Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:19, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является изучение теоретических аспектов проблемы проектирования системы качества, анализ функционирования системы качества на современном машиностроительном предприятии, а также совершенствование данной системы путем разработки плана мероприятий по переводу системы качества на новый стандарт. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и эволюцию подходов к системам менеджмента качества, используя современную литературу и периодические издания;
- уяснить современные подходы к проектированию;
- рассмотреть особенности проектирования систем качества;
- проанализировать функционирование системы качества на конкретном предприятии, выявить недостатки и перспективы развития;
- разработать мероприятия по улучшению функционирования предприятия в области качества, используя прогрессивные формы и методы обеспечения качества продукции.
Введение
1. Теоретические основы проектирования системы управления качеством продукции
1.1 Сущность и характеристики системы управления качеством продукции
1.2 Современные подходы к организационному проектированию
1.3 Особенности проектирования системы управления качеством на предприятии
2. Анализ функционирования системы качества на ТМП
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Особенности функционирования системы качества на ТМП
2.3 Анализ состояния системы качества на ЗАО "Тяжмехпресс"
3. Разработка проекта системы управления качеством на ЗАО "Тяжмехпресс" в соответствии со стандартом ИСО 9001:2000
3.1 Основные направления совершенствования системы качества в соответствии с МС ИСО 9001:2000
3.2 Этапы и состав работ по разработке организационного проекта системы качества на ЗАО "Тяжмехпресс", с использованием метода СПУ
3.3 Проектирование карт управленческой процедуры и организации рабочего места
Заключение
Список литературы
3) процесса;
4) "Микро" уровень - связан с расшифровкой деятельности по
5) каждому процессу;
6) Задача - конкретизирует каждый род деятельности.
При документированном описании процессов должно быть учтено:
1) Цель процесса;
2) Показатели и метод измерения;
3) Владелец процесса;
4) Входные данные процесса в терминах обрабатываемых материалов и информации;
5) Выходные данные процесса в терминах поставляемой продукции, услуг и информации;
6) Известные факторы, от которых зависит качество выходных данных процесса.
Владелец процесса имеет следующие обязанности:
- быть ответственным за улучшение своего процесса и связанным с ним
- деятельностью и задачами;
- обеспечение связи с
исполнительным комитетом
- усовершенствованию фирмы;
- рулевым группы;
- выбирать и управлять локальными группами уточнения деятельности;
- разрабатывать положения
и требования для всех
- усовершенствования;
- управлять применением
внешних требований и
- гарантировать устранение всех горизонтальных барьеров.
Определив совокупность основных и поддерживающих процессов,
владельцев процессов переходят к построению матрицы ответственностей с учетом требований каждого раздела стандарта ИСО модели 9001:2000.
Структура докуметации ЗАО "Тяжмехпресс", при переходе на новый стандарт, должна соответствовать структуре, приведенной на рисунке 3.2.
Руководство по качеству, Политика в области качества Карты процессов
Документированные процедуры
Рабочие и контрольные
Рисунок 3.2 - Структура документации системы качества по ИСО 9001:2000
Все документы системы качества можно разделить по следующим направлениям:
- документы, предоставляющие согласованную информацию о системе
менеджмента качества организации, предназначенную как для внутреннего, так
и внешнего пользования; к таким документам относятся руководство по качеству, политика в области качества;
- документы, описывающие,
как система менеджмента
- применяется к конкретной
продукции, проекту или
- документы, устанавливающие требования; к таким документам
- относятся нормативно-
- документы, содержащие рекомендации или предложения; к таким документам относят методики;
- документы, содержащие информацию о том, как последовательно выполнять действия и процессы; такие документы могут включать
- документированные процедуры, рабочие инструкции и чертежи, а также карты процессов;
- документы, содержащие значимые данные; к таким документам
- относится справочная информация, необходимая для управления процессами;
- документы, содержащие
объективные свидетельства
- действий или достигнутых
результатов; к таким
При переходе к новому стандарту,
одним из основополагающих направлений
является оценка удовлетворенности
потребителя качеством
Информация о мониторинге
удовлетворенности или
- анкеты или результаты опросов;
- записи об опросах потребителей, проведенных по телефону, факсу,
- электронной почте;
- протоколы совместных заседаний с потребителем;
- косвенная информация (например, приобретение или потеря постоянных клиентов, количество жалоб);
- демонстрация тенденций
удовлетворенности потребителя
(например, график, показывающий развитие
уровня удовлетворенности
- обработка данных
- отчеты о ремонтном
обслуживании после продажи,
- благодарственные письма от потребителей;
- информация о проверке от потребителей (список дефектов);
- информация о жалобах и предпринятых действиях;
- данные о корректирующих
и профилактических действиях,
вызванных уровнем
- оценка и хранение сообщений прессы, изучение имиджа и т.д. ("Лучшие товары России", "Европейская премия в области качества", отчеты в публикациях специалистов);
- оценка данных об удовлетворенности или неудовлетворенности потребителей в отчете руководства.
На ЗАО "Тяжмехпресс" для оценки удовлетворенности потребителей должна быть выработана, адекватная производственным условиям, система оценки удовлетворенности и разработаны индивидуальные критерии.
В рамках нового стандарта особое внимание уделяется принципу постоянного улучшения.
Принципом процесса постоянного улучшения является оптимизация добавленной стоимости. При этом наиважнейшим фактором остается качество. В рамках цепочки добавленной стоимости, в которой действия и их результаты рассматриваются с точки зрения качества, следует избегать затрат (издержек) или минимизировать их. Под издержками в данном случае понимается любое действие, требующее времени, ресурсов, не приводящее к повышению стоимости продукта или услуги.
Основываясь на таком понимании можно выделить семь групп издержек: перепроизводство, запасы, транспорт, бездействие (время простоя), тип производства, лишние действия, несоответствия.
В отличие от традиционного подхода, новый подход отображает необходимость тесной взаимосвязи с потребителями в процессе создания добавленной стоимости.
При реализации принципа постоянного улучшения можно выделить два подхода:
- подход с точки зрения процесса - оптимальные процессы;
- подход с точки зрения результата - оптимальные результаты.
Общей целью, процесса постоянного
улучшения системы менеджмента
качества является увеличение возможности
повышения удовлетворенности
Новый стандарт, также как и прежний, подчеркивает важную роль руководства в функционировании системы качества.
Руководители должны создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники могут стать полностью вовлеченными в достижение целей организации.
Таким образом, из всего вышеизложенного
можно сделать вывод, что внедрение
на ЗАО "Тяжмехпресс" нового стандарта
является необходимым условием для
того, чтобы соответствовать
3.2 Этапы и состав работ
по разработке
Для осуществления успешного перехода системы качества ЗАО "Тяжмехпресс" на функционирование в соответствии со стандартом ИСО 9001:2000 необходимо рационально спроектировать все мероприятия, так как исходя из уже имеющегося опыта, внедрение системы качества должно продолжаться не более двенадцати месяцев. "Чем дольше тянется проект, тем больше времени нужно для вооружения и разоружения, а это порождает демотивацию и лишние затраты".
При проектировании мероприятий по переводу системы качества на МС ИСО 9001:2000 воспользуемся методом аналогий, который заключается в т что некоторые свойства, характеристики других систем переносятся 85 проектируемый объект. В качестве аналога воспользуемся системой качества в соответствии с МС ИСО 9001:2000, внедренной на ВМЗ.
Все мероприятия по переводу системы на стандарт ИСО 9001:2000 можно объединить в несколько этапов:
0) Стартфаза;
1) Анализ фактического
состояния функционирования
2) качества на ЗАО "Тяжмехпресс";
3) Анализ слабых мест (выявление процессов не обеспечивающих
4) надлежащее качество продукции);
5) Составление плана мероприятий;
6) Разработка и внедрение
нового стандарта на
7) Контрольный аудит;
8) Сертификация системы;
9) Последующий аудит,
10) сертификации.
В своей деятельности, при реализации всех перечисленных выше этапов, ЗАО "Тяжмехпресс" должно руководствоваться схемой представленной на рисунке 3.3. На рисунке 3.3 представлена совокупность возможных вариантов действий предприятия при переходе на новый стандарт. Каждое мероприятие должно быть реализовано с максимальной эффективностью, чтобы избежать излишних действий (цикличного повторения уже проделанных мероприятий) и оптимизировать сроки перехода на новый стандарт.
Рассмотрим мероприятия, которые должны быть реализованы на ЗАО "Тяжмехпресс", в рамках каждого этапа по переходу системы качеств на новый стандарт.
Стартфаза - подготовительный этап, в ходе которого необходимо провести идентификацию проблемы внедрения нового стандарта на ЗАО "Тяжмехпресс" и скорректировать цели по качеству.
Главной целью системы качества на ТМП, в соответствии с новым стандартом, является удовлетворение требований потребителей по средсп выпуска КПО надлежащего качества, постоянный контроль 87удовлетворенностью потребителей, а также систематическое улучшение функционирования всей совокупности процессов на предприятии.
Данный этап также подразумевает ознакомление высшего руководства с требованиями стандарта ИСО 9001:2000.
На подготовительном этапе
анализируется и выбирается система
сертификации. Основываясь на опыте
ВМЗ, который уже приступил к
внедрению нового стандарта, на ТМП
рекомендуется воспользоваться
услугами независимого сертификационного
органа, российско-гетманского
В рамках данного этапа
необходимо создать проектную группу,
которая будет заниматься вопросами
проектирования системы качества в
соответствии с новым стандартом.
Рекомендуемая структура
В качестве руководителя проекта
необходимо поставить начальника ОУКСа,
который будет выполнять
- помогать сотрудникам команды при выполнении работ или оказывать
- помощь консультанту;
- докладывать о ходе выполнения мероприятий на "Днях качества";
- устанавливать контакты с сертификационным органом;
- накапливать данные, связанные с потенциалом улучшений и т.д.
В состав рабочей группы необходимо
включить в обязательном порядке
руководителей отделов службы качества,
начальника службы маркетинга, начальника
ОПК и ряд руководителей
В ходе реализации подготовительного
этапа разрабатывается
Таблица 3.3 - Рекомендуемый план перехода на стандарт ИСО 9001:2000
Этапы преобразования системы качества |
Сроки |
Ответственный за реализацию этапа |
1. Формирование ЦРГ во главе с руководителем проекта |
Январь 2011 г. |
Генеральный директор |
2. Назначение координатора
- уполномоченного от |
Январь 2011 г. |
Генеральный директор |
3. Обучение высшего руководства и членов ЦРГ требованиям МС ИСО 9001:2000 |
Январь 2011 г. |
Внешний консультант |
4. Оценить функционирование действующей системы качества, определить слабые места |
Февраль 2011 г. |
Технический директор, ОУКС |
5. Разработать и утвердить
план внедрения системы |
Март 2011 г. |
Технический директор, ОУКС |
6. Разработать и скорректировать документацию системы качества, издать, руководство по качеству |
Апрель 2011 г. -август 2011 г. |
Начальник ОУКС, специалисты ОУКС, начальники подразделений |
7. Провести контрольный аудит |
Сентябрь2011 г. |
Внешний консультационный орган |
8. Провести подготовку
к сертификации системы |
Октябрь-ноябрь 2011 г. |
Технический директор, ОУКС |
9. Провести сертификацию
системы качества на |
Декабрь 2012 г. |
"ТКБ Интерсерти--фика" |
10. Провести повторную сертификацию системы качества |
Декабрь 2012 г. |
"ТКБ Интерсер-тифика |
Информация о работе Теоретические основы проектирования системы управления качеством продукции