Понятие «качество» применительно к образованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

. Целью курсовой работы является исследование организации управления качеством в системе высшего образования Российской Федерации.
В соответствии с намеченной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- определить понятие «качество» применительно к образованию;
- рассмотреть проблему повышения качества высшего образования в условиях интеграции образования,науки и производства;
- описать системы внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования в вузах России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1 Содержание Понятия "качество"применительно к образованию .……………………….4
2. Проблема повышения качества высшего образования в условиях интеграции образования, науки и производства ……………… ………………………………………..…….6
2.1. Система внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования …....6
3. Необходимость систем менеджмента качества образования (СМКО)……….………..8
3.1 Взгляд АККОРК на систему внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования……………………………………………………………………………….…12
4. Системы внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования в вузах России………………………………………………………………………………………..16
4.1. Период формирования и развития …………………………………………………….16
4.2.Период совершенствования………………………………………………………….…18
4.3. Период перехода от СМК к СМКО…………………………..………………………..21
4,4 Практика формирования системы менеджмента качества в вузе…………………….22
Заключение………………………………………………………………………................................25
Список использованных источников……………………………………………………..……..…26

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 65.67 Кб (Скачать файл)

16) СМК приводит  к результатам в области качества  образования только в тех вузах,  где высшее руководство реально  возглавляет процесс создания  и развития СМК. Конкретизация  функционирования СМК на уровне  факультетов или кафедр требует  четкого определения из финансовых  и организационно-правовых взаимоотношений  с вузом, полномочий и ответственности  по всем основным видам их  деятельности. В противном случае персонал вузов не понимает и не принимает СМК, и вольно или невольно оказывает сопротивление изменениям, насаждаемым руководством;

17) процессному  подходу уделяется большое внимание  в стандартах  ISO и в типовой  модели СМК, которая предлагается  вузам Рособрнадзором. Тем не менее, вузы при реализации СМК часто искажают суть процессного подхода и подменяют полномочия хозяина процесса,  дающие ему право распоряжаться ресурсами и принимать самостоятельные управленческие решения, ответственностью за результаты;

18) вузы считают,  что их ответственность начинается  с набора студентов на обучение  и заканчивается выпуском специалистов, поэтому, по мнению  вузов, они  не несут ответственности за  соответствие программ требованиям  работодателей и рынка труда,  за трудоустройство выпускников  и их профессиональную карьеру.[1]

4. Системы  внутреннего обеспечения качества  и гарантий качества образования  в вузах России

Практика  АККОРК в сфере внешней оценки программ и учебных заведений позволяет  выделить три периода в развитии системы внутреннего обеспечения  качества и гарантий качества образования, предоставляемых вузами:

1)период формирования;

2)период совершенствования

3)период перехода от  СМК к СМКО

 

4.1. Период  формирования и развития 

Результаты внешних  оценки, проведенных в 2007-2009 годах  показали, что в этот период  многие российских вузов  сформировали СМК  и приступили к их совершенствованию  и развитию. Однако вузы, как правило, относились формированию и развитию СМК формально, поскольку  СМК  были необходимо вузам для прохождения  государственной аккредитации. Поэтому  вузы  либо  сами, либо  помощью  различных компаний, действующих  на рынке СМК,  разрабатывали и  внедряли СМК. В большинстве случаев  СМК не привели к ожидаемому повышению  качества образования, поскольку у  вузов не было ясного понимания того, с каких позиций следует оценивать  качества образования, каким образом  соотносятся требования государства  и потребителей образовательных  услуг. Тем не менее, внедрение СМК, в целом, положительно сказалось  на работе вузов(таблица1), т.к. применение стандартов  ISO, на которых они основывались, позволило упорядочить отношения и процессы в образовательной деятельности вузов и адаптировать вузы к условиям рынка. Поскольку внутренние системы гарантии качества только формировали системный подход к контролю качества образования,  то работа СМК слабо отражалась на уровне отдельных программ, реализуемых вузом,  и, потому,  не  обеспечивала повышение качества образования,  но приводила к улучшению документооборота в вузе.  Вузы  не проводят  регулярного мониторинга качества образования, основанного на анализе организации и качество реализации  учебного процесса, оценке учебных достижений студентов, качества преподавания,  учете мнения студентов и работодателей о качестве программ. Вузами также не используются стандарты и рекомендации ESG. Поскольку в вузах не сформирована система контроля качества на программном уровне, то механизм контроля результатов обучения в рамках программ складывается из вступительных экзаменов; текущего контроля, промежуточных аттестаций по отдельным предметам, проведения зачетов и экзаменов в конце семестров; защиты курсовых работ и проектов; сдачи государственных экзаменов и защиты дипломных квалификационных работ. Итоговой оценкой качества выступает востребованность выпускников на рынке труда. Подобный механизм контроля качества обучения основан на постоянном повышении требований к студентам, поскольку выявление недостатков в обучении на какой-либо стадии учебного процесса  ведет к  ужесточению требований на предшествующей стадии обучения. Вузы не могут  заметно  улучшить образовательный процесс потому, что они не ведут постоянного мониторинга учебного процесса на уровне кафедр и не имеют эффективной обратной связи. Организованный таким образом контроль качества обучения не позволяет поддерживать и повышать качество обучения в течение длительного периода времени, поскольку возможности для постоянного повышения уровня требований весьма ограничены.

Можно отметить и  положительные тенденции: вузы  для  повышения качества преподавания применяют  такие меры, как обязательная процедура  конкурсного отбора при замещении  вакантных должностей ППС; повышение  квалификации ППС; участие преподавателей в научно-исследовательской деятельности; подведение итогов работы преподавателей за учебный год, взаимное посещение  лекций преподавателями. Эксперты АККОРК, выявляя  в ходе внешней оценки подобную организацию внутренней системы  гарантии качества на программном уровне, обращали внимание руководителей кафедр, факультетов и вузов на то, что  проблемы в обеспечении качества образования связаны с отсутствием  механизмов обратной связи со студентами, выпускниками и работодателями. Отсутствие обратной связи лишает вуз информации о качестве учебных программ, обучения и преподавания, образовательных  ресурсов и, потому, не позволяет своевременно выявлять и исправлять недостатки в  реализации программы. Кроме того, отсутствие обратной связи не позволяет вузу определять эффективность преподавания, более точно оценивать уровень  подготовки студентам, а студентам  – высказывать свое мнение и принимать  участие в мероприятиях по гарантии качества обучения.[4]

В таблице 1 приведены  примеры  работы Вузов до внедрения  СМК и при внедрении СМК

 

 

Таблица1 –Анализ работы СМК в вузе

СМК отсутствует

СМК внедрена

Отсутствие сбалансированных полномочий и ответственности за качество образовательных услуг и их распределение между всеми сотрудниками вуза

Распределение необходимых  полномочий и ответственности за качество образовательных услуг между всеми сотрудниками вуза

Бессистемное  изучение удовлетворенности заинтересованных сторон или его полное отсутствие

Системное изучение удовлетворенности заинтересованных сторон и учет полученных результатов  деятельности вуза

Разработка мероприятий  согласно существующим требованиям  заинтересованных сторон

Разработка мероприятия  по увеличению удовлетворенности заинтересованных сторон , предупреждению будущих потребностей потребителей

Используемые  руководящим составом и сотрудниками инструменты анализа не позволяют  определить первопричину возникших  несоответствий

Использование руководящим  составом и сотрудниками инструментов менеджмента качества

Разработанные мероприятия  не исключают возможного повторного появления несоответствия. Разработанные  мероприятия могут быть направлены на поиски виновных а не причин возникновения несоответствия

Разработка корректирующих и предупреждающих действий направленные на исключение причины возникновения  несоответствия и предотвращение его  повторного появления

Бессистемный  анализ деятельности не приводящий к  улучшению

Проведение самоанализа  в форме внутренних аудитов, самооценки, анализа системы менеджмента  качества и все ее процессов высшим руководством

Проводится повышение  квалификации персонала

Проводится системное  повышение квалификации персонала, направленное на получение требуемых  компетенций. И анализируется результативность мероприятий  по повышению квалификаций


 

         4.2. Период совершенствования

Результаты внешних  оценки, проведенных в 2010-2011 годах, показали, что в этот период для многих российских вузов связан с совершенствованием СМК, направленным на выполнение утвержденных вузами миссий и политик качества.. Вузы рассматривает образование как единый непрерывный процесс приобщения к знаниям, научной деятельности и социализации личности, реализуемый в управляемых условиях. Политика вузов в области качества направлена на то, чтобы:

- постоянно изучать  запросы и нужды основных потребителей  образовательных программ и быстро  реагировать на их изменение,  используя возможности как вузов  в целом, так и каждого из  сотрудников;

- удовлетворять  потребности  студентов в интеллектуальном, культурном, духовном и нравственном  развитии;

- устанавливать  и развивать устойчивые, взаимовыгодные  отношения с работодателями, вузами  и другими заинтересованными  сторонами.

Таким образом, вузы признают, что

- они несут  основную ответственность за  качество высшего образования  и обеспечение условий обучения, позволяющих студентам достигать  предполагаемые результаты обучения;

- подлежат защите  интересы общества, которые затрагиваются  качеством и стандартами высшего  образования;

- качество преподавания  и содержание  образовательных  программ должны непрерывно совершенствоваться, гибко следовать за изменениями  конъюнктуры рынка труда;

- принципы политики  качества, установленные вузами, должны  переноситься на уровень факультетов  и кафедр, т.е. на программный  уровень;

- должны создаваться  условия для переподготовки и  повышение квалификации сотрудников. 

-необходимо поощрять  развитие культуры качества, привлекая  к участию в гарантии качества  студентов, преподавателей и работодателей.

При формировании  внутренних систем обеспечения качества вузы использует принципы, заложенные в типовой модели, рекомендуемой  Министерством образования и  науки РФ (МОН). В последние несколько  лет модель претерпела изменения, связанные  с выполнением Россией как  страной-участницей Болонского процесса европейских стандартов и рекомендаций по гарантии качества высшего образования (ESG). Поэтому в настоящее время  внутренние  системы качества  вузов, как и прежде,  строятся на процессном подходе в  рамках требований стандарта ISO 9001:2008,  на них «сверху» накладываются требования ESG. При этом используются в основном критерии стандарта ISO 9001:2008: ориентация на потребителей; роль руководства; вовлечение сотрудников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками. Одновременно в СМК  используются стандарты  ESG такие, например, как участие студентов  и работодателей  в процессах гарантии качества образования; использование четких, заранее опубликованных критериев оценивания учебной деятельности студентов; степень соответствия  фактических и предполагаемых результатов обучения; эффективность  методик  преподавания и обратной связи вуза со студентами, выпускниками и работодателями и т.д. На уровне кафедр, факультета и академии постоянно ведется мониторинг качества образования, основанный на анализе учебного процесса, оценке учебных достижений студентов и качества преподавания, учете мнения студентов. Ученые советы вузов, обсуждая  результаты обучения студентов и выпускников, рассматривают вопросы, связанные с процедурами и критериями оценивания; итоги  проводимой ежегодно внутренней оценки  реализуемых  программ; итоги работы комиссии по комплексной оценке деятельности академии; создание условий для повышения преподавателями своей компетентности и квалификации и др.

Контроль качества образования в вузах включает в себя текущую, промежуточную и  итоговую аттестации студентов; государственную  итоговую аттестацию выпускников.          Качество подготовки специалистов на каждом этапе обучения оценивается  объемом и степенью усвоения учебного материала. Оценка результатов обучения студентов ведется как в традиционной форме, в виде зачетов и экзаменов, так и с использованием тестирования знаний и умений. Многие вузы самостоятельно разрабатывают контрольно-измерительные  материалы (КИМ) для тестирования знаний и умений студентов. После утверждения  КИМ включаются в учебно-методические материалы по дисциплинам.

В вузах для  обеспечения качества преподавания применяются  такие меры, как процедура  конкурсного отбора при  приеме на работу новых преподавателей; процедуры  аттестации при продлении контрактов с преподавателями; предоставление возможности для повышения преподавателями  своей  квалификации; подводятся итоги  работы преподавателей за  учебный  год. Ежегодно проводится анкетирование  студентов, позволяющее студентам  высказывать свое мнение о качестве преподавания, а вузам  –учитывать мнение студентов при повышении эффективности кадровой политики. Ведется также оценка деятельности преподавателей со стороны коллег-преподавателей.

Обратная связь  со студентами и выпускниками в вузах  реализуется в виде регулярного (1-2 раза в год) исследования (анкетных опросов) степени удовлетворенности 14студентов и выпускников качеством  образования. Обратная связь с работодателями осуществляется вузам посредством  ежегодного анкетирования работодателей, сбора мнений представителей работодателей и профессиональных сообществ, участвующих в реализации программ или  работе  государственных аккредитационных комиссий (ГАК), получения отзывов предприятий, организаций и учреждений о работе выпускников; отслеживания карьерного рост выпускников

Полученная в  результате мониторинга информация используется вузами для оценки качества образования; выявления недостатков  в обеспечении гарантий качество образования,  проведения предупреждающих  и корректирующих действий для их оперативного устранения; выработки  рекомендаций по совершенствованию  всех процессов управления образовательной  деятельностью. Вместе с тем,  следует  отметить,  что  взаимодействие вузов  с работодателями необходимо  усиливать  и развивать, например, привлекая  работодателей к анализу и  оценке  новых  образовательных  программ, обсуждению  предполагаемых результатов обучения и необходимого набора компетенций, к формированию профессиональных компетенций выпускников  и др.

Для выявления  степени удовлетворенности студентов  всех курсов качеством обучения вузами проводятся анкетные опросы, включающие от 50 до 80 вопросов. Опрос затрагивает  такие аспекты, как структура  и содержание программы, качество УММ, образовательных ресурсов, качество преподавания, взаимоотношений студентов  с преподавателями,  культурно-бытовые  условия, объем и  актуальность предоставляемой  студентам информации, степень удовлетворенности  студентов работой IT-подразделений, административно-управленческого персонала  и состоянием аудиторного фонда  вуза.

В вузах  ведется  мониторинг качества знаний студентов, результаты которого анализируются, докладываются  и обсуждаются на заседаниях Ученых советов факультетов, Учебно-методического  и Ученого совета вузов. При этом качество обучения оценивается как  степень соответствия  содержании и уровня подготовки  студентов  и выпускников  требованиям ФГОС. При оценке качества образовательной  программы соответствие фактических  и предполагаемых результатов обучения студентов  и выпускников  учитывается  не  всеми вузами. Студенты в мероприятиях, связанных с гарантией качества образования, также принимают участие  только в части вузов.[3]

 

4.3. Период  перехода от СМК к СМКО

Следует подчеркнуть, что  из сказанного выше следует, что  термин «система менеджмента качества»  до 2010 года применялся в России в  рамках  методологии стандартов ISO, а не европейских стандартов ESG. Подход АККОРК к внешней оценке и к вузовским  системам внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования изначально основывался на платформе ESG, поэтому АККОРК постоянно рекомендовал вузам ориентироваться на внутренний аудит фактических  результатов обучения и оценивать гарантии качества образования  по тому, в какой мере они способствуют достижению студентами предполагаемых результатов обучения. Такой подход отличался от принятой в России  ориентации внутренних гарантий качества  на оценку качества процессов, поэтому АККОРК использовал термин «система менеджмента качества образования», который  понимался как система внутренней гарантии качества в духе стандартов 1.1 – 1.7 ESG.15 Проведение АККОРК внешней оценки и аккредитации, в процессе которых эксперты АККОРК пропагандировали и объясняли  важность перехода от контроля процессов взаимодействия подразделений внутри учебных заведений к оценке и контролю результатов образовательной деятельности. Участие России в Болонском процессе, выход ведущих российских вузов на международный рынок образовательных услуг, а также деятельность АККОРК и других независимых агентств по внешней оценке качества образования и аккредитации помогли многим российским вузам осознать необходимость трансформации созданных ими СМК в направлении внутренней оценки результатов обучения. В настоящее время все большее число вузов начинает  использовать  стандарты, ориентированные на результаты обучения,  достигнутые студентами и выпускниками, такие как стандарты ESG, EFQM, EFDM и др. Как указывалось выше,  сейчас МОН РФ рекомендовало всем вузам использовать стандарты ESG как часть типовой модели СМК. Ряд вузов развивает системы внутреннего обеспечения качества  и гарантий качества образования на основе  стандартов деятельности образовательных учреждений, разработанных EFMD или стандартов EFQM

Информация о работе Понятие «качество» применительно к образованию