СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………………………………….3
1 Содержание Понятия "качество"применительно
к образованию .……………………….4
2. Проблема повышения качества высшего
образования в условиях интеграции образования,
науки и производства ………………
………………………………………..…….6
2.1. Система внутреннего
обеспечения качества и гарантий
качества образования …....6
3. Необходимость
систем менеджмента качества образования
(СМКО)……….………..8
3.1 Взгляд АККОРК
на систему внутреннего обеспечения
качества и гарантий качества
образования……………………………………………………………………………….…12
4. Системы внутреннего
обеспечения качества и гарантий
качества образования в вузах
России………………………………………………………………………………………..16
4.1. Период формирования
и развития …………………………………………………….16
4.2.Период совершенствования………………………………………………………….…18
4.3. Период перехода
от СМК к СМКО…………………………..………………………..21
4,4 Практика формирования
системы менеджмента качества
в вузе…………………….22
Заключение………………………………………………………………………................................25
Список использованных
источников……………………………………………………..……..…26
Введение
В современном
мире значение образования как
важнейшего фактора формирования
нового качества экономики и
общества увеличивается вместе
с ростом влияния человеческого
капитала. В XXI веке независимыми
смогут остаться лишь те государства,
которые выдержат интеллектуальную
и технологическую конкуренцию.
Хотя Россия в настоящее время
отстаёт от многих стран в
своём развитии, её богатый генетический,
ресурсный и сохранившийся пока
научно-технический потенциал ещё
в состоянии преодолеть нынешний
упадок и вывести государство
на достойный уровень. Решающую
роль в этом должно сыграть
высшее и послевузовское профессиональное
образование. Российская система
образования способна конкурировать
с аналогичными системами передовых
стран. Для этого необходимо
усиление активной роли государства
в этой сфере, всесторонняя
модернизация образования с привлечения
необходимых ресурсов, созданием
механизмов их эффективного использования.
Научно - исследовательская деятельность,
ведущаяся в ВУЗах, имеет особую
значимость для государства, определённую
не только непосредственной заинтересованностью
в использовании новых научных
результатов в различных отраслях
экономики, но и необходимостью
подготовки специалистов, научно - педагогических
работников и повышения их
квалификации. Поэтому важное значение
в настоящее время имеет предотвращение
кризисных процессов в системе
образования, принятие неотложных
мер по нормализации работы
образовательных учреждений, совершенствование
соответствующей нормативной правовой
и статистической базы Таким образом,
определение современной системы высшего
и послевузовского образования Российской
Федерации, изучение её структуры, основных
проблем, поиск направлений модернизации
имеют особую актуальность и значимость
в современных условиях. Целью курсовой
работы является исследование организации
управления качеством в системе высшего
образования Российской Федерации.
В соответствии с
намеченной целью в курсовой
работе определены следующие
задачи:
- определить понятие «качество»
применительно к образованию;
- рассмотреть проблему
повышения кчества высшего образования
в условиях интеграции образования,науки
и производства;
- описать системы внутреннего
обеспечения качества и гарантий
качества образования в вузах
России.
1. Содержание понятия
«качество» преминительно к образованию
В самом общем
понимании, качество – это
совокупность свойств, признаков
продукции, материалов, товаров,
услуг, работ, труда, обусловливающих
их способность удовлетворять
потребности и запросы людей,
соответствовать своему назначению
и предъявляемым требованиям.
Такая мера соответствия определяется
на основе стандартов, договоров,
контрактов, запросов потребителей.
Качество образования
– социальная категория, определяющая
состояние и результативность
процесса образования в обществе,
его соответствие потребностям
и ожиданиям общества (различных
социальных групп) в развитии
и формировании гражданских, бытовых
и профессиональных компетенций
личности. Качество образования
определяется совокупностью показателей,
характеризующих различные аспекты
учебной деятельности образовательного
учреждения: содержание образования,
формы и методы обучения, материально-техническую
базу, кадровый состав, которые обеспечивают
развитие компетенций обучающейся
молодежи. Понятию качества приписывают
различные, порой противоречивые
значения. Это связано с тем,
что используются как абсолютное,
так и относительное понятия
качества. Абсолютное понятие качества
используется для отражения статуса
и превосходства. Такое идеализированное
понятие может содействовать
развитию и укреплению имиджа
образовательного учреждения. Оно
также демонстрирует значение
повышения качества как стремления
к наивысшим стандартам образования.
«Качество» может использоваться
и как относительное понятие.
В этом аспекте качество не
является атрибутом образовательной
услуги. О качестве можно судить,
когда продукция (товар или
услуга) отвечает требованиям соответствующих
стандартов или спецификаций, оно
выступает лишь как средство,
с помощью которого выявляется
соответствие образовательной услуги
государственному стандарту. Качество
как относительное понятие имеет
два аспекта: соответствие государственному
стандарту и соответствие запросам
потребителей образовательной услуги.
Первый аспект часто называют
качеством с точки зрения производителя,
второй – качеством с точки
зрения потребителя. Взгляды потребителя
и производителя образовательной услуги
зачастую не совпадают. Поэтому образовательное
учреждение должно рассматривать проблему
качества образования с двух разных точек
зрения:
• с точки зрения образовательного
учреждения (направление маркетинговых
исследований – соответствие государственному
стандарту);
• потребителей образовательных
услуг (направление маркетинговых
исследований – степень удовлетворенности
потребителей образовательной услугой).
М.М. Поташник определяет
качество образования личности
как соотношение цели и результата
образовательной деятельности, если
цели заданы операционально и спрогнозированы
в зоне ближайшего развития ребенка. В
этом случае качество образования оценивается
в сравнении с максимальными возможностями
ребенка.
Как соотносятся между
собой критерий качества образования
и критерий его эффективности?
Это соотношение видно из сравнения
определений качества и эффективности
образовательного процесса. Качество
– это отношение результата к цели (или
наоборот), а эффективность – это отношение
результата к затратам (или цели к затратам,
если цель и результат совпадают). Когда
цель соотносят с затратами, то об эффективности
говорят как о возможной цене цели, задачи,
проекта, программы и т.д. Когда результат
соотносят с затратами, то имеют в виду
цену уже исполненной задачи, проекта
(в конечном итоге – стоимости образования).[7]
Эффективность образования может
соотноситься с другими важными
показателями, например, с качеством
жизни. Чем больше средств государство
и общество будут тратить на общее
и профессиональное образование, тем
выше будет качество жизни. При определении
эффективности управления отношение
результатов к затратам определяется сравнением затрат при
других результатах. Во всех случаях сначала
задаются область, в рамках которой любые
результаты считаются оптимальными, и
область, в рамках которой все затраты
признаются допустимыми или минимально
необходимыми (т.е. оптимальными). Эффективное
управление всегда предполагает минимально
необходимые затраты сил, средств, ресурсов
и, конечно же, времени.
2. Проблема
повышения качества высшего
образования в условиях интеграции
образования, науки и производства
Проблема повышения
качества высшего образования в
условиях интеграции образования, науки
и производства на современном этапе
научно-технического прогресса, характеризующегося
высоким уровнем внедрения автоматизации
и информатизации, связана с решением
задач создания и развития интегрированных
человеко-машинных систем.
Выделение самостоятельной
сферы профессиональной деятельности,
связанной с проектированием
комплексных технологических решений
– потребность времени и тенденций
развития современного постиндустриального
общества. Высшая школа в этих условиях
должна адекватно реагировать на
необходимость и потребности
реализации данных тенденций и создавать
соответствующие организационные структуры,
направленные в первую очередь на интеграцию
образования, науки и производства. Ведущие
западные университеты в своем развитии
пошли по пути организации на своей базе
различного рода научно-производственных
структур типа научно-технологических
парков и инкубаторов инновационного
бизнеса. Создание этих структур преследовало
целью не только интенсификацию продвижения
университетских разработок в сферу производства,
но и перевод процесса подготовки специалистов
на новый качественный уровень. Необходимо
отметить, что технопарки – это в первую
очередь территориальные научно-производственные
комплексы, ориентированные на наиболее
эффективное использование научно-технического
потенциала исследовательских центров,
при которых они создаются. Помимо начинающих
инновационных фирм, в технопарке, как
правило, расположены научные подразделения
крупных компаний, некоммерческие исследовательские
лаборатории, разнообразные научно-промышленные
и инновационные центры университетов.
2.1 Система
внутреннего обеспечения качества и гарантий
качества образования
Учебные заведения,
согласно Стандартам и рекомендациям
по гарантии качества в ЕПВО (ESG), должны
иметь систему внутренней гарантии
качества образования, включающую политику
и соответствующие процедуры
гарантии качества, стандарты для
реализуемых программ и присваиваемых
квалификаций. Вузы, признавая важность
качества и гарантии качества образования
в своей деятельности, должны также
разработать стратегию по постоянному
повышению качества обучения и следовать
ей. Стратегия, политика и процедуры должны
быть утверждены вузом и доступны студентам,
преподавателям и общественности. Студенты
и работодатели должны также привлекаться
к участию в работе системы внутренней
гарантии качества. Система внутренней
гарантии качества образования, ее стратегия,
стандарты и процедуры составляют основу
внешних оценок качества, проводимых АККОРК,
и изучаются экспертами АККОРК
при оценке качества и гарантий качества
образования, предоставляемых вузом. Внутренние
гарантии качества образования должны
охватывать мониторинг и периодическую
оценку программ и академических квалификаций,
оценку уровня знаний, умений и компетенций
студентов, квалификации и компетентности
преподавателей, качества образовательных
ресурсов, организации и управления вузом.
Кроме того, вузы должны собирать и анализировать
информацию о реализации программ и деятельности
учебного заведения в целом и использовать
её как для эффективного управления программами
обучения, так и для информирования всех
заинтересованных сторон о качестве реализуемых
программам и соответствии присваиваемых
квалификаций, утвержденным стандартам.
Качество российского
образования во многом зависит от
того, в какой мере вузы, используя
системы внутренней гарантии качества,
смогут обеспечить: ясное и четкое
определение предполагаемых результатов
обучения (ПРО) для всех уровней
реализации программ;
-совокупность
условий, необходимых студентам
для достижения предполагаемых
-результатов
обучения: проектирование программ
на основе ПРО, адекватные целям
-программ преподавание,
образовательные и информационные
ресурсы, организацию учебного
процесса и т.д.[6]
В России в качестве
систем внутреннего обеспечения
качества и гарантий качества образования
выступают системы менеджмента
качества (СМК), основанные главным
образом на стандартах ISO[1]. СМК создавались
вузами по аналогии с СМК для
предприятий, но при этом учебные
заведения стремились совместить СМК
с особенностями образовательной
деятельности. Основные усилия были сосредоточены
на дополнении традиционной организации
образовательной деятельности вузов
теми элементами СМК, которые
обеспечивали предприятиям и компаниям
устойчивые конкурентные преимущества.
Следует отметить, что внедрение в вузах
СМК, основанных на стандартах ISO, улучшает
организацию и управление основными
процессами образовательной деятельности,
но, как правило, не ведет к постоянному
улучшению качества образования. Практика
АККОРК в сфере внешней оценки результатов
обучения и гарантий качества образования
позволяет сделать вывод о том, что вузы
должны перейти от контроля процессов
взаимодействия подразделений внутри
учебных заведений к оценке и контролю
результатов обучения. Другими словами,
вузы должны заниматься внутренним аудитом
результатов обучения, т.е. качества образования,
а не проверкой работы СМК. Организация
управления, которая является основным
объектом анализа в рамках СМК, является
лишь одной из гарантий качества образования
в подходе АККОРК к оценке программ и (или)
вузов в целом. СМК, ориентированные на
оценку и улучшение результатов обучения,
в терминологии АККОРК называются
системами менеджмента качества образования
(СМКО).
3. Необходимость
систем менеджмента качества
образования (СМКО)
Система менеджмента
качества (СМК) в российских вузах
рассматривается как важный инструмент
обеспечения качества образования.
Она позволяет отслеживать и
анализировать индикаторы того, насколько
адекватными и оправданными являются
организация и система управления
вузом с точки зрения реализации
программ. Тем не менее, следует
отметить, что государственных подходов
к менеджменту качества в образовании
никогда не было, даже в 90-ые годы, когда
в России появилась система государственной
аккредитации, подход к образовательному
сегменту с точки зрения менеджмента
качества был оставлен без внимания.
Поэтому формирование СМК началось
по инициативе самих вузов, которые
понимали, что формирование СМК должно
основываться на определенных стандартах,
в соответствии с которыми должны
быть определены четкие критерии и
объекты оценки в рамках менеджмента
качества образовательной деятельности.
Использование стандартов ISO при
создания СМК было привлекательным для
вузов потому, что :
1) Всемирная организация
по стандартизации (ISO) существует
уже много десятилетий, приобрела
высокий авторитет в мире,
имеет статус неправительственной
общественной организации, разработала
систему стандартизации, наиболее
распространенную на сегодняшний
день;
2) на стандарты
ISO в России ориентирована
деятельность государственных организаций:
вначале Госстандарта, а сегодня
его преемника - РосТехРегулирования,
которое имеет с ISO соглашение;
3) на российском
рынке СМК наиболее активно
предлагались услуги по созданию
систем, базирующихся на стандартах
ISO. Вначале это были исключительно
зарубежные компании (британские, швейцарские,
немецкие), но в последние годы
на рынке СМК появились российские
организации, предлагающие аналогичные
услуги;
4) стандарты ISO
позволяли вузам отслеживать
те недостатки и слабые места
в образовательной деятельности,
которые упускались из вида
в процедурах государственной
аккредитации. Благодаря указанным
выше причинам и активности
компаний, реализующих СМК, стандарты
ISO стали основным стандартом, используемым
вузами при формировании СМК.
В настоящее время ряд вузов
(РУДН, МИСИС, ЛЭТИ и др.), достигших
успехов в разработке и внедрении
СМК, тиражируют свой опыт, оказывая
консультационные услуги всем
заинтересованным вузам.
Вместе с тем,
как указывалось выше, стандарты
ISO в чистом виде вообще не применимы
к сфере образования. Так, например,
первый стандарт, ISO 9000, был направлен
на обеспечение стабильной работы СМК
предприятия, ориентированной на мониторинг
и оптимизацию задач его деятельности,
но не на проверку качества конечного
продукта, и, потому, не мог быть использован
в сфере образования. Значительные
изменения, внесенные в стандарты
ISO 9000 при разработке второй версии
стандартов, ISO 9001, позволили учитывать
способность организации удовлетворять
требования всех заинтересованных сторон:
собственников, сотрудников, общества,
потребителей и поставщиков. Поэтому
стандарты ISO 9001, вводя системообразующие
понятия, такие как внутренний аудит,
процессный подход, корректирующие и
предупреждающие действия и др.,
формализуют СМК и разрешают
использовать их и в сфере образования.
В настоящее время большинство
СМК в вузах России построено
на требованиях международных
стандартов ISO 9001: 2008, хотя вопрос об их
применимости к учебным заведениям
так и не решен окончательно. Практика
АККОРК по внешней оценке и аккредитации
на программном и институциональном
уровне выявила три точки зрения
учебных заведений на применимость
стандартов ISO в образовании: