Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 09:29, курсовая работа
. Целью курсовой работы является исследование организации управления качеством в системе высшего образования Российской Федерации.
В соответствии с намеченной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- определить понятие «качество» применительно к образованию;
- рассмотреть проблему повышения качества высшего образования в условиях интеграции образования,науки и производства;
- описать системы внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования в вузах России.
Введение………………………………………………………………………………………………….3
1 Содержание Понятия "качество"применительно к образованию .……………………….4
2. Проблема повышения качества высшего образования в условиях интеграции образования, науки и производства ……………… ………………………………………..…….6
2.1. Система внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования …....6
3. Необходимость систем менеджмента качества образования (СМКО)……….………..8
3.1 Взгляд АККОРК на систему внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования……………………………………………………………………………….…12
4. Системы внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования в вузах России………………………………………………………………………………………..16
4.1. Период формирования и развития …………………………………………………….16
4.2.Период совершенствования………………………………………………………….…18
4.3. Период перехода от СМК к СМКО…………………………..………………………..21
4,4 Практика формирования системы менеджмента качества в вузе…………………….22
Заключение………………………………………………………………………................................25
Список использованных источников……………………………………………………..……..…26
16) СМК приводит
к результатам в области
17) процессному
подходу уделяется большое
18) вузы считают,
что их ответственность
4. Системы
внутреннего обеспечения
Практика АККОРК
в сфере внешней оценки программ
и учебных заведений позволяет
выделить три периода в развитии
системы внутреннего
1)период формирования;
2)период совершенствования
3)период перехода от СМК к СМКО
4.1. Период формирования и развития
Результаты внешних
оценки, проведенных в 2007-2009 годах
показали, что в этот период многие
российских вузов сформировали СМК
и приступили к их совершенствованию
и развитию. Однако вузы, как правило,
относились формированию и развитию
СМК формально, поскольку СМК
были необходимо вузам для прохождения
государственной аккредитации. Поэтому
вузы либо сами, либо помощью
различных компаний, действующих
на рынке СМК, разрабатывали и
внедряли СМК. В большинстве случаев
СМК не привели к ожидаемому повышению
качества образования, поскольку у
вузов не было ясного понимания того,
с каких позиций следует
Можно отметить и
положительные тенденции: вузы для
повышения качества преподавания применяют
такие меры, как обязательная процедура
конкурсного отбора при замещении
вакантных должностей ППС; повышение
квалификации ППС; участие преподавателей
в научно-исследовательской
В таблице 1 приведены примеры работы Вузов до внедрения СМК и при внедрении СМК
Таблица1 –Анализ работы СМК в вузе
СМК отсутствует |
СМК внедрена |
Отсутствие сбалансированных полномочий и ответственности за качество образовательных услуг и их распределение между всеми сотрудниками вуза |
Распределение необходимых полномочий и ответственности за качество образовательных услуг между всеми сотрудниками вуза |
Бессистемное
изучение удовлетворенности |
Системное изучение
удовлетворенности |
Разработка мероприятий согласно существующим требованиям заинтересованных сторон |
Разработка мероприятия
по увеличению удовлетворенности |
Используемые руководящим составом и сотрудниками инструменты анализа не позволяют определить первопричину возникших несоответствий |
Использование руководящим составом и сотрудниками инструментов менеджмента качества |
Разработанные мероприятия не исключают возможного повторного появления несоответствия. Разработанные мероприятия могут быть направлены на поиски виновных а не причин возникновения несоответствия |
Разработка корректирующих и предупреждающих действий направленные на исключение причины возникновения несоответствия и предотвращение его повторного появления |
Бессистемный анализ деятельности не приводящий к улучшению |
Проведение самоанализа в форме внутренних аудитов, самооценки, анализа системы менеджмента качества и все ее процессов высшим руководством |
Проводится повышение квалификации персонала |
Проводится системное
повышение квалификации персонала,
направленное на получение требуемых
компетенций. И анализируется |
4.2. Период совершенствования
Результаты внешних оценки, проведенных в 2010-2011 годах, показали, что в этот период для многих российских вузов связан с совершенствованием СМК, направленным на выполнение утвержденных вузами миссий и политик качества.. Вузы рассматривает образование как единый непрерывный процесс приобщения к знаниям, научной деятельности и социализации личности, реализуемый в управляемых условиях. Политика вузов в области качества направлена на то, чтобы:
- постоянно изучать
запросы и нужды основных
- удовлетворять
потребности студентов в
- устанавливать и развивать устойчивые, взаимовыгодные отношения с работодателями, вузами и другими заинтересованными сторонами.
Таким образом, вузы признают, что
- они несут
основную ответственность за
качество высшего образования
и обеспечение условий
- подлежат защите
интересы общества, которые затрагиваются
качеством и стандартами
- качество преподавания
и содержание образовательных
программ должны непрерывно
- принципы политики
качества, установленные вузами, должны
переноситься на уровень
- должны создаваться
условия для переподготовки и
повышение квалификации
-необходимо поощрять
развитие культуры качества, привлекая
к участию в гарантии качества
студентов, преподавателей и
При формировании внутренних систем обеспечения качества вузы использует принципы, заложенные в типовой модели, рекомендуемой Министерством образования и науки РФ (МОН). В последние несколько лет модель претерпела изменения, связанные с выполнением Россией как страной-участницей Болонского процесса европейских стандартов и рекомендаций по гарантии качества высшего образования (ESG). Поэтому в настоящее время внутренние системы качества вузов, как и прежде, строятся на процессном подходе в рамках требований стандарта ISO 9001:2008, на них «сверху» накладываются требования ESG. При этом используются в основном критерии стандарта ISO 9001:2008: ориентация на потребителей; роль руководства; вовлечение сотрудников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками. Одновременно в СМК используются стандарты ESG такие, например, как участие студентов и работодателей в процессах гарантии качества образования; использование четких, заранее опубликованных критериев оценивания учебной деятельности студентов; степень соответствия фактических и предполагаемых результатов обучения; эффективность методик преподавания и обратной связи вуза со студентами, выпускниками и работодателями и т.д. На уровне кафедр, факультета и академии постоянно ведется мониторинг качества образования, основанный на анализе учебного процесса, оценке учебных достижений студентов и качества преподавания, учете мнения студентов. Ученые советы вузов, обсуждая результаты обучения студентов и выпускников, рассматривают вопросы, связанные с процедурами и критериями оценивания; итоги проводимой ежегодно внутренней оценки реализуемых программ; итоги работы комиссии по комплексной оценке деятельности академии; создание условий для повышения преподавателями своей компетентности и квалификации и др.
Контроль качества
образования в вузах включает
в себя текущую, промежуточную и
итоговую аттестации студентов; государственную
итоговую аттестацию выпускников.
Качество подготовки специалистов на
каждом этапе обучения оценивается
объемом и степенью усвоения учебного
материала. Оценка результатов обучения
студентов ведется как в
В вузах для
обеспечения качества преподавания
применяются такие меры, как процедура
конкурсного отбора при приеме на
работу новых преподавателей; процедуры
аттестации при продлении контрактов
с преподавателями; предоставление
возможности для повышения
Обратная связь
со студентами и выпускниками в вузах
реализуется в виде регулярного
(1-2 раза в год) исследования (анкетных
опросов) степени удовлетворенности
14студентов и выпускников
Полученная в результате мониторинга информация используется вузами для оценки качества образования; выявления недостатков в обеспечении гарантий качество образования, проведения предупреждающих и корректирующих действий для их оперативного устранения; выработки рекомендаций по совершенствованию всех процессов управления образовательной деятельностью. Вместе с тем, следует отметить, что взаимодействие вузов с работодателями необходимо усиливать и развивать, например, привлекая работодателей к анализу и оценке новых образовательных программ, обсуждению предполагаемых результатов обучения и необходимого набора компетенций, к формированию профессиональных компетенций выпускников и др.
Для выявления
степени удовлетворенности
В вузах ведется мониторинг качества знаний студентов, результаты которого анализируются, докладываются и обсуждаются на заседаниях Ученых советов факультетов, Учебно-методического и Ученого совета вузов. При этом качество обучения оценивается как степень соответствия содержании и уровня подготовки студентов и выпускников требованиям ФГОС. При оценке качества образовательной программы соответствие фактических и предполагаемых результатов обучения студентов и выпускников учитывается не всеми вузами. Студенты в мероприятиях, связанных с гарантией качества образования, также принимают участие только в части вузов.[3]
4.3. Период перехода от СМК к СМКО
Следует подчеркнуть, что из сказанного выше следует, что термин «система менеджмента качества» до 2010 года применялся в России в рамках методологии стандартов ISO, а не европейских стандартов ESG. Подход АККОРК к внешней оценке и к вузовским системам внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования изначально основывался на платформе ESG, поэтому АККОРК постоянно рекомендовал вузам ориентироваться на внутренний аудит фактических результатов обучения и оценивать гарантии качества образования по тому, в какой мере они способствуют достижению студентами предполагаемых результатов обучения. Такой подход отличался от принятой в России ориентации внутренних гарантий качества на оценку качества процессов, поэтому АККОРК использовал термин «система менеджмента качества образования», который понимался как система внутренней гарантии качества в духе стандартов 1.1 – 1.7 ESG.15 Проведение АККОРК внешней оценки и аккредитации, в процессе которых эксперты АККОРК пропагандировали и объясняли важность перехода от контроля процессов взаимодействия подразделений внутри учебных заведений к оценке и контролю результатов образовательной деятельности. Участие России в Болонском процессе, выход ведущих российских вузов на международный рынок образовательных услуг, а также деятельность АККОРК и других независимых агентств по внешней оценке качества образования и аккредитации помогли многим российским вузам осознать необходимость трансформации созданных ими СМК в направлении внутренней оценки результатов обучения. В настоящее время все большее число вузов начинает использовать стандарты, ориентированные на результаты обучения, достигнутые студентами и выпускниками, такие как стандарты ESG, EFQM, EFDM и др. Как указывалось выше, сейчас МОН РФ рекомендовало всем вузам использовать стандарты ESG как часть типовой модели СМК. Ряд вузов развивает системы внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования на основе стандартов деятельности образовательных учреждений, разработанных EFMD или стандартов EFQM
Информация о работе Понятие «качество» применительно к образованию