Использование нормативно-подушевого метода расчета стоимости образовательных услуг: основные подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Краткое описание

В настоящее время почти повсеместно признано, что наиболее предпочтительным методом распределением ресурсов на образование является схема «деньги следуют за учащимися», то есть финансирование на основе спроса. Она часто называется «подушевым распределением средств»1 или «нормативно-бюджетным финансированием». Она означает, что объем финансирования, прежде всего, зависит от числа учащихся. Другими словами, количество выделяемых средств соответствует потребностям учебного заведения для обеспечения должного качества образования каждого учащегося.

Содержание

Методические подходы к планированию бюджетных средств на образование и распределению их на подушевой основе
Методические рекомендации по расчету нормативов подушевого финансирования в общем образовании
2.1.Нормативно-правовая база методических рекомендаций
2.2. Порядок расчета норматива расходов на реализацию государственного стандарта общего образования (основных образовательных программ)
2.3. Порядок расчета объема субвенций
2.4. Порядок «мягкого» перехода к формированию бюджетов образовательных учреждений на нормативной основе
Методические рекомендации по исполнению бюджета образовательного учреждения на основе подушевого норматива бюджетного финансирования.
3.1.Особенности применения методики расчета норматива
финансирования по уровням бюджетной системы

Вложенные файлы: 1 файл

реф.docx

— 266.15 Кб (Скачать файл)

- Постановление  Губернатора Самарской области  от 11.12.97 №367 «О системе финансирования образовательных учреждений области»;

- Правила нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений в Чувашской Республике в 2004 г., правила применения поправочных коэффициентов к нормативу бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений в 2004 г. (утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 №337).

Кроме того, мы руководствовались «Методическими рекомендациями по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования», подготовленными Министерством образования и Министерством финансов, № 20-51- 2839/20-01 от 18.09.03. 10

2.2. Порядок расчета норматива расходов на реализацию государственного стандарта общего образования (основных образовательных программ)

1. В расходы на реализацию государственного стандарта общего образования, в соответствии с законодательством, включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов вообще) муниципальных общеобразовательных учреждений.

2. Норматив  расходов на реализацию государственного  стандарта общего образования  в расчете на одного учащегося определяется на основе:

•    стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги ;

• нормативного соотношения педагогических ставок и ставок административно- управленческого и вспомогательного персонала;

• нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;

• расходов на обеспечение учебного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);

•    коэффициентов удорожания педагогической услуги;

• норм регионального законодательства (дополнительно к федеральным).

3. Расчет стандартной  (базовой) стоимости педагогической  услуги осуществляется на учащегося, обучающегося по обычным (стандартным) программам, по ступеням обучения (в связи с различным числом часов в Базисном учебном плане), а также различных коэффициентов удорожания в связи с законодательно установленными.

4. Стандартная  (базовая) стоимость педагогической  услуги в школе рассчитывается  на учащегося по ступеням, исходя из следующих показателей:

    • количество детей в классе – 25 человек;
    • число часов по обязательной программе при 6-дневной рабочей неделе (рассчитывается для каждой ступени);
    • уровень ставки по ЕТС в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципалитету (с учетом повышения ставок оплаты труда в сельской местности).

5. Доля расходов  на оплату труда административно-управленческого  и вспомогательного персонала устанавливается законодательными актами регионального уровня от общего ФОТ учреждения.

6. Надтарифный фонд заработной платы (фонд надбавок и доплат) составляет 25% тарифного фонда по каждому образовательному учреждению

7. Нормативы  расходов на реализацию государственного  стандарта общего образования  в расчете на одного обучающегося для каждого городского и районного муниципального образования исчисляются по формуле:

i - расходы  по заработной плате в i-том  муниципальном образовании на  реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов (s) и по ступеням обучения (n).

P ó÷åáí- расходы на обеспечение учебного процесса в расчете на одного обучающегося.

3sni определяется по формуле:

где:

а – число  часов по базисному учебному плану (БУП);

18,7час –  средневзвешенное число часов  на ставку;

b – ставка  зарплаты, соответствующая средневзвешенному  разряду по ЕТС по i-тому муниципалитету;

1,358 – коэффициент  отчислений по единому социальному  налогу;

1,02– коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа, квалификационной категории и т.п.;

1,33 – коэффициент,  фонд оплаты труда на величину  доплат и надбавок;

12 – количество  месяцев в году;

m – численность «условных учащихся» в классе по i-тому муниципалитету;

1,25 – коэффициент  увеличения фонда оплаты труда  на административно-управленческий аппарат;

w – Коэффициенты  удорожания по ступеням обучения, представленные в таблице №1;

c – Коэффициенты  удорожания по видам классов  (программ), представленные в таблице №3.

8. Расходы  на обеспечение учебного процесса  Ручебн определяются на каждого учащегося по всем ступеням и видам общеобразовательных учреждений исходя из экономических нормативов, в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли учебных расходов.

9. Коэффициенты  удорожания педагогической услуги  учитывают:

    • разную стоимость услуги на ступени обучения (разная стоимость обучения по ступеням связана с неодинаковым количеством часов в Базисном учебном плане (таблица № 1 Приложения));
    • обучение по программам дополнительного образования (группы продленного дня и кружковая работа), деление классов на группы при изучении отдельных предметов (таблица №2Приложения);
    • повышенную стоимость образовательной услуги для учащихся специализированных классов (классы коррекции, гимназические, лицейские) (таблица № 3).

Значения  коэффициентов рассчитаны на основе действующих норм федерального законодательства, и приведены в ПРИЛОЖЕНИИ. Там же приведены коэффициенты, применяемые в пилотных регионах.

10. В сельских  образовательных учреждениях применяется 25% надбавка к заработной плате. Соотношение ФОТ педагогического и прочего персонала для малокомплектных сельских школ устанавливается региональными законодательными актами.

2.3. Порядок расчета объема субвенций

1. Размер субвенции  каждому муниципальному бюджету  на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее – субвенции) рассчитывается исходя из стоимости образовательной услуги в разрезе ступеней образования (начальная, основная, старшая школа) и с учетом коэффициентов удорожания при обучении в гимназических (лицейских) и коррекционных классах (классах компенсирующего обучения).

2. При расчете  субвенций муниципальному образованию используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность учащихся соответственно в обычных, гимназических (лицейских) и коррекционных классах в образовательных учреждениях на территории i-того муниципального образования по ступеням обучения: начальная, основная, старшая школа.

3. Расчет осуществляется  по следующей формуле:

где Si – объем субвенции для i-того муниципального образования на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях;

- нормативы расходов на реализацию  государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося соответственно в обычных,гимназических (лицейских) и коррекционных классах в образовательных учреждениях ;

- прогнозируемая на соответствующий  финансовый год среднегодовая численность учащихся соответственно в обычных, гимназических (лицейских) и коррекционных классах в образовательных учреждениях на территории i-того муниципального образования;

n – ступени  образования: 1 – начальная, 2 – основная, 3 – старшая школа.

2.4. Порядок «мягкого» перехода к формированию бюджетов образовательных учреждений на нормативной основе

В целях недопущения  резких отклонений размеров субвенций, рассчитанных на нормативной основе, от сложившейся базы расходов по общеобразовательным учреждениям применяется корректировка нормативных расходов по следующим параметрам.

1.Расчет субвенций  осуществляется не на фактическую  численность учащихся, а на численность «условного учащегося» или приведенный контингент. Понятие «условный учащийся» позволяет произвести учет малой наполняемости классов в некоторых муниципалитетах. Для недопущения снижения финансирования в муниципалитетах, имеющих фактическую наполняемость классов ниже нормативной, и для обеспечения конституционных гарантий в предоставлении равного объема образовательной услуги. «Условный учащийся» позволяет учитывать не только фактическое число учащихся в муниципалитете, но и муниципальные особенности, в первую очередь, наполняемость классов ниже нормативной. В связи возможной различной наполняемостью по ступеням обучения в рамках одного муниципалитета, расчет числа «условных учащихся» необходимо производить по каждой ступени обучения.

Расчет числа  «условных учащихся» осуществляется по формуле:

Например, если в муниципалитете А средняя наполняемость не 25 человек, а 12, то «условное число детей» по этому муниципалитету, на которое можно осуществлять планирование бюджетных средств, будет определяться с коэффициентом =25/12 , то есть выше фактического в 2 раза. В этом случае, число учащихся с разными потребностями надо «взвешивать» на учащегося стандартной потребности и стандартной стоимости. При этом величина норматива не меняется, она не должна зависеть от числа детей в классе, а только от стоимости программы на учащегося при стандартных условиях (стандарт часов и стандарт наполняемости).

2. Осуществляется  выравнивание (сглаживание) рассчитанных  объемов по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года)

Процесс «сглаживания»  объема субвенций предполагает:

• Сравнение  расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципалитетам.

• Выявление  отклонений, анализ причин.

• Разработка порядка учета фактической наполняемости  по сельским

муниципалитетам с малой наполняемостью.

• Определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для «мягкого» перехода от финансирования сети к финансированию образовательной услуги.

Выравнивание, «сглаживание» объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципалитету и поиску диапазона допустимых отклонений( например, в диапазоне не более и не менее 10% от бюджетов, рассчитанных традиционным путем). путем взвешивания величин процентных отклонений расходов на число учащихся.

Последовательность  действий для определения диапазона отклонений для  «мягкого» перехода к расчету бюджета может быть следующей:

    • Определение средневзвешенных (по числу детей) пороговых значений процентных отклонений расчетного ФОТ от проектного.
    • Увеличение (уменьшение) расчетного объема ФОТ, выходящего за рамки пороговых значений.
    • Определение скорректированных объемов расчетных ФОТ.
    • Осуществление выравнивания (сглаживания) расчетных объемов субвенций по каждому муниципалитету.

Выравнивание  может реализовываться любым  другим путем. Суть в том, чтобы не допускать резких изменений объемов выделяемых бюджетных средств муниципалитетам. При этом основания, на которых идет « корректировка» объемов, рассчитанных на основе норматива, должны быть понятными, а порядок «корректировки» должен быть прописан в Методике и утвержден.

3.Методические рекомендации по исполнению бюджета образовательного учреждения на основе подушевого норматива бюджетного финансирования.

К началу практической реализации проекта «Разработка  и распространение механизмов подушевого бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений в регионах Российской Федерации» были разработаны модели подушевого бюджетного нормативного финансирования в пилотных регионах ПРСО. С учетом этих моделей, краткое описание которых приводится ниже, разрабатывались настоящие Методические рекомендации.

Схема двухуровневой модели нормативного подушевого финансирования:

В условиях реализации данной модели, муниципальные образовательные  учреждения имеют двухуровневое  бюджетное финансирование: из регионального  и муниципального бюджетов.

Из регионального  бюджета финансируются расходы  по нормативу, обеспечивающие выполнение государственного стандарта образования  – оплата труда, социальный налог, учебные и прочие расходы.

Дополнительно к расходам по нормативу, за счет средств регионального бюджета финансируются приобретение учебников федерального компонента для учащихся области из малообеспеченных семей, социальные выплаты педагогическим работникам на книгоиздательскую продукцию, расход на подвоз учащихся сельских школ.

Кроме того, территории, имеющие  свои собственные дополнительные доходы, могут планировать в своих  бюджетах расходы на образование  сверх предоставляемых по нормативу. К таким расходам, например, относятся доплаты к заработной плате работников системы образования, реализация муниципальной программы развития, поддержка гимназий, лицеев и т.п.

Муниципальные органы власти, как собственники зданий оплачивают расходы по содержанию зданий – коммунальные услуги, капитальный  ремонт, приобретение оборудования длительного пользования.

Информация о работе Использование нормативно-подушевого метода расчета стоимости образовательных услуг: основные подходы