Разработка системы менеджмента качества предприятия согласно требованиям ISO 9001:2008

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 10:28, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: подчеркнуть важность документации при проведении СМК, на примере разработки проекта руководства по качеству.
Задачи контрольной работы: раскрыть структуру СМК, понять смысл общих требований к документации.
Необходимость в разработке международных стандартов приобретает особую важность, так как все больше компаний функционируют в условиях глобальной экономики, продавая или покупая товары и услуги за пределами своего внутреннего рынка. ISO 9001 определяет основные требования к системе менеджмента качества (СМК), которые организация должна выполнять, чтобы продемонстрировать свою способность постоянно обеспечивать поставку продуктов (и услуг), которые повышают степень удовлетворенности клиентов и соответствуют принятым обязательным и законодательным требованиям.

Содержание

Введение
Глава 1. Структура документации СМК
Глава 2. Руководство по качеству (ООО «Мебельформ»)

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством Контрольная работа.docx

— 130.91 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра теории рынка

Контрольная работа

по учебной дисциплине «Управление качеством»

на тему: Разработка системы менеджмента качества предприятия согласно требованиям ISO 9001:2008.

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса

Группы 905 а

Мильшина Валентина Юрьевна

Шифр: 130591023

 

Преподаватель: Колочева В.В.

Дата сдачи:

Дата защиты:

 

Новосибирск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Структура документации СМК

Глава 2. Руководство по качеству (ООО «Мебельформ»)

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель контрольной  работы: подчеркнуть важность документации при проведении СМК, на примере разработки проекта руководства по качеству.

Задачи контрольной  работы: раскрыть структуру СМК, понять смысл  общих требований к документации.

Необходимость в разработке международных стандартов приобретает  особую важность, так как все больше компаний функционируют в условиях глобальной экономики, продавая или  покупая товары и услуги за пределами  своего внутреннего рынка. ISO 9001 определяет основные требования к системе менеджмента  качества (СМК), которые организация  должна выполнять, чтобы продемонстрировать свою способность постоянно обеспечивать поставку продуктов (и услуг), которые  повышают степень удовлетворенности  клиентов и соответствуют принятым обязательным и законодательным  требованиям. Стандарт может быть использован  для сертификации / регистрации и  контрактных целей, в тех случаях, когда организации необходимо признание  имеющейся системы управления качеством. Структура ISO 9001 построена в удобном  для пользователя формате, позволяющем  легко использовать стандарт во всех сферах бизнеса.

Стандарт ISO 9001  был написан  таким образом, чтобы могли легко  увязать его с другими системами  управления или с конкретными  требованиями отдельных специфических  сфер экономики. Кроме того, использование  этих стандартов способствует получению  признания в случае участия в  национальных и региональных конкурсах, программах.

Основные стандарты серии ISO 9000

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения  используются во всех стандартах серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания базовых элементов  системы менеджмента качества согласно стандартов ISO. ISO 9000 определяют Восемь Принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения (см. рис.1)

Рисунок 1. Процессный подход согласно ISO 9000

ISO 9001 используется, когда ищут пути создания системы управления качеством, которая в состоянии гарантировать способность организации поставлять продукцию, соответствующую потребностям и ожиданиям потребителей. Согласно стандарту, термин "товар" относится к услугам, материалам, оборудованию и программному обеспечению, предназначенным для потребителей.

В стандарте содержится пять разделов, определяющих виды деятельности, которые необходимо учитывать при  внедрении системы:

  • общие требования к системе менеджмента качества и документации
  • ответственность руководства, фокусные вопросы, политика, планирование и цели
  • управление ресурсами и их распределение
  • реализация продуктов и управление процессами, и
  • измерение, мониторинг, анализ и улучшение.

Вместе эти пять разделов ISO 9001 определяют, что должны сделать, чтобы обеспечивать постоянную поставку продукции, удовлетворяющей клиента и соответствующей законодательным и нормативным требованиям. Стремление повысить удовлетворенность клиентов путем непрерывного улучшения системы менеджмента качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Структура  документации СМК

Структура документации системы  менеджмента качества, построенной  по стандарту ИСО 9001:2008, представляет собой иерархическую систему  взаимосвязанных документов. Часть  этих документов в явном виде оговорена  в стандарте, другая часть подразумевается. Поэтому структура системы качества имеет «постоянную» составляющую, определенную стандартом и «переменную» составляющую, зависящую от конкретной организации.

«Постоянная» составляющая структуры документации СМК:

  • Политика в области качества;
  • Цели в области качества;
  • Руководство по качеству;
  • Шесть обязательных процедур системы качества;
  • Записи по качеству.

«Переменная» составляющая структуры в стандарте представлена в следующем виде – «документы, необходимые организации для  обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими (п.п. 4.2.1.d ИСО 9001:2008)». Как правило, к этим документам относятся различные планы, карты или схемы процессов, рабочие инструкции, отчетные формы, договора, нормативные документы, накладные и пр. Т.е. можно считать, что под эту «переменную» составляющую подпадает практически вся документация организации.

Руководство по качеству

Руководство по качеству представляет собой документ, описывающий всю  систему менеджмента качества организации, а точнее то, каким образом организована система качества, какую структуру  она имеет, какова структура документации системы качества. Стандарт ИСО 9000:2005 (ИСО 9000:2000) дает определение Руководства  по качеству в следующем виде: «Руководство по качеству – документ, определяющий систему менеджмента качества организации». Это означает, что руководство по качеству должно содержать описание, каким образом организация реализует требования стандарта ИСО 9001:2008.

Структура руководства по качеству

Структура руководства по качеству, как правило, повторяет  структуру стандарта, хотя обязательного  требования следовать структуре  стандарта - нет. Каждая организация  может сама определять, как должно выглядеть руководство по качеству. Примерная структура может быть следующая.

Раздел 1 Введение – дается краткое описание организации, основные виды деятельности и направления работы. Здесь же может быть представлена общая организационная структура предприятия.

Раздел 2 Политика в области качества организации – политика в области качества организации может иметь закрытую и открытую часть. Как правило, открытая часть политики качества – это лозунги и декларации, которые говорят о нацеленности организации на повышение качества своей работы. Эта часть политики доступна для всеобщего ознакомления, как сотрудниками организации, так и внешними по отношению к организации людьми. Закрытая часть политики может содержать стратегии и цели, которые организация будет достигать, чтобы соответствовать декларациям и лозунгам, указанным в открытой части политики.

Открытая часть политики качества оформляется отдельным  документом и «вывешивается» на всеобщее обозрение, а закрытая часть указывается  в руководстве по качеству.

Размещение политики в  области качества в составе руководства  по качеству определяется вопросами  целесообразности. В соответствии с  требованиями стандарта ИСО 9001:2008 (ИСО 9001:2000) политика в области качества должна регулярно пересматриваться. Если периоды пересмотра политики в  области качества совпадают с  периодами пересмотра руководства по качеству, то размещение текста политики в области качества в составе Руководства по качеству будет целесообразным. Если же нет, то такое размещение вызовет дополнительные трудности в управлении документацией.

Раздел 3 Термины и определения – содержит определения терминов и сокращений, используемых в руководстве по качеству.

Раздел 4 Система менеджмента качества – в данном разделе дается описание системы качества, список процессов организации, которые подпадают под действие системы качества, область распространения системы качества, а также сделанные исключения из требований стандарта, которые не применимы к условиям работы организации.

Если придерживаться структуры  стандарта ИСО 9001:2008 то в данный раздел также необходимо включить описание, каким образом в организации  строится управление документацией, как  осуществляется разработка, актуализация, утверждение и пересмотр руководства  по качеству, как ведется управление записями по качеству.

Раздел 5 Ответственность руководства – здесь приводится описание выполнения требований раздела стандарта ИСО 9001:2008 касающихся ответственности руководства. Структура подразделов может соответствовать структуре стандарта.

Раздел 6 Менеджмент ресурсов – раздел представляет виды ресурсов, которые организация задействует при разработке и функционировании системы качества, а также реализацию требований стандарта по управлению этими ресурсами. Ресурсы, задействованные в системе качества должны включать персонал, инфраструктуру, производственную среду, информацию и пр.

Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции – в данном разделе указывается, каким образом организация реализует требования по управлению процессами жизненного цикла продукции. Если организация определила для себя какие-либо исключения из требований стандарта, (исключения могут делаться только из 7-го раздела стандарта ИСО 9001:2008) то описание причин, по которым исключенные требования не применимы к организации, дается в этом разделе.

Раздел 8 Измерения, анализ и улучшения – в данном разделе руководства по качеству приводится описание, каким образом организация осуществляет измерение и мониторинг продукции, процессов и системы качества. Как осуществляется управление несоответствующей продукцией, анализ данных системы качества, проведение корректирующих и предупреждающих действий.

Форма руководства по качеству

Форма руководства по качеству в зависимости от масштабов организации  и сложности процессов может  быть представлена следующим образом:

  • Прямая компиляция документированных процедур системы качества. Такая форма представления является удобной для малых организаций, т.к. количество процессов не велико. Реализация требований стандарта упрощена, поэтому создание большого количества документов является излишним. Организация включает все документированные процедуры системы качества в текст руководства по качеству. Объем этого документа будет незначительным. Это избавляет организацию от излишнего документооборота и дает возможность сотрудникам организации легко и быстро посмотреть, как необходимо выполнять работы по системе качества. Как правило, руководство по качеству легко доступно каждому сотруднику организации и находится на его рабочем месте.
  • Ссылки на документированные процедуры. В такой форме по каждому требованию стандарта в руководстве по качеству указывается ссылка на процедуру системы качества, в которой определено, как реализуется требование стандарта. Эта форма наиболее подходит для крупных организаций. Руководство по качеству становится указателем, осуществляющим взаимосвязь процедур системы качества. Процедуры системы качества являются отдельными документами по каждому требованию или группе требований стандарта ИСО 9001:2008 (ИСО 9001:2000).
  • Единым документом с адаптированными приложениями. При таком варианте руководство по качеству представляет собой среднее между первым и вторым вариантами. Часть процедур системы качества описывается в тексте руководства, а другая часть представлена в виде ссылок на отдельные документы. Эти документы могут оформляться приложениями к руководству по качеству. Этот вариант используется для средних по численности организаций.

Иногда руководство по качеству может состоять из нескольких документов или «уровней руководств». Этот вариант используется, когда  организация осуществляет несколько  видов деятельности существенно  отличающихся один от другого. Наиболее частое применение такого варианта можно  встретить в холдинговых структурах. По каждому виду деятельности разрабатывается  отдельное руководство по качеству, и все эти руководства объединены посредством ссылок в руководство  по качеству организации в целом.

Шесть обязательных процедур

В соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008 система качества организации должна быть документирована. Как правило, документирование системы  качества осуществляется в процедурах системы качества. Минимальный состав процедур, который должен быть разработан в организации, в соответствии с  требованиями стандарта, включает в  себя руководство по качеству и шесть  обязательных процедур.

Стандарт ИСО 9001:2008 требует  от организации разработать и  внедрить 6 обязательных процедур:

  • управление документацией;
  • управление записями о качестве;
  • управление несоответствующей продукцией;
  • проведение внутренних аудитов;
  • проведение корректирующих мероприятий;
  • проведение предупреждающих мероприятий.

Процедура управления документацией  – предназначена для формализации документационного обеспечения  организации. Данная процедура регламентирует вопросы создания, анализа и проверки документов до начала их официального использования в организации, актуализации и пересмотра документов уже используемых в организации, правила обозначения документов и идентификации каких-либо изменений в действующих документах. Кроме того, в процедуре управления документацией необходимо четко определить правила распространения документов в организации и правила изъятия, либо явной идентификации устаревшей документации. В процедуре обязательно необходимо отразить и порядок идентификации и обращения с документами внешнего происхождения, например, нормативными документами, стандартами, договорами заказчиков и пр. Процедура управления записями о качестве – это процедура, которая регламентирует порядок обращения с документальными свидетельствами работы системы качества. Процедура управления записями о качестве должна содержать правила идентификации записей и средства управления записями (например, делать записи можно на бумаге, можно в электронной системе), порядок хранения, защиты и восстановления записей о качестве в случае их повреждения. Кроме того, необходимо определить сроки хранения и порядок изъятия и уничтожения записей о качестве. Процедура управления несоответствующей продукцией – это процедура, которая определяет, кто и как должен действовать, если в ходе работы организации возникли несоответствия. Под несоответствующей продукцией в стандарте понимается не только продукция, но и услуги, и другие результаты работы. Например, результатом работы договорного отдела является договор, тогда в процедуре управления несоответствующей продукцией необходимо определить какие несоответствия могут возникать в договоре, и как необходимо действовать при обнаружении несоответствий.

Информация о работе Разработка системы менеджмента качества предприятия согласно требованиям ISO 9001:2008