Использование нормативно-подушевого метода расчета стоимости образовательных услуг: основные подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Краткое описание

В настоящее время почти повсеместно признано, что наиболее предпочтительным методом распределением ресурсов на образование является схема «деньги следуют за учащимися», то есть финансирование на основе спроса. Она часто называется «подушевым распределением средств»1 или «нормативно-бюджетным финансированием». Она означает, что объем финансирования, прежде всего, зависит от числа учащихся. Другими словами, количество выделяемых средств соответствует потребностям учебного заведения для обеспечения должного качества образования каждого учащегося.

Содержание

Методические подходы к планированию бюджетных средств на образование и распределению их на подушевой основе
Методические рекомендации по расчету нормативов подушевого финансирования в общем образовании
2.1.Нормативно-правовая база методических рекомендаций
2.2. Порядок расчета норматива расходов на реализацию государственного стандарта общего образования (основных образовательных программ)
2.3. Порядок расчета объема субвенций
2.4. Порядок «мягкого» перехода к формированию бюджетов образовательных учреждений на нормативной основе
Методические рекомендации по исполнению бюджета образовательного учреждения на основе подушевого норматива бюджетного финансирования.
3.1.Особенности применения методики расчета норматива
финансирования по уровням бюджетной системы

Вложенные файлы: 1 файл

реф.docx

— 266.15 Кб (Скачать файл)

Муниципальные образования, централизовавшие свои средства, по соглашению с регионом, получают финансирование из регионального органа управления финансами на счета муниципальных  органов управления образования, через  местные финансовые органы. Финансирование осуществляется в объеме, рассчитанном на нормативной основе.

Денежные  средства из регионального бюджета  в соответствии с договорами о  соучредительстве образовательных учреждений перечисляются на расчетные счета образовательных учреждений региональным органом управления (через территориальные управления), который в соответствии с региональным законом определен получателем средств. Финансирование осуществляется в объеме, рассчитанном на нормативной основе.

Схема одноуровневой модели нормативного подушевого финансирования:

 

Эта схема  предполагает финансирование учебных  заведений непосредственно из муниципальных  бюджетов. Формирование расходов на образование  в муниципальном бюджете осуществляется, в том числе, с участием средств  регионального бюджета.

Данная модель закреплена законодательно (законы № 123 и № 95), которыми предполагается финансовое обеспечение учебного процесса в рамках основных общеобразовательных программ осуществлять с уровня субъекта.

Обязательным  условием реализации данной схемы является зачисление средств региональных бюджетов в виде образовательных субвенций  в доходную часть соответствующих  бюджетов муниципальных образований  для выполнения требования законодательства.

Показатели  регионального норматива подушевого финансирования утверждаются законодательным  актом региона при определении  образовательных субвенций.

Муниципальным образованиям выделяются субсидии, рассчитанные с учетом регионального норматива  подушевого финансирования.

Методика  и система поправочных коэффициентов разрабатываются и утверждаются постановлением администрации региона. Финансирование образовательных учреждений осуществляется за счет как собственных средств муниципалитета, так и средств, получаемых в виде субвенций на образование (целевые перечисления с уровня субъекта федерации).

В данных условиях вышестоящий орган имеет прямое влияние на местные органы, контролируя  целевое использование местным  бюджетом средств, направляемых в форме  субсидии для финансирования конкретных муниципальных школ.

3.1.Особенности применения методики расчета норматива финансирования по уровням бюджетной системы

Межбюджетный уровень

Объем субвенции, передаваемой местному бюджету  из бюджета субъекта Российской Федерации, рассчитывается по следующей формуле:

Фгс = Nс×Ус +Nг×Уг + Ам,

где:

Фгс - объем субвенции, передаваемой местному бюджету из бюджета субъекта РФ на реализацию государственного стандарта;

Nс – региональный расчетный подушевой норматив для сельской местности;

Nг – региональный расчетный подушевой норматив для городской местности;

Ус  – количество сельских учащихся в  данном муниципальном образовании;

Уг – количество городских учащихся в данном муниципальном образовании;

Ам – адаптационная надбавка данному муниципальному образованию, устанавливаемая на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет), определяемая по формуле:

Ам=Фм – Фн,

где Фм – фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном муниципальном образовании в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ), Фн – объем ассигнований по нормативу.

Уровень муниципалитета

Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации устанавливают  порядок расчета поправочного коэффициента для образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более) по следующей формуле:

К = Фм / Фн,

где Фм – фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном образовательном учреждении в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ), Фн – объем ассигнований по нормативу.

Органы  местного самоуправления могут устанавливать  нормативы финансирования муниципальных  образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением  субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации  в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об  образовании»).

При этом органы местного самоуправления не могут уменьшать объем средств  муниципального бюджета, направляемых на финансирование муниципальных образовательных  учреждений (за исключением случаев  снижения объема оказываемых учреждением  образовательных услуг), включая  меры социальной поддержки работников и обучающихся образовательных  учреждений.

Для расчета объема финансирования муниципальных  образовательных учреждений органы местного самоуправления на переходный (адаптационный) период (не более 3-х  лет) рассчитывают поправочный коэффициент  по установленной субъектом Российской Федерации формуле, позволяющей  довести объем финансирования бюджетной  образовательной услуги до фактически сложившихся в предшествующий финансовый год расходов в каждом образовательном  учреждении.

  Объем средств, выделяемых образовательному учреждению рассчитывается по следующей формуле:

Ф = Ф(гс) + Ф(б) + Ф(к),

где:

Ф – общие расходы образовательного учреждения;

Ф(гс) – объем расходов на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования. Определяется по следующей формуле:

Ф(гс) = N х К х У,

где:

N –региональный расчетный подушевой  норматив;

У – число обучающихся в образовательном учреждении;

К – поправочный коэффициент, установленный для данного образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более);

Ф (б) – объем расходов на образование, не учитываемых при расчетерегионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования (транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и работников, текущий ремонт и т.д.). Объем данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально, исходя из средних расчетных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учетом индексов-дефляторов;

Ф (к) – объем расходов, не учитываемых  при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной  надбавки, установленной для данного  муниципального образования; подлежащих возмещению за счет средств местного бюджета (коммунальные расходы, капитальный  ремонт, приобретение оборудования, мебели).

При этом снижение величины поправочного коэффициента, как правило, не допускается  за исключением случаев неоптимального определения местного поправочного коэффициента.

Уровень образовательного учреждения

Применение  принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения заключается в определении стоимости  стандартной (базовой) бюджетной образовательной  услуги в образовательном учреждении (не ниже уровня фактически сложившейся  стоимости в предыдущем финансовом году).

Расчет  стоимости бюджетной образовательной  услуги в образовательном учреждении приводится в методике формирования новой системы оплаты труда.

Заключение

Введение  нормативного подушевого финансирования в условиях фактически сложившегося неравенства условий организации  образовательного процесса (различная  наполняемость классов, наличие  деления классов на группы и т.д.), не исключает неравенство фактических  расходов в отдельных образовательных учреждениях и, как следствие, может повлечь за собой разную стоимость бюджетной образовательной услуги.

Учитывая  вышеуказанные обстоятельства, в  исключительных случаях объем финансирования конкретных образовательных учреждений в переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет), может быть пересмотрен  путем корректировки поправочного коэффициента для отдельных учреждений.

При этом выравнивание целесообразно осуществлять не за счет его понижения, а за счет дополнительного финансирования учреждений с низкой стоимостью бюджетной образовательной  услуги при условии отсутствия реальных резервов повышения ее стоимости(увеличения наполняемости классов, сокращения дополнительной нагрузки, численности обслуживающего персонала и т.д.).

В исключительных случаях неоправданно завышенного определения поправочного коэффициента они могут быть снижены  решением органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

Предусмотренный данной методикой механизм нормативного подушевого финансирования создает  условия для повышения заработной платы руководителей и работников образовательных учреждений, оптимизации  учебной нагрузки, тем самым, стимулируя их заинтересованность в проведении мероприятий по выравниванию условий  осуществления образовательного процесса и положительно сказываясь на социальной ситуации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Расчетные коэффициенты

1) Коэффициенты удорожания  по ступеням обучения:

1-я ступень 1 (25 часов),

2-я ступень 1,36 (34 часа)

                              25 час

3-я ступень 1,44 (36 час)

                              25 час

Таблица № 1. Коэффициенты удорожания по ступеням обучения

2) Коэффициенты  удорожания в зависимости от  деления классов на группы (при  изучении языка, уроков физкультуры  и др.):

1 ступень 1,04 (25 час+1 час)

                              25 час

2 ступень 1,12 (34 + 4)

                             34

3 ступень 1,22 (36 + 8)

                             36

Таблица № 2. Коэффициенты удорожания от различных факторов (по городским поселениям).

Таблица № 3. Коэффициенты удорожания по видам классов (образовательных  программ)

1 Термин «подушевое финансирование» является несколько неточным, т. к. обычно подразумевает, что финансирование осуществляется из расчета на душу населения страны.  В сфере образования же «подушевое финансирование» означает распределение ресурсов в расчете на одного учащегося и в данной работе используется именно в этом значении.

 


Информация о работе Использование нормативно-подушевого метода расчета стоимости образовательных услуг: основные подходы