Понятие «качество» применительно к образованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

. Целью курсовой работы является исследование организации управления качеством в системе высшего образования Российской Федерации.
В соответствии с намеченной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- определить понятие «качество» применительно к образованию;
- рассмотреть проблему повышения качества высшего образования в условиях интеграции образования,науки и производства;
- описать системы внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования в вузах России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1 Содержание Понятия "качество"применительно к образованию .……………………….4
2. Проблема повышения качества высшего образования в условиях интеграции образования, науки и производства ……………… ………………………………………..…….6
2.1. Система внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования …....6
3. Необходимость систем менеджмента качества образования (СМКО)……….………..8
3.1 Взгляд АККОРК на систему внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования……………………………………………………………………………….…12
4. Системы внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования в вузах России………………………………………………………………………………………..16
4.1. Период формирования и развития …………………………………………………….16
4.2.Период совершенствования………………………………………………………….…18
4.3. Период перехода от СМК к СМКО…………………………..………………………..21
4,4 Практика формирования системы менеджмента качества в вузе…………………….22
Заключение………………………………………………………………………................................25
Список использованных источников……………………………………………………..……..…26

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 65.67 Кб (Скачать файл)

 

5. Практика формирования системы менеджмента качества в вузе

Одной из наиболее актуальных проблем в области образования  в современных условиях является повышение его качества. В «Концепции модернизации российского образования  на период до 2010 года» и в Перспективной  программе работ МО РФ решение  задач качества образования заявлено, как приоритетное. В настоящее  время произошли важные изменения в процессах международной стандартизации в области менеджмента качества. Принята новая версия стандартов ISO серии 9000: 2000 (ГОСТ Р ИСО серии 9000: 2001), регламентирующих процесс создания, сертификации и поддержания в актуальном состоянии систем менеджмента качества (СМК) на предприятии (в организации). В образовании делаются только первые шаги в области создания СМК. Процесс этот идет крайне медленно на фоне быстро развивающегося рынка труда и образовательных услуг, усиления конкуренции между образовательными организациями различных форм собственности, возрастающих запросов потребителей и необходимости предоставления гарантии качества на образовательную продукцию.

Образовательные организации  можно считать одними из самых  сложных в управлении организаций. Для них характерен высокий уровень  кадрового потенциала, сложность  производимой продукции и услуг, большая социальная значимость результатов  деятельности, значительный по длительности жизненный цикл продукции и услуг, исторически сложившаяся независимость  и обособленность деятельности педагогического  персонала образовательной организации, свобода преподавателя в выборе методик преподавания. Можно назвать  много других специфических характеристик, которые порождают проблемы при  создании и сопровождении СМК  в вузе.

Сегодня практически  в каждом российском вузе ведутся  работы по внедрению систем менеджмента  качества, отвечающих требованиям международного стандарта ISO 9000:2000, а также принципам  всеобщего менеджмента качества (TQM). Не стал исключением и Саратовский  Государственный университет им Н.Г.Чернышевского

Учитывая необходимость  инновационного развития российской системы  образования, в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского (СГУ) в 2007 году началась разработка системы менеджмента качества. Было создано подразделение, ответственное за внедрение системы менеджмента качества (СМК) и организован коллегиальный орган - Совет по качеству.

С целью описания и стандартизации образовательной и вспомогательной  деятельности в СГУ были определены основные и вспомогательные процессы, степень их соответствия требованиям  стандарта, разработаны внутренние нормативные документы. 

Второй уровень управления развитием реализован с помощью  нормативных документов: миссии СГУ; политики и целей СГУ в области  качества; Положения о Совете по качеству и др.

За 2008-2010 гг. создано или  переработано свыше 170 нормативных  документов – внутренних локальных  положений университета и его  структурных подразделений.

В структурных подразделениях, входящих в область применения СМК, назначены уполномоченные по качеству, в обязанности которых входят: внедрение СМК в своем подразделении; обеспечение актуализации и хранения документации СМК; сбор информации и  анализ выполнения плановых мероприятий, составленных по результатам аудитов СМК; информирование руководителя своего структурного подразделения о нарушении принципов и требований настоящей системы.  

На следующем этапе  в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского в 2008 году был проведен процесс первичной самооценки, целью которой было выявление областей деятельности, в которых возможно улучшение качества путем разработки и осуществления управленческих решений по устранению выявленных проблем  и повышению качества образовательного процесса.

Применяемой моделью явилась модель «Совершенствование деятельности вуза», разработанная специалистами Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) [4]. 

В мае 2009 года специалистами  органа по сертификации СМК была проведена  аудиторская проверка структурных  подразделений университета. А в  июне 2009 года Саратовскому государственному университету был выдан Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р (ИСО 9001:2008), который обеспечивает высокую конкурентоспособность ВУЗа на рынке образовательных услуг.

Однако разработка и внедрение  системы менеджмента качества в  вузе еще не означает улучшения самого качества, а сертификация не гарантирует  высоких показателей деятельности вуза.

Успешная работа учебного заведения, в современных  условиях неосуществима без постоянного  совершенствования его деятельности, нацеленной на повышение удовлетворенности  потребителей и периодического анализа  достигнутого состояния, а также  определения приоритетов развития [4].

Результаты самооценки позволяют  сформировать планы по устранению выявленных недостатков и улучшению рабочих  процессов вуза, а также идентифицировать области деятельности, требующие  наибольшего внимания.

Результаты самообследований подразделений и вуза используются для корректировки внутренней политики и системы качества вуза. Созданная в СГУ система менеджмента качества уже сейчас позволяет не только осуществлять контроль, но и обеспечивать целенаправленное управление качеством подготовки специалистов, соответствующее политике в области качества. 

Создание в вузе эффективной системы менеджмента  качества и комплексной системы  непрерывного обучения студентов в  области качества позволит существенно  повысить уровень подготовки квалифицированных  специалистов и их конкурентоспособность  на рынке труда.

Система менеджмента  качества - это быть может, последняя  надежда на сохранение и развитие вузовских традиций и обеспечение  будущего страны «интеллектуальным  потенциалом», но при условии адекватной оплаты труда профессоров, преподавателей и сотрудников вузов, которые  должны постоянно совершенствовать свои виды и аспекты деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Успешное функционирование современного вуза на сегодняшний день невозможно без создания эффективной  системы менеджмента, имеющей своей  целью повысить качественные показатели всех видов его деятельности. Продемонстрировать стабильность высокого качества образования  высшему учебному заведению позволяет  внедрение СМК.

Повышение качества образования является необходимым  условием формирования единого мирового образовательного пространства, превращения  его в созидательный процесс - повышение научного уровня образования.

Проблема качества образования  не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, появляются новые условия, возможности  и потребности. Изменяются критерии качества, обостряется проблема управления качеством и снова возникает необходимость исследовать и решать эту проблему.

Качество образования  находиться в постоянной динамике. Нет предела его повышению. Поэтому  сегодня очень важно прогнозировать возможное изменение качества, исследовать  причины и характер этого изменения. Но не существует пока еще методик  такого прогнозирования, хотя в современных  идеях управления качеством посылки  к прогнозированию уже имеются. Рассмотрены главные факторы  качества образования, цели и потенциал  образования. Эти факторы находиться в теснейшей взаимосвязи, дополняют  друг друга. Только системное их использование  позволяет обеспечить позитивную динамику качества, которая зависит от управления образованием.мы рассматриваем практический опыт Саратовского государственного Университета внедрения системы менеджмента  качества, что дает вузу сертифицированная  система менеджмента качества, какие  гарантии и конкурентные преимущества. СМК может быть отправной точкой в совершенствовании деятельности вуза.

Таким образом, можно  заключить, что российские вузы, а, следовательно,  и вся система российского  образования, начали переход от СМК  к СМКО,  признавая, что качество образования определяется  результатами обучения,  а не качеством процессов. Гарантии качества образования, или  условия, предоставляемые вузами студентам  при реализации программ,  определяющие качество процессов,  дополняют оценку качества образования, характеризуя способность  вуза в течение трех  – пяти лет поддерживать достигнутое качество образование

Список использованных источников

1 ГОСТ Р ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования. – Ввод. 2009-12-18.

2  Образование в России – 2008. Статистический бюллетень. — М.: МГУПИ, 2009. — 436 с.

3. Салимова Т.А., Ахметова Н.Ш. Самооценка как инструмент управления качеством в вузе // Стандарты и качество. 2002. 4. С. 49-51.

4. Соболев В.С., Степанов С.А., Щербаков А.Ю., Азарьева В.В. Результаты пилотной апробации методики самооценки вуза на базе новой модели СМК. http://www.tqm.spb.ru

5. Хибакова О. СМК в вузах: и для абитуриента, и для работодателя// Континент Сибирь. – 2007. – 32 с.

6. http://www.akkork.ru

 


Информация о работе Понятие «качество» применительно к образованию