Качество и сертификация продукции. Этапы развития систем качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее приемлемые потребительские свойства товара.

Качество – задача номер один в условиях рыночной экономики. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем, повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3 стр.

Качество и сертификация продукции.

Понятие качества и управление качеством…………………………5 стр.

Понятие показателей качества продукции…………………………..6 стр.

Выбор номенклатуры показателей качества продукции....................7 стр.

Классификация показателей качества по количеству характеризуемых её свойств………………………………………………………………….7 стр.

Классификация показателей качества по характеризуемым свойствам………………………………………………………………..8 стр.

Классификация методов определения показателей качества продукции……………………………………………………………….12 стр.

Сертификация продукции……………………………………………...13 стр.

Принципы проведения сертификации продукции…………………...14 стр.

Правила по проведению сертификации………………………………21 стр.

Этапы развития систем качества……………………………………………..27 стр.

Список используемой литературы…………………………………………...33 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по управлению качеством.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

     • признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;

     • соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

     • привлечение в необходимых случаях  к работам по сертификации обществ потребителей.

     На  сегодняшний день сертификация охватывает более 75% наименований производимой в  стране продукции.

     Правила по проведению сертификации.

     Правила по проведению сертификации устанавливают  общие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации. Эти правила распространяются на все объекты сертификации российского и зарубежного происхождения, а также могут служить основой для организации систем сертификации однородной продукции.

     Для обеспечения возможности признания российских сертификатов и знаков соответствия за рубежом правила и рекомендации составлены в соответствии с действующими международными нормами и правилами, изложенными в руководствах ИСО/МЭК, международных стандартах ИСО, европейских стандартах, документах других международных и региональных организаций, осуществляющих сертификацию.

     Правила включают положения, касающиеся участников сертификации, проведения работ в области сертификации, систем сертификации однородной продукции.

     Основные  функции участников сертификации. Национальный орган по сертификации – Госстандарт  России формирует государственную политику в области сертификации и устанавливает общие правила сертификации, проводит государственную регистрацию систем сертификации, знаков соответствия, ведет их Государственный реестр. В ведении Госстандарта находятся все публикации, касающиеся официальной информации по всем вопросам сертификации.

     Правила определяют основные действия и функции, которые осуществляет Госстандарт РФ и другие государственные органы управления по созданию и работе систем сертификации однородной продукции. Они устанавливают процедуры проведения сертификации в рамках создаваемой системы, выбирают схемы сертификации, определяют центральные органы системы (если сами не выполняют функции центральных органов), разрабатывают правила аккредитации и выдачи лицензий, если система относится к обязательной сертификации; аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории и выдают им соответствующие лицензии.

     Указанные выше государственные органы управления осуществляют и контрольные функции: в их ведении находятся организация и проведение государственного контроля и надзора, а также определение порядка инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией. Госстандарт России выполняет функции и по международным связям в области сертификации: готовит предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации; имеет право заключать соглашения с международными и региональными организациями о взаимном признании результатов сертификации, а также сертификатов и знаков соответствия, протоколов испытаний. Госстандарт, как уже сказано выше, представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, занимающихся вопросами сертификации.

     Федеральные органы исполнительной власти, создавшие  свои системы обязательной сертификации, имеют право выдавать сертификаты соответствия и лицензии на использование знаков соответствия. При формировании систем обязательной сертификации Госстандарт РФ и другие государственные органы управления решают вопросы состава, количества и географического размещения органов по сертификации и испытательных лабораторий.

     Организация работы по формированию системы сертификации однородной продукции и руководство ею, а также координация работы органов по сертификации и испытательных лабораторий в составе системы – основные задачи центрального органа каждой системы сертификации. Центральный орган также обязан разработать предложения по номенклатуре продукции, которая может сертифицироваться в руководимой им системе; по совершенствованию фонда используемых в системе нормативных документов. В его компетенцию входит рассмотрение апелляций, содержащих претензии к действию органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также ведение учета сертификатов, лицензий на использование знака соответствия, обеспечение информацией о системе.

     Обязанности органа по сертификации включают: сертификацию продукции, выдачу сертификатов и лицензий на применение знака соответствия; проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией; отмену (приостановление) действия выданных им сертификатов и лицензий; формирование и обновление фонда нормативных документов, на соответствие которым в системе сертифицируется продукция; предоставление заявителю запрашиваемой им информации.

     Аккредитованная   испытательная  лаборатория  занимается испытаниями конкретных видов продукции либо специализируется на проведении определенного типа испытаний, располагая для этого нужным оборудованием, а также оформлением и выдачей протоколов испытаний.

     Изготовители (продавцы, исполнители) продукции как участники сертификации также должны знать и исполнять свои функции: составление заявки на проведение сертификации; представление продукции и необходимой документации к ней в соответствии с правилами той системы, где будет проводиться сертификация. Основное требование к изготовителям — обеспечение соответствия реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована. На основании законодательных актов России, правил системы сертификации и выданной им лицензии изготовители применяют знак соответствия, маркируя им свой то-вар. По истечении срока действия сертификата и знака соответствия изготовитель (продавец) приостанавливает реализацию продукции, а если она не отвечает требованиям стандарта, на соответствие которому она сертифицирована, — прекращает (приостанавливает) ее производство.

     Если  изготовитель продукции вносит изменения  в технологию производства и это  отражается на параметрах качества сертифицированного товара, подлежащих обязательной сертификации, он обязан сообщить об этом органу по сертификации.

     При проведении работ в области сертификации Госстандарт РФ рекомендует придерживаться следующих правил:

     • Допускается аккредитация в качестве органов по обязательной сертификации и испытательных лабораторий организаций любых форм собственности: частных, государственных, муниципальных и др. К этим организациям предъявляются требования компетентности и независимости, что должно полностью исключить влияние со стороны изготовителя и потребителя на результаты испытаний и сертификации.

     • Аккредитацию организуют и осуществляют Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти на основании результатов аттестации организаций, претендующих выполнять функции сертификационных органов. Аттестацию проводят комиссии, в состав которых включают экспертов, представителей изготовителей и обществ потребителей, научно-исследовательских организаций, территориальных органов Госстандарта, других государственных органов управления. Документ, который оформляется по результатам аккредитации, называется аттестатом аккредитации.

     • В системе может быть аккредитовано  несколько органов по сертификации одной и той же продукции. В  таком случае заявителю предоставлено  право выбора органа, который будет  заниматься сертификацией его продукции.

     • Орган по сертификации однородной продукции устанавливает схемы, по которым возможно сертифицировать продукцию в соответствующей системе.

     • При положительных результатах  сертификации орган по сертификации выдает сертификат соответствия и лицензию на применение знака соответствия. Последний может быть нанесен на тару (упаковку) самого товара, сопроводительную документацию, а также на техническую документацию, которая поступает к покупателю вместе с товаром (инструкции по использованию и т.п.).

     • Инспекционный контроль за центральными органами, органами по сертификации и испытательными лабораториями входит в функции Госстандарта и других государственных органов управления, как уже отмечено выше. Если же схема сертификации включает инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, то его проводят органы,  осуществившие сертификацию.  Общие правила инспекционного контроля за конкретными видами продукции содержатся в документах по системам сертификации однородной продукции.

     • Вся информация о центральных  органах по сертификации, аккредитованных органах и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции, аттестованных экспертах и т.п. содержится в Государственном реестре, который ведет Госстандарт РФ.

     Правила проведения работ по сертификации предусматривают возможность возникновения спорных ситуаций. В таких случаях любой участник сертификации имеет право обратиться в Госстандарт и другие федеральные органы исполнительной власти по профилю системы сертификации, в центральный орган или орган по сертификации однородной продукции с апелляцией. Апелляция должна содержать те вопросы, которые могут рассматривать указанные организации сообразно их компетенции, например, претензии к деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, экспертов, вопросы выдачи и отмены сертификатов, лицензий на применение знаков соответствия и т.п.

     Правила содержат отдельное положение по добровольной сертификации, четко оговаривающее  функции юридического лица, которое  выступает в роли органа по сертификации. Это юридическое лицо формирует структуру системы и разрабатывает ее правила и знак соответствия, которые подлежат регистрации в Госстандарте РФ. В остальном его функции совпадают с таковыми для органа по обязательной сертификации.

     Правила отражают и принципы оплаты работ по сертификации, которые полностью отвечают Закону "О сертификации продукции и услуг" и рассмотрены выше.

     Сертификация  отечественной и импортируемой  продукции проводится по одним и  тем же правилам, что вполне соответствует принципам ГАТТ/ВТО.

     По  системам сертификации однородной продукции  установлено следующее.

     • Создание системы должно обосновываться необходимостью конкретизации общих правил применительно к видам однородной продукции.

     • При формировании системы следует  учитывать наличие аналогичной международной системы, сходство характеристик и требований к продукции, возможность проводить испытания одними и теми же методами, сходство конструкции технических устройств и другие специальные параметры.

     • Система сертификации однородной продукции должна быть зарегистрирована в Госстандарте РФ. В ней документально оформляются: перечень товаров, сертификация которых возможна в системе; нормативные документы, на соответствие которым сертифицируется продукция; структура системы и функции ее участников; применяемые схемы сертификации; правила отбора и идентификации испытуемых образцов продукции; формы сертификата и знак соответствия; условия признания зарубежных сертификатов и протоколов испытаний; порядок инспекционного контроля, рассмотрения апелляций и взаимодействия с Госстандартом РФ или другим федеральным органом исполнительной власти в соответствии с областью деятельности.

     Порядок проведения сертификации продукции.

     Порядок проведения сертификации в России установлен Постановлением Госстандарта РФ в 1994 г. по отношению к обязательной сертификации (в том числе и импортируемой продукции), но может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка.

     Порядок разъясняет, какие характеристики продукции  проверяются, по каким критериям выбираются схемы сертификации, каким требованиям должны отвечать нормативные документы на сертифицируемую продукцию, в какой последовательности осуществляются соответствующие процедуры сертификации и в чем их сущность.

     Общие принципы порядка сертификации соответствуют  Руководствам ИСО/МЭК по данному вопросу.

     Как уже отмечено выше, организуют сертификацию Госстандарт РФ и федеральные органы, на которые возложена ответственность за обязательную сертификацию. Непосредственную работу по сертификации ведут аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории. В России действуют около 820 органов по сертификации и примерно 1957 лабораторий.

Информация о работе Качество и сертификация продукции. Этапы развития систем качества