Значение, сущность и функции решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2015 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует многочисленными погрешностями на всех уровнях управления экономикой. Причины такого положения разнообразны, как многообразна хозяйственная жизнь, складывающаяся из множества простых и сложных ситуаций, требующих решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность и роль управленческих решений, их классификация
1.1. Природа процесса принятия решений……………………………….5
1.2. Принятие решений – как основной вид деятельности руководителя……………………………………………………………………...7
1.3. Виды решений…………………………………………………………9
2. Отличительные особенности между определениями понятий «менеджмент» и «управление»………………………………………………….16
3. Определение основных категорий менеджмента…………………….18
4. Содержание внутренней и внешней среды организации…………….20
Заключение………………………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Методы принятия управленческих решений.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

Руководителю очень важно быть уверенным в том, что процедура принятия решений, действительно, правильна и желательна. Очевидно, если запрограммированная процедура становится неверной и нежелательной, решения, которые были приняты с ее помощью, будут неэффективными, а руководство потеряет уважение своих работников и людей вне организации, на которых сказываются принимаемые решения. Более того, в большей степени желательно сообщить об обоснованиях методологии принятия запрограммированных решений тем, кто этой методологией пользуется, нежели просто предложить ее для употребления. Неспособность ответить на вопросы, начинающиеся с «почему» в связи с процедурой принятия решений, часто вызывает напряжение и обижает людей, которые должны применять эту процедуру. Эффективный обмен информацией повышает эффективность принятия решений.

Незапрограммированные решения. Решения этого типа используются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. В связи с тем, что заранее невозможно определить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций (как чаще всего бывает с незапрограммированными решениями) истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В то же время, руководитель владеет большим количеством вариантов выбора.

На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Скорее всего, они суть крайние отображения некоторого спектра в случае и с повседневными, и с принципиальными решениями. Почти все решения оказываются где-нибудь между крайними вариантами. Немногие запрограммированные решения настолько структурированы, что личная инициатива лица, принимающего их, целиком исключается. И даже в ситуации самого сложного выбора методология принятия запрограммированных решений может быть полезна. При обсуждении рационального решения проблем, мы фактически описываем процедуру принятия обоснованного, но в высшей мере незапрограммированного организационного решения.

Более того, на всем протяжении изучения процесса принятия организационных решений следует всегда помнить, что он так тесно связан с процессом управления в целом, что при условии реалистичности подхода их нельзя рассматривать отдельно. Как показано выше, все функции планирования, организации деятельности, мотивации и контроля требуют от руководителя принятия решений. Данную главу следует, по сути дела, рассматривать как введение к широкому обсуждению процесса принятия организационных решений. Главная цель здесь – представить некоторые основы, которые дадут вам возможность принимать такие решения с большей эффективностью. Самым главным сущностным элементом указанной основы будут личные решения, как руководителей, так и людей, которыми они руководят.

 

Многообразие управленческих решений, их современная классификация.

В практике управления существует множество ситуаций, в которых руководителю приходится принимать решения. Каждая такая ситуация (хотя бы по некоторым факторам) уникальна. Тем не менее, возможна классификация управленческих решений по некоторым признакам.

По субъекту принятия решения (по числу лиц, принимающих участие в его разработке):

      - индивидуальные;

      - групповые.

2. По объекту принятия:

      - личные (например, выбор профессии, выбор друзей и т.д.);

      - деловые (например, выбор стратегии, размещение хозяйственных объектов и т.д).

3. По уровню принятия:

      - высший уровень (стратегические решения);

      - средний уровень (тактические решения);

      - низший уровень (оперативные решения)

4. По принципу (методам) разработки:

      - алгоритмические;

      - шаблонные;

      - оригинальные.

5. По уровню решаемых проблем:

      - стратегические;

      - тактические;

      - оперативные.

6. По эффективности:

      - оптимальные (решения, обеспечивающие максимальную степень достижения целей управления);

      - удовлетворительные (приводящие к достижению цели управления, но не обязательно в максимальной степени);

      - неудовлетворительные (неразумные, не приводящие к достижению целей управления).

7. По преемственности:

      - приемлемые (удовлетворяющие всем ограничениям);

      - неприемлемые (решение может быть оптимальным по эффективности, но личные предпочтения, сложившийся имидж, особенности внешней среды накладывают табу на его принятие).

8. По новизне решаемой задачи:

      - повторяющаяся задача;

       - новая (уникальная) задача.

9. По структурированности:

      - структурированные (задачи, допускающие строгое количественное описание зависимостей между решаемыми проблемами, факторами внешней и внутренней среды, альтернативами и последствиями их реализации);

     - неструктурированные (задачи, содержащие лишь качественное описание элементов проблемы; количественные зависимости между альтернативами, факторами среды и последствиями решений не определены или определены в незначительной части);

   - частично структурированные (задачи, содержащие как количественные, так и преобладающие  качественные зависимости между основными элементами).

10. По методам обоснования:

      - интуитивные;

      - логические (решения принимаются на основе знаний, опыта и логических рассуждений, здравого смысла);

     - рациональные (на основе объективного анализа проблемные ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий).

11. По форме представления:

      - невербальное;

      - звуковое;

      - письменное;

      - электронное.

12. По способу мотивации:

       - принуждающее;

       - побуждающее.

13. По степени определенности  информации:

       - условия определенности ситуации;

       - условия неопределенности ситуации.

14. По количеству критериев:

       - однокритериальные;

      - многокритериальные.

 

 

2. Отличительные особенности между определениями понятий «менеджмент» и «управление».

 

Управление – один из самых древних видов человеческой деятельности. Управление – это осознанная деятельность Человека, с помощью которой он упорядочивает и использует в своих интересах элементы внешней среды общества, природы и техники.

Менеджмент – значительно более узкое понятие, чем управление. Это одна из разновидностей управления и применяется к управлению хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и свободы предпринимательства. Результатом является получение прибыли.

Менеджмент – это наука и искусство управления, то есть совокупность знаний, умений и навыков и инструментов, благодаря которым можно эффективно решать задачи в условиях рынка.

Но получение прибыли не является единственным возможным результатом человеческой деятельности, критерии достижения успеха могут быть иными. От воспитания полноценных граждан детским домом, вылечивания ранее смертельно опасных болезней до массового распространения веры или победа в войне и захват новых территорий.

 

 

Менеджмент

Управление

 

Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях.

Существенные сходства.

Руководство чьей-либо деятельностью;

Цель – достижение высокой эффективности.

Руководство чьей-либо деятельностью;

Цель – достижение высокой эффективности.

Существенные различия.

Понятие имеет меньший объем, большее содержание;

Является стадией управленческого процесса;

С использованием достижений науки управления;

Термин применяется на различных уровнях социальной деятельности.

Понятие имеет больший объем, меньшее содержание;

Использование науки управления не обязательно;

Термин применяется в любых сферах деятельности.

Несущественные сходства.

Проводится одним лицом или группой лиц;

Направлен на подчинение и использование человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

Несущественные различия.

Место;

Время;

Орудия производства и контроля.


 

 

3. Определение основных категорий менеджмента.

 

Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.

Основные категории менеджмента – это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Объектом управления – могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рис 2).

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

Закон – это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

Закономерность – первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.

Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй – закономерности менеджмента.

Метод управления – это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.

Принципы управления – общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

 

4. Содержание внутренней и внешней среды организации.

 

В теории управления достаточно широко распространено мнение о том, что успех организации находится в прямой зависимости от работы управленческого персонала. Эту точку зрения называют представлением о всемогущем менеджменте.

Существует и другая точка зрения, согласно которой менеджмент носит символический характер. Она основывается на том, что способность менеджера влиять на результаты в значительной мере ограничена внешними факторами.

Реальное положение дел говорит о том, что управленческий персонал нельзя назвать ни всемогущим, ни всесильным и что существуют определенные факторы, ограничивающие деятельность менеджера. К ним относятся: внутренняя среда и среда, в которой функционирует организация (рис. 1).

 

Рис. 1 Факторы, ограничивающие деятельность менеджеров

 

Культура организации и среда, в которой функционирует организация, в значительной степени оказывают влияние на результаты деятельности менеджеров. Однако менеджеры также могут оказывать влияние на эти факторы, и уровень этого влияния зависит от профессионализма менеджеров.

 

Внутренняя среда организации.

 

Внутренняя среда организации как открытой социотехнической системы состоит из многочисленных взаимозависимых частей, или внутренних переменных. Внутренние переменные представляют собой ситуативные факторы внутри организации, к которым относятся цели, структура, ресурсы, менеджмент и организационная культура. Важно понять, что:

1. Внутренние переменные являются ситуативными факторами внутри организации и результатом управленческих решений менеджеров конкретной организации. Разные организации имеют различные цели (миссию, стратегические, тактические и операционные цели), разную структуру (функциональную, дивизиональную, матричную, командную или любую другую), разные ресурсы (сырье, материалы, человеческие, финансовые, технологические и информационные), менеджеров разного профессионального уровня и уникальную культуру.

Информация о работе Значение, сущность и функции решений