Теоретические основы проектирования системы управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является изучение теоретических аспектов проблемы проектирования системы качества, анализ функционирования системы качества на современном машиностроительном предприятии, а также совершенствование данной системы путем разработки плана мероприятий по переводу системы качества на новый стандарт. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и эволюцию подходов к системам менеджмента качества, используя современную литературу и периодические издания;
- уяснить современные подходы к проектированию;
- рассмотреть особенности проектирования систем качества;
- проанализировать функционирование системы качества на конкретном предприятии, выявить недостатки и перспективы развития;
- разработать мероприятия по улучшению функционирования предприятия в области качества, используя прогрессивные формы и методы обеспечения качества продукции.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проектирования системы управления качеством продукции
1.1 Сущность и характеристики системы управления качеством продукции
1.2 Современные подходы к организационному проектированию
1.3 Особенности проектирования системы управления качеством на предприятии
2. Анализ функционирования системы качества на ТМП
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Особенности функционирования системы качества на ТМП
2.3 Анализ состояния системы качества на ЗАО "Тяжмехпресс"
3. Разработка проекта системы управления качеством на ЗАО "Тяжмехпресс" в соответствии со стандартом ИСО 9001:2000
3.1 Основные направления совершенствования системы качества в соответствии с МС ИСО 9001:2000
3.2 Этапы и состав работ по разработке организационного проекта системы качества на ЗАО "Тяжмехпресс", с использованием метода СПУ
3.3 Проектирование карт управленческой процедуры и организации рабочего места
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 99.88 Кб (Скачать файл)

Календарный график должен включать текущие задачи по каждому подразделению-исполнителю  с указанием срока решения  задач и степени ответственности. Причем последнее является неотъемлемой частью системы менеджмента качества. Для выполнения этого требования должен быть создан дополнительный документ - "Матрица ответственности". Данный документ по вертикали содержит перечень элементов выбранной модели качества, а по горизонтали все подразделения, участвующие в работах по реализации проекта создания системы качества. Степень ответственности в матрице индексируется буквами: О - ответственен; К - координация; С - соучастие. Данная матрица используется для управления ходом работ по проектированию и внедрению системы качества./12/

Этапы работ по проектированию системы менеджмента качества представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Характеристика этапов проектирования системы качества

Наименование этапа

Характеристика работ

Результат этапа

Стартфаза

Идентификация проблемы, определение  целей обеспечения качества;

оценка степени понимания  руководством предприятия новой  парадигмы качества и содержания элементов выбранной модели (ИСО 9001,2,3);

определение степени охвата производственных проблем, выделение  объектов сертификации;

выбор модуля для доказательства соответствия и создание проектной  группы;

планирование работ и  организация обучения персонала,

связанного с проектированием.

Составление, обоснование  проекта и календарного плана  работ

Анализ фактического состояния  дел на предприятии

Сбор и анализ действующей  информации по качеству: СТП, должностные  инструкции, приказы, распоряжения, отчеты по качеству, планы мероприятий и  т.д.; анализ оргструктуры и функциональной структуры, изучение процессов обеспечения  качества.

Принятие решения о  возможности

использования действующей  документации по качеству

Анализ слабых мест

Описание: составление слабых мест, оценка эффективности мероприятий  по совершенствованию; пересмотр внедренных мероприятий. Оценка: выявление последствий  по отклонениям; изучение действующих  инструкций и их пересмотр.

Анализ: проводится с помощью  метода "Круг Деминга",позволяющего разложить проблему по степени влияния факторов и выбрать три наиболее значимых, по которым будут разработаны мероприятия по совершенствованию.

Составление плана:

"отклонение-цель - меро--приятие"

Составление mкаталога мероприятий

Это конкретный план, который  имеет следующую структуру:

- анализ целей и ограничений;

- привлечение сотрудников;

- конкретизация целей;

- оценка эффективности;

- приоритет частей плана.

Закрепление мероприятий  плана за исполнителями. Оценка средств для выполнения мероприятий.

Внутренний аудит эффективности  мероприятий

Разработка и внедрение  системы

Этот этап называется "собственно проектирование системы":

-  составление документации по качеству;

-     описание процедур по обеспечению с помощью

рабочих и контрольных  инструкций;

-  разработка концепции системы качества.

Порядок внедрения системы  определяет руководитель предприятия (на основе матрицы ответственности).

Составление справочника  по системе качества

Контрольный аудит

Это внутренний (консультационный) аудит, осуществляемый третьей стороной. Аудит имеет две цели:

-   установление соответствия документации требованиям стандарта серии ИСО; соответствие фактической деятельности требованиям рабочих и контрольных инструкций.

-   Разрабатываются мероприятия по ликвидации выявленных отклонений и выводу каждого элемента в "зеленую зону" (75% соответствия)

Составление справки-матрицы, с указанием степени (процента) соответствия по каждому элементу системы

Сертификация

Проведение экспертизы системы  качества нейтральной службой по выявлению соответствия всех составляющих системы требованиям стандарта  ИСО. Это первый шаг при оценке эффективности системы и разработке мер по дальнейшему их совершенствованию.

Получение сертификата-свидетельства  на функционирование системы

Последующий аудит

Поддержка или пересмотр  действующего сертификата. Регламентируется стандартом ИСО90011

Разрабатывается план дальнейшего  развития системы


 

Итак, результатом работы по семи фазам является разработка и внедрение системы менеджмента  качества. Причем считается, что система  является внедренной, если разработан и подписан "Справочник по качеству", который является обобщающим документом и содержит ссылки на все методологические, контрольные и рабочие инструкции, описывающие конкретные действия по обеспечению качества на рабочих  местах./l З/

 

2. Анализ функционирования  системы качества на ЗАО "Тяжмехпресс"

 

2.1 Краткая характеристика  объекта исследования

 

Закрытое акционерное  общество по производству тяжелых механических прессов является одним из мировых  лидеров по производству тяжелых  механических прессов усилием до 125 МЫ, автоматических прессовых линий, автоматизированных и механизированных комплексов для кузнечных и листоштамповочных  производств.

Свою первую продукцию - однокривошипный  пресс простого действия усилием 3150 Кн - завод изготовил в 1953 году.

К настоящему времени свыше 10000 прессов, линий и комплексов с  маркой "ТМП" успешно работают на предприятиях России, ближнего зарубежья  и 42 странах дальнего зарубежья, включая  такие страны, как Япония, Германия, Великобритания, Италия, Испания, Канада, Франция, США, Республика Корея, Китай.

ЗАО "Тяжмехпресс" имеет  замкнутый цикл производства в составе  специализированных цехов по изготовлению сварных конструкций весом деталей  до 250 тонн, механических цехов по изготовлению мелких, средних и крупных базовых  деталей весом до 250 тонн и сборочного цеха.

Акционерами ЗАО "Тяжмехпресс" являются члены трудового коллектива. Доля участия каждого акционера  не более 0.3% в уставном капитале ЗАО. Форма собственности - частная (федеральное  подчинение). Организационная структура  ЗАО "Тяжмехпресс" приведена в  Приложении А.

В настоящее время необходимость  освоения новых видов продукции  обусловлена потребностью расширения деятельности предприятия и поддержание  конкурентоспособности своей продукции. В этих целях ЗАО "Тяжмехпресс" систематически проводит бенчмаркинг  своей деятельности, результаты которого приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Сравнительный  анализ конкурентов по результатам 2009г.

Показатели

Конкуренты

Общество

Качество продукции

Выше

Ниже

Обслуживание в эксплуатации

Выше

Ниже

Более низкие цены

Нет

Да

Надежность продукции

Да

Да

Своевременность в поставке

Да

Да

Удобство для поставки

Да

Да

Гарантия качества

Да

Да

Комплектность поставки

Да

Нет

Отзывчивость на обращение

Да

Да


 

Таким образом, на ЗАО "Тяжмехпресс" преобладает ценовая конкуренция, к настоящему моменту предприятие  уступает своим конкурентам в  сервисном обслуживании, а также  в качестве, но только в эстетичной и эргономической точек зрения, качество конструкторских разработок превышает показатели конкурирующих фирм.

За время своей работы на мировом рынке (в настоящее  время около 95% производимой продукции  поставляется на экспорт) предприятие  сформировало прочные связи с  фирмами-потребителями такими как: "Интер Стейт" (США), "Токай  Танзо" (Япония), "Асахи Фоджи Ко" (Япония), "Матричи" (Испания) и т.д. Оборудованием с маркой "ТМП" оснащены все ведущие автомобилестроительные заводы РФ - ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ, ВАЗ и другие. Основные потребители КПО приобретают продукцию с маркой ТМП уже в течение 30-40 лет.

С поставщиками продукции, в  большинстве случаев, также налажены прочные связи, разработана и  действует система критериев  оце поставщиков. Среди основных поставщиков можно выделить:

- Ижорский металлургический  комбинат (г.Санкт-Петербург);

- Череповецкий металлургический  комбинат;

- Ашинский металлургический  завод (г. Аша, Челябинская область);

-  Новолипецкий металлургичесикй комбинат;

-  Челябинский завод Станкомаш ;

-  Кузлитмет (г.Рязань).

В целом, анализируя производственные и экономические аспекты в

деятельности предприятия, можно сделать вывод, что предприятие  сумело выдержать переходный период в экономике страны и спад машиностроительного  производства, однако, общие для  всех предприятий страны проблемы, такие как нехватка оборотных  средств, финансирования и т.д. также  имеют место на ЗАО "Тяжмехпресс".

 

2.2 Особенности функционирования  системы качества на ТМП

 

Особенности функционирования ЗАО "Тяжмехпресс", работа на мировом  рынке требуют наличия на предприятии  системы качества в соответствии с международными стандартами. В 1996 году на ЗАО "Тяжмехпресс" внедрена и успешно функционирует система  качества в соответствии с МС ИСО  серии 9001:1994. Предприятию выдан сертификат Рейн-Вестфальским отделением независимой организации, которое проводит ежегодные аудиторские проверки. В начале 2009 года проведен повторный сертификационный аудит ТЮФ-СЕРТ, Тюрингия, подтвердивший соответствие системы качества требованиям МС ИСО 9001:1994, и получен сертификат сроком действия до 2012 года, который приведен в Приложении Б.

Кузнечно-прессовое оборудование в соответствии с европейской "Директивой по машиностроению" (89/392, приложение IV), подлежит обязательной сертификации на соответствие евростандартам. Каждая единица КПО, поставляемого в  страны Европейского сообщества, подвергается проверке на соответствие евронормам, сертифицируется европейским органом  по сертификации и маркируется знаком "СЕ". Следует также отметить, что все выпускаемое прессовое  оборудование сертифицировано в  системе ГОСТ Р.

В соответствии с руководством по качеству, разработанном на ЗАО "Тяжмехпресс" главной целью в области качества на ТМП являются - выпуск кузнечно-прессового оборудования соответствующего следующим  требованиям:

- удовлетворение запросов  потребителей;

- соответствие действующим  стандартам и нормативным документам;

- адекватность требованиям  общества;

- предлагается потребителю  по конкурентоспособным ценам;

- является экономически  выгодной.

Основные оперативные  и стратегические цели в области  качества приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Цели в области  качества

Оперативные цели

Стратегические цели

Рациональность контрольно-измерительных  работ

Обеспечение пригодности  системы качества

Сокращение времени на оценку и контроль качества

Эффективность системы информационного  обеспечения

Упрощение документооборота по качеству

Уменьшение рынка "плохого" качества

Сокращение затрат на обеспечение  качества

Страхование и защита производства

Уменьшение потерь от брака  и рекламаций

Постоянное управление и  регулирование качества

Систематический сбор и анализ информации о качестве

Разработка конкретных контрольных  заданий исполнителям и составление  прогнозов и программ качества


 

Основными методами реализации Политики в области качества являются:

определение и уточнение  запросов, ожиданий потребителя и  анализ его

требований к продукции;

разработка конструкторских  проектов, удовлетворяющих требованиям

потребителя, соответствующих действующим стандартам и нормативным документам, отвечающим требованиям общества;

разработка технологических  процессов производства, обеспечивающих изготовление продукции требуемого качества;

-  осуществление закупок материалов, полуфабрикатов и комплектующих, соответствующих установленным требованиям по качеству;

-     планирование и организация производства в соответствии с

установленными процессами;

- обеспечение применения  технически исправного технологичесь

- оборудования и калиброванных  средств измерения;

- выполнение рабочих операций  по принципу "Ноль дефектов";

- проведение в полном  объеме операций технического  контроля в

- процессе производства. Исключение возможности передачи продукции, имеющей несоответствия, в дальнейшее производство; обеспечение сохранения качества в процессе упаковки, транспортировки, хранения;

- техническая помощь при  монтаже и вводе в эксплуатацию;

- послепродажная техническая  помощь и услуги;

- регулярное проведение  внутренних проверок системы  качества и

- выработка корректирующих  мероприятий.

Ответственность подразделений  и должностных лиц ЗАО за выполнением  работ по элементам системы качества определена в "Матрице ответственности  в системе качества", которая  отражена в Приложении В.

Методологические инструкции определяют деятельность и взаимодействие подразделений и должностных  лиц по определенному элементу системы  качества. Руководство высшего звена  берет на себя обязательства и  несет ответственрюсть за реализацию политики в области качества.

Следует также заметить, что  за качественный выпуск продукции отвечает каждый член коллектива ЗАО "Тяжмехпресс", организационная структура системы  качества на предприятии отражена в  Приложении Г.

Применение системы качества обеспечивает управление деятельностью  предприятия на всех этапах жизненного цикла продукции и гарантирует  выполнение требований потребителей продукции  в установленные сроки в полном объеме.

Все процессы, связанные с  функционированием системы качества на ЗАО "Тяжмехпресс" являются строго документированными. Значимость документов системы качества схематически представлена в виде пирамиды в приложении Д.

Документы первого порядка:

-  политика в области качества;

-  руководство по качеству.

Документы второго порядка:

методологические инструкции, СТП, РИ, отнесенные к системе качества и разработанные в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000 и регламентирующие функциональную деятельность структурных  подразделений в области качества. Документы третьего порядка:

- рабочие инструкции;

- должностные инструкции;

- положения о подразделениях;

- методики испытаний.

Документы четвертого порядка (нормативно-технические документы  на виды продукции):

-  ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ;

-  договоры на поставку продукции;

-   конструкторская, технологическая документация на изготовление

продукции и контроль в  процессе производства, упаковку, хранение и отгрузку.

Система качества, существующая на предприятии в соответствии с  МС ИСО 9001:94, содержит двадцать элементов. Выполнение каждого элемента регламентировано методическими инструкциями, которые  подразумевают подтверждение надлежащего  качества на каждом этапе жизненного цикла продукции. Это подтверждение  осуществляется за счет распределения  функций и ответственности между  подразделениями предприятия.

Информация о работе Теоретические основы проектирования системы управления качеством продукции