Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:19, лекция
Краткое описание
Сертификация услуг предусматривает следующие общие этапы: 1. Подача заявки на сертификацию услуги. 2. Рассмотрение и принятие решения по заявке. 3. Оценка соответствия услуг установленным требованиям. 4. Принятие решения о возможности выдачи сертификата. 5. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия. 6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Основополагающие стандарты
национальной системы стандартизации
Российской Федерации представлены
здесь. Заключительный этап. К
2010 г. действующая национальная
система
окончательно приобретет
форму и содержание, соответствующие
идее,
заложенной в ее организацию,
и зарубежной практике. Она будет возглавляться
негосударственной организацией. Национальные
стандарты будут документами сугубо
добровольного применения. Изменение
статуса системы не означает,
что государство не будет
участвовать в деятельности национальной
системы.
Его регулирующая роль
заложена в ФЗ о техническом
регулировании. В
частности, она проявляется
в регламентировании целей и принципов
стандар-
тизации, задач национального
органа РФ по стандартизации, правил разработки
и утверждения национальных стандартов.
Установление двух категорий
стандартов — «национальных стандартов»
и «стандартов организаций»
— определит сосуществование
двух систем,
исходя из сферы деятельности:
национальной системы, действующей
в
общероссийском масштабе; локальной,
действующей в рамках организации.
Документы
по стандартизации
ФЗ-№184 установлены следующие
виды документов в области стандар-
тизации, используемые на территории
России1:
1) национальные стандарты;
2) правила стандартизации,
нормы и рекомендации в области
стан-
ния, обозначения, номенклатуру
показателей качества выполняют
функцию обеспечения информационной
совместимости однозначности понимания
объекта стандартизации. Общетехнические
стандарты, регламентирующие общие
требования и (или) нормы
выполняют функцию обеспечения
технического единства и взаимосвязи
объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие
методы, устанавливают общие методы проектирования
подготовки производства, испытаний,
хранения, транспортирования, эксплуатации
и ремонта
продукции.
Организационно-методические
стандарты, которые регламентируют ос-
новные (общие), положения
устанавливают общие требования,
обеспечиваю-щие организационно-техническое
единство объектов стандартизации. Стандарты,
регламентирующие порядок (правила)
обеспечивают единство и взаимосвязь
процессов управления в различных
областях деятельности. Стандарты,
Стандарты на продукцию регламентируют
требования к продукции и делятся на:
стандарты общих технических
требований;
стандарты общих технических
условий;
стандарты технических
условий.
Стандарты общих технических
требований и общих технических условий
устанавливают всесторонние
требования к группе однородной продукции
по ее
разработке, производству, обращению
и потреблению (эксплуатации). Стандарты
технических условий регламентируют требования
не к группе однородной продукции, а к
конкретной выпускаемой продукции.
Стандарты, регламентирующие
параметры и (или) размеры, типы, марки,
сортамент, конструкцию устанавливают
требования к типоразмерным и пара-
метрическим рядам, обеспечивающим
унификацию и взаимозаменяемость продукции.
Стандарты, регламентирующие
правила приемки, методы контроля, мар-
кировку, упаковку, транспортирование,
хранение, эксплуатацию и ремонт дан-
ной продукции выполняют функцию
по обеспечению заданного качества про-
дукции при ее производстве,
сохранении качества при ее транспортировании
и
хранении, полноценного
использования продукции при
потреблении, восстановление продукции.
Стандарты на работы
и процессы устанавливают правила
проведения
различного рода работ, процессов.
Главным их требованием является обеспечение
безопасности жизни, здоровья и имущества
при проведении данных работ (процессов).
Стандарты на методы
испытаний, контроля, анализа
регламентируют
требования к методам
испытаний, проведению научно-исследовательских
работ, испытаниям при сертификации продукции.
Применение стандарта — это
его использование с выполнением требо-
ваний, установленных в стандарте,
в соответствии с областью его распростра-
нения и сферой действия.
Национальный стандарт
применяется на добровольной
основе равным
образом независимо от страны
или места происхождения продукции, процес-
сов ее производства, или особенностей
сделок, или лиц, являющихся изготовителями,
исполнителями, продавцами, приобретателями.
Пользователь стандарта
— это юридическое или физическое
лицо,
применяющее стандарт в своей
производственной, научно-исследовательской,
опытно-конструкторской,
технологической, учебно-педагогической
и других видах деятельности.
Дата введения стандарта
в действие - это дата,
с которой стандарт
приобретает юридическую силу.
Ростехрегулирование все действующие
госу-
дарственные стандарты
перевело в категорию национальных
стандартов без замены аббревиатуры
ГОСТ Р.
Для решения задач по организации
и координации работы по стандарти-
зации разрабатываются
и после обсуждения с заинтересованными
юридическими и физическими лицами выпускаются
правила и рекомендации по стандартизации.
Правила по стандартизации разрабатывают,
если необходимо конкретизировать
(детализировать) отдельные положения
соответствующего по назначению основополагающего
организационно-методического или общетехнического
национального стандарта, а также в случае
целесообразности разработки организационно-методического
национального стандарта, когда область
применения ограничена
только организациями и структурными
подразделениями Ростехрегулирования.
В соответствии с ГОСТ Р 1.0-2004
«Стандартизация в Российской Феде-
рации. Основные положения»
к документам в области стандартизации,
используемым на территории
России, относятся также национальные
военные стандарты и межгосударственные
стандарты.
Межгосударственным стандартом
называется региональный стандарт,
принятый Межгосударственным
советом стран СНГ по стандартизации,
мет-
рологии и сертификации и доступный
широкому кругу пользователей. К ним
принято относить стандарты
с аббревиатурой ГОСТ (см.
Выделяют также и международные
стандарты (ИСО/МЭК) разрабаты-
ваются международными
организациями по стандартизации
для того, чтобы устранить технические
барьеры в торговле, то есть гармонизировать
требования, предъявляемые к продукции,
услугам в соответствие с требованиями
международных стандартов.
Для разработки комплекса
государственных стандартов в
сфере услуг
стали создавать технические
комитеты, так как стандарты требовалось
разра-
ботать по 16 группам
(видам) потенциально опасных
услуг.
Так, для решения этих
задач создан ТК 199, подробнее
см.
http://www.gost.ru/wps/portal/pages.TechCom
. Как и по товарам, задача
ре-
шалась поэтапно. Первоочередность
стандартизации конкретных услуг
определялась в основном заинтересованностью
в решении проблемы сертификации тех министерств
и ведомств, которые отвечали за развитие
конкретной сферы услуг.
В сфере услуг населению
более 40 государственных стандартов
(глав-
ным образом ГОСТ Р), в том числе:
основополагающие (на термины
в области услуг, модель обеспечения
качества услуг, номенклатуру
показателей качества);
конкретные группы услуг (ремонт
и техническое обслуживание авто-
машин и приборов, туристских
услуг и услуг гостиниц, услуг общественного
питания, химическая
чистка и крашение, перевозка
пассажиров автомобиль-
ным транспортом), на процессы
(проектирование туристских услуг), персонал
(по услугам общепита
розничной торговли), на классификацию
предприятий
сферы услуг (предприятия общепита,
гостиницы).
По уровню стандартизации
услуг наша страна существенно
отстает от
стран ЕС, где действуют более
160 стандартов. Причем в России совершенн
не охвачены стандартами услуги
связи, учреждений культуры, банков, меди-
цинские и санаторно-оздоровительные
услуги.
Правила (ПР) - документ,
устанавливающий обязательные
для
применения организационно-технические
и (или) общетехнические
положения, порядки, методы
выполнения работ (по ГОСТ Р 1.10-92).
Рекомендации (Р) - документ,
содержащий добровольные для примене-
ния организационно-технические
и (или) общетехнические положения,
порядки, методы выполнения
работ (по ГОСТ Р 1.10-92).
Правила по стандартизации
(ПР) и рекомендации по стандартизации
(Р)
по своему характеру
соответствуют нормативным документам
методического
содержания. Они не
должны дублировать положения
национальных стандартов.
Общероссийские классификаторы
— это нормативные документы, рас-
пределяющие технико-экономическую
и социальную информацию в соответ-
ствии с ее классификацией (классами,
группами, видами и др.) и являющиеся
обязательными для применения
при создании государственных информацион-
ных систем и информационных
ресурсов и при межведомственном обмене
ин-
формацией.
Порядок разработки, принятия,
введения в действие, ведения и примене-
ния общероссийских классификаторов
в социально-экономической области (в
том числе в сфере
прогнозирования, статистического
учета, банковской деятельности,
налогообложения, при межведомственном
информационном обмене, создании информационных
систем и информационных ресурсов) устанавливается
Правительством Российской Федерации.
В настоящее время насчитывается
более 30 общероссийских классифи-
каторов, которые входят в состав
Единой системы классификации и кодирова-
ния технико-экономической
и социальной информации (ЕСКК)
РоссийскойФедерации. Объектом классификации
и кодирования в ЕСКК является информация
в разных областях хозяйственной деятельности
— статистика, финансовая и правоохранительная
деятельность, банковское дело, бухгалтерский
учет,
стандартизация, таможенное
дело, торговля и внешнеэкономическая
деятель-
ность.К общероссийским классификаторам,
подпадающим под действие Феде-
рального закона «О
техническом регулировании» и
распространяющимся напродукцию, товары
и услуги, относятся, например: