Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:32, реферат
В настоящее время почти повсеместно признано, что наиболее предпочтительным методом распределением ресурсов на образование является схема «деньги следуют за учащимися», то есть финансирование на основе спроса. Она часто называется «подушевым распределением средств»1 или «нормативно-бюджетным финансированием». Она означает, что объем финансирования, прежде всего, зависит от числа учащихся. Другими словами, количество выделяемых средств соответствует потребностям учебного заведения для обеспечения должного качества образования каждого учащегося.
Методические подходы к планированию бюджетных средств на образование и распределению их на подушевой основе
Методические рекомендации по расчету нормативов подушевого финансирования в общем образовании
2.1.Нормативно-правовая база методических рекомендаций
2.2. Порядок расчета норматива расходов на реализацию государственного стандарта общего образования (основных образовательных программ)
2.3. Порядок расчета объема субвенций
2.4. Порядок «мягкого» перехода к формированию бюджетов образовательных учреждений на нормативной основе
Методические рекомендации по исполнению бюджета образовательного учреждения на основе подушевого норматива бюджетного финансирования.
3.1.Особенности применения методики расчета норматива
финансирования по уровням бюджетной системы
- Постановление Губернатора Самарской области от 11.12.97 №367 «О системе финансирования образовательных учреждений области»;
- Правила нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений в Чувашской Республике в 2004 г., правила применения поправочных коэффициентов к нормативу бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений в 2004 г. (утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 №337).
Кроме того, мы
руководствовались «
1. В расходы на реализацию государственного стандарта общего образования, в соответствии с законодательством, включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов вообще) муниципальных общеобразовательных учреждений.
2. Норматив
расходов на реализацию
• стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги ;
• нормативного соотношения педагогических ставок и ставок административно- управленческого и вспомогательного персонала;
• нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;
• расходов на обеспечение учебного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);
• коэффициентов удорожания педагогической услуги;
• норм регионального законодательства (дополнительно к федеральным).
3. Расчет стандартной
(базовой) стоимости
4. Стандартная
(базовая) стоимость
5. Доля расходов
на оплату труда
6. Надтарифный фонд заработной платы (фонд надбавок и доплат) составляет 25% тарифного фонда по каждому образовательному учреждению
7. Нормативы
расходов на реализацию
i - расходы по заработной плате в i-том муниципальном образовании на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов (s) и по ступеням обучения (n).
P ó÷åáí- расходы на обеспечение учебного процесса в расчете на одного обучающегося.
3sni определяется по формуле:
где:
а – число часов по базисному учебному плану (БУП);
18,7час – средневзвешенное число часов на ставку;
b – ставка
зарплаты, соответствующая
1,358 – коэффициент
отчислений по единому
1,02– коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа, квалификационной категории и т.п.;
1,33 – коэффициент, фонд оплаты труда на величину доплат и надбавок;
12 – количество месяцев в году;
m – численность «условных учащихся» в классе по i-тому муниципалитету;
1,25 – коэффициент
увеличения фонда оплаты труда
на административно-
w – Коэффициенты
удорожания по ступеням
c – Коэффициенты удорожания по видам классов (программ), представленные в таблице №3.
8. Расходы
на обеспечение учебного
9. Коэффициенты
удорожания педагогической
Значения коэффициентов рассчитаны на основе действующих норм федерального законодательства, и приведены в ПРИЛОЖЕНИИ. Там же приведены коэффициенты, применяемые в пилотных регионах.
10. В сельских
образовательных учреждениях
1. Размер субвенции
каждому муниципальному
2. При расчете
субвенций муниципальному
3. Расчет осуществляется по следующей формуле:
где Si – объем субвенции для i-того муниципального образования на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- нормативы расходов на
- прогнозируемая на
n – ступени образования: 1 – начальная, 2 – основная, 3 – старшая школа.
В целях недопущения резких отклонений размеров субвенций, рассчитанных на нормативной основе, от сложившейся базы расходов по общеобразовательным учреждениям применяется корректировка нормативных расходов по следующим параметрам.
1.Расчет субвенций
осуществляется не на
Расчет числа
«условных учащихся»
Например, если в муниципалитете А средняя наполняемость не 25 человек, а 12, то «условное число детей» по этому муниципалитету, на которое можно осуществлять планирование бюджетных средств, будет определяться с коэффициентом =25/12 , то есть выше фактического в 2 раза. В этом случае, число учащихся с разными потребностями надо «взвешивать» на учащегося стандартной потребности и стандартной стоимости. При этом величина норматива не меняется, она не должна зависеть от числа детей в классе, а только от стоимости программы на учащегося при стандартных условиях (стандарт часов и стандарт наполняемости).
2. Осуществляется выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года)
Процесс «сглаживания» объема субвенций предполагает:
• Сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципалитетам.
• Выявление отклонений, анализ причин.
• Разработка
порядка учета фактической
муниципалитетам с малой наполняемостью.
• Определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для «мягкого» перехода от финансирования сети к финансированию образовательной услуги.
Выравнивание,
«сглаживание» объемов
Последовательность действий для определения диапазона отклонений для «мягкого» перехода к расчету бюджета может быть следующей:
Выравнивание может реализовываться любым другим путем. Суть в том, чтобы не допускать резких изменений объемов выделяемых бюджетных средств муниципалитетам. При этом основания, на которых идет « корректировка» объемов, рассчитанных на основе норматива, должны быть понятными, а порядок «корректировки» должен быть прописан в Методике и утвержден.
К началу практической реализации проекта «Разработка и распространение механизмов подушевого бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений в регионах Российской Федерации» были разработаны модели подушевого бюджетного нормативного финансирования в пилотных регионах ПРСО. С учетом этих моделей, краткое описание которых приводится ниже, разрабатывались настоящие Методические рекомендации.
Схема двухуровневой модели нормативного подушевого финансирования:
В условиях реализации данной модели, муниципальные образовательные учреждения имеют двухуровневое бюджетное финансирование: из регионального и муниципального бюджетов.
Из регионального бюджета финансируются расходы по нормативу, обеспечивающие выполнение государственного стандарта образования – оплата труда, социальный налог, учебные и прочие расходы.
Дополнительно к расходам по нормативу, за счет средств регионального бюджета финансируются приобретение учебников федерального компонента для учащихся области из малообеспеченных семей, социальные выплаты педагогическим работникам на книгоиздательскую продукцию, расход на подвоз учащихся сельских школ.
Кроме того, территории, имеющие свои собственные дополнительные доходы, могут планировать в своих бюджетах расходы на образование сверх предоставляемых по нормативу. К таким расходам, например, относятся доплаты к заработной плате работников системы образования, реализация муниципальной программы развития, поддержка гимназий, лицеев и т.п.
Муниципальные органы власти, как собственники зданий оплачивают расходы по содержанию зданий – коммунальные услуги, капитальный ремонт, приобретение оборудования длительного пользования.