Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:24, контрольная работа
Семь основных инструментов контроля качества1 используют для аналитического решения проблем, то есть, в ситуации, когда данные доступны, и чтобы решить проблему, нужно их проанализировать.
Семь основных инструментов контроля качества
Анализируя большие массивы данных, мы привычно используем среднее значение, реже среднеквадратичное отклонение, еще реже иные методы обработки. Чем вызвано такое «самоограничение»? J Скорее всего, недостаточными знаниями и опытом в этих вопросах. Откуда современный менеджер может узнать о методах статистической обработки данных? Вряд ли он вспомнит вузовский курс статистики. Да и был ли он включен в учебную программу!?
У меня знакомство со статистикой, точнее с ее использованием в бизнесе, началось около 15 лет тому назад, когда я впервые прочитал о методах менеджмента качества. К сожалению, с первого раза семь основных инструментов мне «не показались»… Я не воспринял их, как «руководство к действию». Скорее, я отнесся к ним, как к чему-то заоблачно заумному. И лишь постепенно в течение нескольких лет, повторно наталкиваясь в литературе на применение того или иного метода, а также в связи с возникновением практических задач, шаг за шагом, я стал понимать смысл этих инструментов и области их применения. Постепенно эти методы я стал использовать в своей практике, даже иногда не вспоминая, что они – часть стройной системы.
Настало время, отдать дань первоисточнику – японскому менеджменту, а также показать, как, казалось бы, книжные знания, становятся мощным инструментом управления реальным бизнесом.
Семь основных инструментов контроля качества1 используют для аналитического решения проблем, то есть, в ситуации, когда данные доступны, и чтобы решить проблему, нужно их проанализировать.
Примеры можно найти в Excel-файле
Man (человек) − причины,
Machines (машины, оборудование) − причины, связанные с оборудованием;
Materials (материалы) − причины, связанные с материалами;
Methods (методы, технология) − причины,
связанные с организацией
Measurements (измерения) − причины,
связанные с методами
http://www.inventech.ru/pub/
Рис. 1. Диаграмма Исикавы. Шаблон.
Понятно, что можно использовать и иную релевантную группировку. Вот, например, какой «скелет» мы нарисовали, анализируя возможности сокращения времени обслуживания клиентов на складе:
Рис. 2. Диаграмма Исикавы. Время обслуживания клиентов на складе.
Рис. 3. Контрольный листок. Пример.
Преимущество контрольных
В моей практике контрольные листки не нашли применения, поскольку процессы, с которыми я имею дело, либо полностью связаны с использованием компьютера, либо стартуют по команде из компьютера, а финиш фиксируется оператором ПК.
Рис. 4. Диаграмма Парето. Причины возникновения просроченной дебиторской задолженности.
В первую очередь следует работать с причинами, вызывающими наибольшее количество проблем. В нашем примере с первыми тремя.
Рис. 5. Варианты расположения гистограммы по отношению к технологическому допуску
Краткие комментарии: а) всё хорошо: среднее совпадает с номиналом, вариабельность в пределах допусков; б) следует сместить среднее для совпадения с номиналом; в) следует уменьшить рассеивание; г) следует сместить среднее и уменьшить рассеивание; д) следует значительно уменьшить рассеивание; е) смешаны две партии; следует разбить на две гистограммы, и проанализировать их; ж) аналогично предыдущему пункту, только ситуация более критичная; з) необходимо понять причины такого распределения; «обрывистый» левый край, говорит о каких-то действиях в отношении партий деталей; и) аналогично предыдущему.
Вот какие гистограммы мы строили в течение нескольких лет для изучения времени обслуживания клиентов на складе:
Рис. 6. Гистограмма. Время обслуживания клиентов на складе.
По оси абсцисс – 15-минутные диапазоны времени обслуживания клиентов на складе; по оси ординат – доля заявок обслуженных в выделенном диапазоне времени от общего числа заявок за год. Красная пунктирная линия показывает среднее время обслуживания в течение года.
Рис. 7. Выявление корреляционной зависимости на основе точечной диаграммы.
Подробнее см. «Корреляционный анализ для бизнеса».
Вот любопытный пример использования корреляционного анализа для управления размещением товаров на складе:
Современный склад имеет весьма внушительные размеры. В глубину он может достигать 100-150 метров (расстояние от погрузочных ворот до задней стенки). Понятно, что располагая товары с высокой оборачиваемостью ближе к воротам, можно сэкономить время на перемещения по складу. На рисунках выше показана частота обращений к отдельным ячейкам; слева – для случайного размещения товаров; справа – для товаров, разбитых на АВС-группы. Чем интенсивнее цвет, тем чаще обращение к ячейке. Видно, что без АВС-распределения обращение к ячейкам практически случайное, при АВС-разбиении номенклатуры можно наблюдать границы зон. Левый фронт каждого рисунка обращен к зоне приемки. Таким образом, в ситуации, изображенной на рис. б, суммарный путь кладовщиков / техники будет меньше, чем на рис. а
Например, вот какими диаграммами мы анализируем сразу три параметра по каждому клиенту: динамику дебиторской задолженности, просроченной дебиторской задолженности, лимитов по кредитной линии:
Рис. 8. Пример использования графика для анализа данных.
Использование контрольных карт для анализа объема дебиторской задолженности:
Рис. 9. Контрольная карта. Естественные причины вариаций.
На 27-й неделе задолженность выросла с $ 1,4 млн. до $ 2,6 млн. Тем не менее, управленческое воздействие не требуется, так как точки разместились в пределах контрольных границ.
На следующей диаграмме
Рис. 10. Контрольная карта. Специальные причины вариаций.
Видно, что, начиная с 19-й недели,
точки выходят за контрольные
границы. Требуется вмешательство
в процесс для выявления
Я надеюсь, что мои примеры помогут вам осознать, что семь основных инструментов контроля качества могут служить реальным подспорьем для анализа бизнес-процессов.
1 Излагаются по варианту, приведенному в книге М.Имаи «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний». Я расположил эти методы в том порядке, который мне представляется наиболее логически последовательным.
2 Подробнее см., например, «АВС-анализ и принцип Парето для бизнеса»
3 См. раздел «Гистограмма» в книге С.В.Пономарева и В.Я.Мищенко «Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества (2005)»
Информация о работе Семь основных инструментов контроля качества