Особенности реализации принципа TQM «Принятие решений, основанных на фактах» на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: изучить особенности реализации принципа TQM «Принятие решений, основанных на фактах» на предприятиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить содержание принципа TQM «Принятие решений, основанных на фактах»;
 изучить историю появления этого принципа;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРИНЦИП TQM «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ» 7
1.1 Суть, цели, задачи TQM 7
1.2 Характеристика принципа TQM «Принятие решений на основе фактов» 12
2 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИНЦИПА TQM «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ» 17
2.1 История формирования и развития философии TQM 17
2.2 История формирования и развития принципа TQM «Принятие решений на основе фактов» 19
3 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 218.94 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 5

1 ПРИНЦИП  TQM «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ» 7

1.1 Суть, цели, задачи TQM 7

1.2 Характеристика  принципа TQM «Принятие решений на основе фактов» 12

2 ИСТОРИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ПРИНЦИПА TQM «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ» 17

2.1 История  формирования и развития философии  TQM 17

2.2 История  формирования и развития принципа  TQM «Принятие решений на основе фактов» 19

3 СРЕДСТВА  И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА  «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ  ФАКТОВ» 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших положений TQM является принятие решений на основе фактов. Для организации принятие правильных решений всегда является непростой задачей, и помочь может только использование основанной на фактах информации с учетом опыта и интуиции.

Совершенствование качества продукции и процессов требует скрупулезной работы персонала предприятия по выявлению причин дефектов (отклонений от документации) и их устранению. Для этого необходимо организовать поиск фактов, характеризующих несоответствия, в подавляющем большинстве которыми являются статистические данные, разработать методы анализа и обработки данных, выявить коренные причины дефектов и разработать мероприятия по их устранению с наименьшими затратами [1].

Если положения стандарта  ГОСТ ISO 9001:2011 применять так, как предписывает этот документ, то полученные на основе фактов данные, однажды проанализированные, могут в дальнейшем использоваться при принятии решений по всем аспектам бизнеса, включая:

  • постоянное улучшение;
  • совершенствование процессов;
  • повышение удовлетворенности потребителей;
  • улучшение морального климата в организации и повышение мотивации сотрудников;
  • принятие высшим руководством обоснованных решений, учитывающих интересы и точки зрения всех заинтересованных сторон.

Целью данной работы является: изучить особенности реализации принципа TQM «Принятие решений, основанных на фактах» на предприятиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить содержание принципа TQM «Принятие решений, основанных на фактах»;
  • изучить историю появления этого принципа;
  • изучить средства и методы реализации TQM «Принятие решений, основанных на фактах» на предприятиях.

1 ПРИНЦИП TQM «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ»

 

1.1 Суть, цели, задачи TQM

 

Total Quality Management («Всеобъемлющее управление качеством») - современная концепция, которая вобрала в себя множество уже известных методов организации работ, принципов увеличения комплексной производительности (т. е. не только производительности труда) и мероприятий по совершенствованию организационных процессов [20].

TQM призвана развивать успех предприятия по следующим направлениям:

  • всесторонний учет потребительских требований;
  • снижение количества нареканий со стороны потребителей;
  • сохранение постоянной клиентуры;
  • привлечение новых потребителей;
  • повышение эффективности организационных процессов;
  • снижение затрат за счет уменьшения потерь;
  • повышение прибыльности;
  • захват большей рыночной доли;
  • поддержание конкурентного преимущества;
  • ориентация на персонал.

TQM - это новая система  принципов, инструментов и методов  организации работ, обеспечивающих  такой уровень управления предприятием, который бы позволил добиться  потребительского удовлетворения  в стремительно изменяющихся  условиях глобальной экономики [22].

Для того чтобы реализовать TQM на предприятии, необходимо осуществить  много различных преобразований, которые коснутся не только процессов  управления, но и менталитета, отношения  ко всему происходящему со стороны  всех без исключения работников. Времени  на такие преобразования уйдет много - скорого результата в этом процессе быть не может.

Цель TQM – достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества.

Задачи TQM – постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок.

Доказано, что вся система  менеджмента работает лучше, если организация  рассматривается как единое целое, единая система. В данном случае для  повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принципов TQM [23].

1) Ориентация на потребителя.

Организация всецело зависит  от своих потребителей и поэтому обязана понимать потребности потребителя, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Даже система качества, отвечающая минимальным требованиям, должна быть ориентирована в первую очередь на требования потребителя. Системный подход к ориентации на потребности потребителя начинается со сбора и анализа жалоб и претензий потребителей. Это необходимо для предотвращения таких проблем в будущем. Практику анализа жалоб и претензий ведут многие организации, не имеющие системы качества. Но в условиях применения TQM информация должна поступать систематически из многих источников и интегрироваться в процесс, позволяющий получить точные и обоснованные выводы относительно потребностей и желаний, как конкретного заказчика, так и рынка в целом. «Отзыв несоответствующей продукции. Последствия такой процедуры – это потери имиджа, бренда, снижение прибыли, а иногда и крах компании» [2].

2) Лидерство руководителя.

Руководители организации  устанавливают единые цели и основные направления деятельности, а также  способы реализации целей. Они должны создать в организации такой  микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены  в процесс достижения поставленных целей. Для любого направления деятельности обеспечивается такое руководство, при котором гарантируется построение всех процессов таким образом, чтобы  получить максимальную производительность и наиболее полно удовлетворить  потребности заказчиков.

Установление целей и  анализ их выполнения со стороны руководства  должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно  как планы по качеству должны быть включены в стратегические планы  развития организации [3].

3) Вовлечение работников.

Весь персонал - от высшего  руководства до рабочего - должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Персонал рассматривается  как самое большое богатство  организации, и создаются все  необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и  использовать его творческий потенциал. Сотрудники, вовлекаемые в процесс  реализации целей организации, должны иметь соответствующую квалификацию для выполнения возложенных на них  обязанностей.

Также руководство организации  должно стремиться к тому, чтобы  цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям  самой организации.

Огромную роль здесь играет материальное и моральное поощрение  сотрудников.

Персонал организации  должен владеть методами работы в  команде. Работы по постоянному улучшению  преимущественно организуются и  проводятся группами. При этом достигается такой эффект, при котором совокупный результат работы команды существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей. «Внедрение СМК – это дело всего предприятия, а не малой группы людей» [2].

4) Процессный подход.

Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы  и деятельность, в которую они  вовлечены, нужно рассматривать  как процесс.

Процессная модель предприятия  состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные  подразделения и должностные  лица организационной структуры  предприятия.

Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента или заказчика.

Бизнес-процессы реализуются  посредством осуществления бизнес-функций.

Основой управления отдельным  бизнес-процессом и группой бизнес-процессов  являются показатели эффективности. С  помощью управления процессами достигается  удовлетворение потребностей заказчиков. В итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом. Также ИСО 9001 предлагает внедрить и некоторые другие процессы (анализ со стороны руководства, корректирующие и предупреждающие действия, внутренние проверки системы качества и т.д.)

Следующим этапом на пути к TQM является оптимизация использования  ресурсов в каждом выделенном процессе. Это означает строгий контроль за использованием каждого вида ресурсов и поиск возможностей для снижения затрат на производство продукции или оказание услуг [24].

5) Системный подход к менеджменту.

Результативность и эффективность  деятельности организации, в соответствии с принципами TQM, могут быть повышены за счет создания, обеспечения и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика. Только при системном подходе к управлению станет возможным полное использование обратной связи с заказчиком для выработки стратегических планов и интегрированных в них планов по качеству [5].

6) Постоянное улучшение

В этой области организация  должна не только отслеживать возникающие  проблемы, но и, после тщательного  анализа со стороны руководства, предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для  предотвращения таких проблем в  дальнейшем.

Цели и задачи основываются на результатах оценки степени удовлетворенности  заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельности самой организации. Улучшение должно сопровождаться участием руководства  в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для  реализации поставленных целей [20].

7) Принятие решений, основанное на фактах.

Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками  таких данных могут быть результаты внутренних проверок системы качества, корректирующих и предупреждающих  действий, жалоб и пожеланий заказчиков и т.д.

Также информация может основываться на анализе идей и предложений, поступающих  от сотрудников организации и  направленных на повышение производительности, снижение расходов и т.д. [1].

8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Так как организация тесно  связана со своими поставщиками, целесообразно  налаживать с ними взаимовыгодные отношения  с целью дальнейшего расширения возможностей деятельности. На данном этапе устанавливаются документированные процедуры, обязательные для соблюдения поставщиком на всех этапах сотрудничества [8].

1.2 Характеристика принципа TQM «Принятие решений на основе фактов»

 

Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть, например, результаты внутренних проверок системы качества, рекламации и претензии потребителей и т. д. Кроме того, информация может основываться на анализе предложений сотрудников организации по поводу снижения издержек, повышения производительности и т.д [21].

Принцип фактической обоснованности решений прослеживается в таких проявлениях и действиях организации, как:

  • проведение измерений, сбор целевых данных и информации
  • обеспечение достаточно полными, достоверными и точными данными и информацией
  • анализ данных и информации
  • понимание значимости подходящих статистических методов
  • принятие решений и выполнение действий, базирующихся на результатах логического анализа соотношения практического опыта и интуиции.

Международный опыт показывает, что  от 20 до 90 % всех проектов улучшения  продукта терпят провал только по причине  ошибочного мнения о состоянии рынка, на базе которого принимается решение  о стратегии бизнеса компании [3]. Объяснением такого положения могут быть следующие моменты:

Информация о работе Особенности реализации принципа TQM «Принятие решений, основанных на фактах» на предприятиях