Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:19, лекция
Краткое описание
Сертификация услуг предусматривает следующие общие этапы: 1. Подача заявки на сертификацию услуги. 2. Рассмотрение и принятие решения по заявке. 3. Оценка соответствия услуг установленным требованиям. 4. Принятие решения о возможности выдачи сертификата. 5. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия. 6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
туроператоров, осуществляющих
деятельность в сфере международного
туризма,
и туроператоров, осуществляющих
деятельность в сфере внутреннего
и
международного туризма, удвоится
(п. 9 ст. 1).
Наличие финансового обеспечения
не требуется только в двух случаях: для
организаций, осуществляющих
экскурсионное обслуживание на
территории России в течение
не более 24 часов подряд,
а также для государственных
и муниципальных унитарных предприятий
и учреждений, осуществляющих деятельность
по организации путешествий
в пределах территории России
по установленным государством ценам
в целях решения социальных задач (п. 3
ст. 1
Закона).
Страховщиком по договору
страхования ответственности туроператора
может быть страховая
организация, зарегистрированная
на территории РФ и имеющая
право осуществлять страхование
гражданской ответственности за
неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательств по
договору.
Гарантом по банковской гарантии
может быть банк, иная кредитная организация
либо страховая организация, зарегистрированные
в соответствии с Федеральным законом
"О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" (п. 9 ст.
1 Закона).
Итак, в соответствии
с внесенными изменениями, туроператор
теперь
отвечает перед туристами
или иными заказчиками за
действия (бездействие)
третьих лиц. Исключения
из данного правила могут
быть установлены только нормативными
правовыми актами (п. 6 ст.
1 Закона). Кроме того, туроператор
отвечает перед туристами или
иными заказчиками также за
действия (бездействие), совершенные от
имени туроператора его турагентами в
пределах своих обязанностей.
Сведения о порядке и сроках
предъявления туристом или иным заказчиком
претензий к туроператору в
случае нарушения туроператором условий
договора должны устанавливаться непосредственно
договором (п. 6 ст. 1 Закона).
В частности, Закон уточняет,
что в договоре о реализации туристического
продукта должна содержаться
информация о потребительских
свойствах
туристского продукта
- о программе пребывания,
маршруте и об условиях путешествия,
включая информацию о средствах
размещения, об условиях проживания
(месте нахождения средства размещения,
его категории) и питания, услугах по перевозке
туриста в стране (месте) временного пребывания,
о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика,
инструктора-проводника, а также
о дополнительных услугах.
В случае возникновения
обстоятельств, свидетельствующих
о
возникновении в стране (месте)
временного пребывания туристов (экскурсантов)
угрозы безопасности их жизни
и здоровья, а равно опасности причинения
вреда их имуществу, турист (экскурсант)
вправе потребовать в судебном
порядке расторжения договора о реализации
туристского продукта или его изменения
(п. 8 ст. 1 Закона).
При расторжении до
начала путешествия договора
туристу или иному
заказчику возвращается
денежная сумма, равная общей
цене туристского
продукта, а после
начала путешествия - ее часть
в размере, пропорциональном стоимости
не оказанных туристу услуг.
Туроператоры, турагенты,
организации, осуществляющие экскурсионное
обслуживание, обязаны
пользоваться услугами инструкторов-проводников,
если организуемые ими путешествия
связаны с прохождением туристами
(экскурсантами) маршрутов,
представляющих повышенную опасность
для жизни и здоровья туристов (экскурсантов)
(п. 8 ст. 1 Закона).
Указанные лица обязаны
незамедлительно информировать
федеральный
орган исполнительной
власти в сфере туризма, региональные
органы
исполнительной власти,
органы местного самоуправления,
специализированные службы по обеспечению
безопасности туризма и заинтересованных
лиц о чрезвычайных происшествиях,
произошедших с туристами (экскурсантами)
во время прохождения маршрутов,
представляющих повышенную опасность
для жизни и здоровья туристов (экскурсантов),
по территории Российской Федерации (п.
8 ст. 1 Закона).
Следует подчеркнуть, что для
осуществления турагентской деятельности
финансовое обеспечение
не нужно. Турагент, являясь
посредником,
осуществляет оказание
юридических и фактических услуг,
связанных с
заключением и исполнением
договоров о реализации туристского
продукта
между туроператорами и туристами.
Чаще всего турагенты выступают в роли
"розничных продавцов"
туристских продуктов различных
туроператоров.
Турагент всегда действует
в чужих интересах, осуществляя свою деятельность
от имени и по поручению туроператора,
либо по поручению туроператора, но
от собственного имени.
Если лицо представительствует
от имени туриста, то такое
лицо именуется в Законе
о туристской деятельности не
турагентом, а заказчиком туристского
продукта. Как видим в настоящее
время главным действующим лицом
на российском рынке, как
и в других развитых правопорядках
(Германия, Нидерланды и т.д.)
является туроператор —
производитель туристского
продукта. Именно туроператор
отвечает перед
туристами за качество и безопасность
туристского продукта, за надлежащее
оказание входящих в туристский
продукт услуг перевозчиков, гостиниц
и т.д.
Поэтому законодатель
решил не возлагать излишние
административные
формальности на турагентов,
в том числе отменил лицензирование
турагентской деятельности.
Тем более, что, турагенты
- это в основном
субъекты малого предпринимательства.
А отношения между
туроператорами и турагентами
регламентируются
положениями Гражданского
кодекса о договорах комиссии,
поручения,
агентирования. Статья
9 Закона о туристской деятельности
определяет
существенные условия
договора между туроператором
и турагентом, в
частности:
условия продвижения
и реализации турагентом туристского
продукта;
полномочия турагента
на совершение сделок с туристами
и (или)
иными заказчиками от имени
туроператора;
условие, предусматривающее
возможность (невозможность)
заключения турагентом субагентских
договоров;
порядок взаимодействия
туроператора и турагента в
случае
предъявления им претензий
туристов или иных заказчиков
по договору о
реализации туристского продукта;
условие, предусматривающее
возможность осуществления выплат
туристам и (или) иным
заказчикам страхового возмещения
по договору
страхования ответственности
туроператора либо уплаты денежной
суммы побанковской гарантии в случае
заключения договора о реализации туристского
продукта между туристом и (или) иным заказчиком
и турагентом;
взаимная ответственность
туроператора и турагента, а
также
ответственность каждой из
сторон перед туристом и (или) иным заказчиком
за
непредставление или представление
недостоверной информации о туристском
продукте, за неисполнение
или ненадлежащее исполнение
обязательств по
договору о реализации туристского
продукта.
В целях обеспечения
гарантий защиты прав потребителей
статья 10.1.
Закона о туристской
деятельности устанавливает требования
к договору о
реализации туристского
продукта, заключаемому между
туристом и
турагентом, действующим
от своего имени. Кроме того,
туроператоры также устанавливают
специальные (дополнительные) требования
к своим турагентам, в том числе
в области профессиональной
квалификации, финансовой устойчивости
и т.д., а также с учетом
специфики отдельных видов реализуемого
туристского продукта.
И, наконец, Правила оказания
услуг по реализации туристского продукта
напрямую распространяются
на турагентов. В них определяется
порядок
организации работы исполнителя-турагента,
порядок предоставлению туристу
информации, заключения,
исполнения и прекращения договора
о реализации туристского продукта,
ответственность турагентов.
И так, рассмотрев основные
положения законодательства Российской
Федерации в области
туристской деятельности, можно
сделать ряд выводов:
общей целью законодательства,
регулирующего отношения в области
развития
туризма, как части правовой
системы Российской Федерации, является
создание и сохранение правопорядка,
укрепление законности в данной
сфере жизнедеятельности в интересах
настоящих и будущих поколений
россиян. Специальную же цель
законодательства можно обозначить
как реализацию конституционного
права каждого на отдых, свободу
передвижения, охрану и укрепление
здоровья, на благоприятную
окружающую среду посредством развития
в Российской Федерации ответственного,
устойчивого и всеобще доступного
туризма. Законодательство Российской
Федерации содержит достаточно
правовых норм, регулирующих
деятельность турагентов, чтобы
с одной стороны обеспечивать
публичные интересы государства
и общества, а с другой -
не создавать избыточных административных
барьеров для субъектов малого
предпринимательства.
Литература:
1. Вахмистров, В.П.
Правовое обеспечение туризма
[Электронный
СПб.: Изд-во Михайлова
В.А., 2005. – Режим доступа:
–
http://tourlib.net/books_tourism/vahmistrov.htm –
Гл. 1.
2. Сутягин, А.В. Новые
правила оказания туристских
услуг / А.В.
Сутягин, И.А. Феоктистов. –
Режим доступа: – http://tourlib.net/pravo.htm
3. О техническом регулировании
[Электронный ресурс]: федер.
закон
Рос. Федерации от 27.12. 2002
№ 184-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/
4. Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации
[Электронный ресурс]:
федер. закон Рос. Федерации от 24.11.96 г.
№ 132-ФЗ. –
URL: http://www.consultant.ru/
5. О лицензировании
отдельных видов деятельности
[Электронный
ресурс]: федер.
закон Рос. Федерации от 04.05.2011
г. № 99-ФЗ. – URL:
http://www.consultant.ru/
6. О порядке выезда
из Российской Федерации и
въезда в Российскую
Федерацию [Электронный ресурс]:
федер. закон Рос. Федерации от 15.08.96
г.
№ 114-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/
7. Об утверждении
правил оказания услуг по
реализации туристского
продукта [Электронный ресурс]:
постановление Правительства Рос. Федерации
от 18.07.2007 г. № 452. – URL: http://www.consultant.ru/
8. Положение о Федеральном
агентстве по туризму [Электронный
ресурс]: постановление Правительства
Рос. Федерации от 31.12.2004 г. № 901.
– URL: http://www.consultant.ru/
Лекция № 3. Система
стандартизации в Российской Федерации
Система стандартизации
Российской Федерации — это
совокупность
организационно-технических,
правовых и экономических мер, осуществляемых
под управлением национального
органа по стандартизации и направленных
на
разработку и применение нормативных
документов в области стандартизации
с целью защиты потребителей и государства.
С принятием ФЗ о техническом
регулировании началось реформирование
системы, в котором можно выделить
три этапа (согласно концепции И.М. Ли-
фиц):
I. этап — начальный
(2002 г.) — состояние Государственной
системы
стандартизации (ГСС),
функционирующей с 1992 г.,
к моменту принятия
названного закона.
II. этап — переходный
(2003-2010 гг.) — преобразование государственной
системы стандартизации (ГСС)
в национальную систему стандартизации
(НСС)
с изменением правового статуса
системы с государственного на добровольный.
III. этап — окончание
формирования национальной системы
стандартиза-
ции.
Начальный этап. ГСС
начала формироваться в 1992
г. в связи со
становлением государственной
самостоятельности России. Государственное
управление стандартизацией
осуществлялось Госстандартом
России, которыйвыполнял свои
функции непосредственно и через
созданные им
территориальные органы
— Центры стандартизации и
метрологии (ЦСМ).
Основой ГСС являлся
фонд законов, подзаконных актов,
нормативных
документов по стандартизации
(НД). Указанный фонд представлял
четы-
рехуровневую систему, включавшую:
1) техническое законодательство;
2) государственные стандарты,
общероссийские классификаторы
технико-экономической и социальной
информации;
3) стандарты отрасли
и стандарты общественных организаций;
4) стандарты предприятий
и технические условия.
Переходный этап. Начало
его ознаменовалось тем, что
Госстандарт
России, получив (в
соответствии с постановлением
Правительства РФ)
функции национального
органа по стандартизации, принял
постановление от 27.07.2003 г. №
63 «О национальных стандартах
Российской Федерации», в
соответствии с которым
с 1 июля 2003 г. признаны
национальными
действующие государственные
и межгосударственные стандарты, введенные
в действие до 1 июля 2003 г. для
применения в РФ.
Постановлением Правительства
РФ от 17.06.2004 г. № 294
утверждено
Положение о Федеральном
агентстве по техническому регулированию
и
метрологии, которое
определено национальным органом
по стандартизации (вместо Госстандарта
России). Федеральное агентство
по техническом регулированию (Ростехрегулирование
или Росстандарт) находится
в ведении Министерства промышленности
и энергетики РФ России.