеется определение
или постановление суда об отказе
в удовлетворении ходатайства дознавателя,
следователя об избрании в отношении
подозреваемого меры пресечения в виде
заключения под стражу, то копия
этого определения или
При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству одной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления заявившей такое ходатайство стороной дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).
49.
Меры пресечения — это предусмотренные законом меры процессуального принуждения, применяемые по уголовному делу в порядке, установленном УПК, к обвиняемому (в исключительных случаях к подозреваемому), подсудимому, временно ограничивающие их конституционные права и свободы.
Основания применения мер пресечения
Дознаватель, следователь и суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому меру пресечения при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, т.е. при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:
скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
может продолжать заниматься преступной деятельностью;
может угрожать свидетелю, иным
участникам уголовного судопроизводства,
уничтожить доказательства либо иным
путем воспрепятствовать
Мера пресечения может избираться также для
обеспечения исполнения приговора или
возможной выдачи лица в порядке, предусмотренном статьей 466 УПК РФ.
Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого (п. 13 ст. 5 УПК).
Применение меры пресечения — процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п. 29 ст. 5 УПК).
Условия применения мер пресечения:
наличие возбужденного уголовного дела;
определение в процессуальном
порядке лица, в отношении которого
применяется мера пресечения, статусом
обвиняемого или
Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь выносят постановление, которое должно отвечать требованиям
законности,
обоснованности,
мотивированности (ч. 4 ст. 7 УПК).
В мотивировочной части должны быть приведены: данные, обосновывающие избрание меры пресечения, формулировка обвинения или подозрения со ссылкой на статью УК, а также основания, предусмотренные ст. 97 УПК; обстоятельства, обосновывающие необходимость избрания конкретной меры пресечения.
В резолютивной части указывается: мера пресечения, которая избирается обвиняемому (подозреваемому), его анкетные данные, включая наличие или отсутствие судимостей, сведения о паспорте или иных документах, удостоверяющих личность.
Факт объявления постановления
об избрании меры пресечения обвиняемому
(подозреваемому), а также разъяснения
порядка обжалования
В судебном производстве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в соответствии с его полномочиями, которые определены в гл. 5 УПК.
Только суд в досудебном и судебном производстве правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого (подозреваемого), домашнего ареста и залога. Суд правомочен решать вопрос и о продлении срока содержания под стражей (п. 1, 2 ч. 2 ст. 29 УПК). В досудебном производстве суд принимает эти решения по ходатайству дознавателя, следователя, заявленному соответственно с согласия прокурора, руководителя следственного органа. Судебное решение принимается судьей в форме постановления, а судом — определения.
В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать подсудимому любую из мер пресечения при наличии к тому оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, по ходатайству стороны или по собственной инициативе.
Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом.
Виды мер пресечения
Перечень мер пресечения содержится в ст. 98 УПК и является исчерпывающим. Систематизация мер пресечения идет от менее строгой к более строгой.
Мерами пресечения являются:
1) общими:
подписка о невыезде (не может быть применена к военнослужащим срочной службы, находящимся на казарменном положении; практически неприменима к заключенному, совершившему новое преступление; к лицу, находящемуся на корабле в дальнем плавании, и т. п.);
личное поручительство;
залог;
домашний арест;
заключение под стражу.
2) специальными (применяемые только по отношению к определенным обвиняемым или подозреваемым):
наблюдение командования воинской части (применяется к военнослужащим срочной службы, к лицам, проходящим военные сборы в воинских подразделениях и находящимся на казарменном положении);
присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
Дознаватель, следователь, а
также суд вправе (но не обязаны)
избрать в отношении
При производстве предварительного расследования дознаватель и следователь вправе самостоятельно избрать любую меру пресечения кроме
залога,
домашнего ареста и
заключения под стражу.
Избрать эти меры пресечения вправе только суд в пределах предоставленных ему полномочий (п. 1 ч. 2 ст. 29, ст. 106-108 УПК). Мера пресечения может быть избрана и применена как в процессе досудебного, так и судебного производства по уголовному делу.
Мера пресечения должна отвечать тем целям, которые дознаватель, следователь, прокурор и суд определили при ее избрании. Закон предоставил им возможность выбрать из перечисленных в УПК мер пресечения только ту, которая способна обеспечить предусмотренное ст. 6 УПК назначение уголовного судопроизводства.
Отмена или изменение меры пресечения
Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость.
Мера пресечения отменяется во всех случаях:
прекращения уголовного дела,
оправдания подсудимого либо
постановления обвинительного
приговора с условным осуждением,
с отсрочкой исполнения приговора,
а также без назначения наказания
или с назначением и
Мера пресечения изменяется на более строгую или более мягкую, когда
изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 Кодекса;
изменяется на более мягкую
при выявлении у подозреваемого
или обвиняемого в совершении
преступления тяжелого заболевания, препятствующего
его содержанию под стражей и
удостоверенного медицинским
Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.
Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.