Управление качеством на предприятии ОАО «Нефтекамскполимерхим»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 11:11, реферат

Краткое описание

Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда повышение эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий её конкурентоспособность. В настоящее время в лучшем положении оказываются те предприятия, которые могут обеспечить не только производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции.
В настоящее время, очевидно, что конкурентоспособность любого предприятия независимо от формы его собственности и размеров зависит в первую очередь от качества, от того в какой степени продукция предприятия, удовлетворяет запросам потребителя.

Содержание

Введение
. Сущность и содержание менеджмента качества в общей системе менеджмента
.1 Эволюция взаимоотношений общего менеджмента и менеджмента качества
.2 Роль современных управленческих технологий в повышении уровня качества продукции
.3 Методы интеграции систем менеджмента ориентированных на всеобщий менеджмента качества
. Анализ интеграции систем менеджмента и менеджмента качества на предприятии ОАО «Нефтекамскполимерхим»
.1 Характеристика деятельности ОАО «Нефтекамскполимерхим»
.2 Анализ системы менеджмента качества в общей системе менеджмента на предприятии ОАО «Нефтекамскполимерхим»
.3 Оценка интеграции менеджмента качества с системой менеджмента в целом
. Совершенствование интегрированных систем менеджмента на основе модели всеобщего управления качеством (TQM)
.1 Современные направления развития и концепция всеобщего управления качеством в рыночных условиях
.2 Пути интеграции систем менеджмент, ориентированных на всеобщий менеджмент качества
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 104.65 Кб (Скачать файл)

ориентацией на высокую эффективность деятельности предприятия;

ISO 19011:2000 - стандарт, определяющий  основные правила и процедуры  оценки системы качества.

В России им соответствуют утвержденные Госстандартом в 2001 г. стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000:2001; ГОСТ Р ИСО 9001:2001; ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Ожидается, что официальная российская версия международного стандарта ISO 19011:2000 будет опубликована до конца 2002 г. Стандарты системы менеджмента качества не являются обязательными, они выполняются фирмами на добровольной основе[41].

Сразу следует оговориться, что стандарты системы менеджмента качества не отменяют используемые на предприятии производственные стандарты. Являясь дополнительными, они выполняют двоякую функцию по отношению к существующим стандартам: во-первых, они содержат требования, обеспечивающие выполнение установленных производственных стандартов; во-вторых, они добавляют ряд требований, не обозначенных в производственных стандартах, но оказывающих заметное влияние на удовлетворенность потребителя. Стандарты ISO 2000 г. базируются на следующих 8 принципах, которые приведены в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000:2001:

ориентация на потребителя;

лидерство руководителя;

вовлечение работников;

процессный подход;

системный подход к менеджменту;

постоянное улучшение;

принятие решений, основанное на фактах;

взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Эти принципы раскрываются с помощью требований, указанных в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Данный стандарт является основным в системе стандартов 2000 г., по нему осуществляется проверка эффективности (аудит) и сертификация систем менеджмента качества, внедренных на предприятиях.

Внедрение системы менеджмента качества состоит из нескольких этапов:

-й этап. Обучение руководства. Организация работ по разработке и внедрению системы менеджмента качества.

-й этап. Создание и обучение рабочей группы, которая будет заниматься разработкой и внедрением системы менеджмента качества.

-й этап. Обучение всех сотрудников компании основам и принципам системы менеджмента качества.

-й этап. Разработка документации системы менеджмента качества и обучение сотрудников правилам ведения работ и использования документации.

-й этап. Проведение серии внутренних аудитов и корректировок системы менеджмента качества.

После внедрения системы менеджмента качества руководство компании может принять решение о необходимости ее сертификации[41].

Сертификация осуществляется соответствующими органами и состоит из следующих этапов:

-й этап. Анализ документации системы менеджмента качества.

-й этап. Осуществление выездного аудита системы менеджмента качества.

По результатам проведения аудита сертифицирующий орган выдает (в случае отсутствия серьезных замечаний) сертификат на систему менеджмента качества. Внедрение системы качества от начала разработки до получения сертификата занимает от 9 месяцев до 2-х лет, в зависимости от размеров сертифицируемой компании и интенсивности проведения работ.

Сертификат выдается от имени органа, проводившего сертификацию.

Сертификат на систему менеджмента качества не подтверждает качественные характеристики выпускаемой продукции. Он лишь гарантирует то, что компания нацелена на повышение эффективности взаимодействия с деловыми партнерами, на повышение удовлетворенности потребителя, а также, что она осуществляет систематическую деятельность по достижению этих целей. Российская компания может получить сертификат на систему качества от российского или от зарубежного сертифицирующего органа.

Среди наиболее авторитетных международных органов, осуществляющих сертификацию систем менеджмента качества в России, - Det Norske Veritas; TUV - CERT; Bureau Veritas; SGS; Lloyd s Register.

Между Россией и Западом уже давно не существует «железного занавеса». В России работают иностранные компании, а российские компании работают за рубежом. Мы уже переняли с Запада многие технические атрибуты ведения бизнеса. Значит ли это, что наш бизнес стал настолько эффективен, что российские компании выдержат конкуренцию с западным бизнесом, когда на внутренний рынок будут открыты автоматические ворота для западных производителей товаров и услуг?

За последние несколько лет уровень конкуренции на российских рынках значительно усилился. Это связано как с ростом российских предприятий, так и с набирающей обороты интервенцией в российский бизнес западных гигантов. Уже во многих отраслях компании начинают «ощущать дыхание конкурентов». Резервы экстенсивного роста (когда бизнес растет не за счет эффективности, а за счет ненасыщенного спроса при отсутствии значимых ограничений со стороны конкурентов) во многом уже исчерпаны. Российские предприятия переходят в новую стадию развития бизнеса - в стадию борьбы за потребителя на уже насыщенном конкурентами рынке[28].

Первыми осознали важность борьбы за потребителя российские компании, ориентированные на экспорт. Серьезная конкуренция на западном рынке требует соответствующего отношения к качеству. «Русский алюминий», «Балтика», Ilim Pulp enterprises, Новолипецкий металлургический комбинат - вот краткий перечень крупнейших российских экспортеров, уже внедривших на своих предприятиях систему менеджмента качества. Внедрение системы менеджмента качества является перспективной целью для компаний «Газпром», «Магнитогорский металлургический комбинат», «Северсталь». Несмотря на существенные временные и ресурсные затраты, которых требует разработка и внедрение системы менеджмента качества, соответствующее решение было принято ими как стратегический ход в развитии своего бизнеса.

Что может дать компании эффективная система менеджмента качества?

Во-первых - повысить качество товара, поступающего к конечному потребителю.

Во-вторых - снизить издержки производства за счет снижения брака и повышения эффективности труда.

В-третьих - своевременно выполнять свои обязательства перед заказчиками.

В-четвертых - экономить финансовые ресурсы за счет уменьшения количества ошибок на стадиях разработки новых видов продукции.

И главное - постоянно повышать степень удовлетворенности потребителя, а значит, и объем продаж, и прибыль, и конкурентоспособность компании.

Как видно из обзора отечественного и зарубежного опыта, системный подход зародился в нашей стране, и многое полезное из комплексных систем управления качеством было взято на вооружение разработчиками международных стандатов ИСО серии 9000[37].

Наиболее актуальной является проблема освоения нашей промышленностью всех требований международных стандартов ИСО.

Признано, что стандарты ИСО серии 9000 на систему качества являются хорошим инструментом для достижения главной цели фирм в рыночных условиях - удовлетворения потребителя. Завоевать потребителя можно только через качество - таково кредо процветающих фирм всего мира. Стандарты ИСО 9000 широко внедряются в Европе, США, Японии; ожидается резкое увеличение числа предприятий, внедряющих стандарты ИСО серии 9000 в странах Азии и Латинской Америки.

В мире существует 70 тысяч компаний, имеющих сертифицированные системы качества.

К сожалению, внедрение систем качества в России отстает по сравнению с другими странами, что не способствует конкурентоспособности наших предприятий как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Принципиальным отличием создаваемых на предприятиях систем качества, основанных на стандартах ИСО серии 9000, является их четкая направленность на удовлетворение конкретных запросов потребителя. Именно это обстоятельство определяет необходимость внедрения систем качества как важного условия успешной конкурентной борьбы, завоевания доверия потребителей и, в конечном итоге, получения прибыли.

Опыт ведущих стран мира доказывает, что качество продукции является главным условием «выживаемости» и ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции.

На нынешнем этапе развития российской экономики необходимость и потребность в применении международных стандартов ИСО серии 9000 диктуется в первую очередь требованиями внешнего рынка.

По оценкам западных специалистов, уже сегодня с переходом Европы к общему европейскому рынку в 90% контрактных отношений потребитель требует от предприятия-поставщика подтверждения о наличии системы обеспечения качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000.

Способны ли сегодня российские предприятия в условиях затяжного экономического кризиса «прорваться» и закрепиться на общеевропейском рынке? Мировой опыт показывает, что прогресс экономики многих стран и отдельных предприятий связан с осознанием чувства кризиса и применением эффективных систем обеспечения качества как средства выхода из этого

кризиса.

Таким образом, наиболее приемлемым курсом для отечественных предприятий и организаций является скорейшая разработка и внедрение систем качества в объеме требований стандарта ИСО 9004, освоение новых документов семейства ИСО 9000 и выход на сертификацию систем качества признанными органами.

Осознавая роль систем управления качеством, внедрения стандартов ИСО серии 9000 и сертификации систем качества на повышение эффективности отечественной экономики, Госстандарт России принял рад принципиальных решений, направленных на стимулирование применения стандартов ИСО серии 9000.

В настоящее время Госстандартом России зарегистрировано 10 систем сертификации (Промсертика, Оборонсертифика, Ассоциация Качества и другие), в рамках которых предполагается деятельность по сертификации систем качества[42].

В основной национальной системе сертификации ГОСТ Р создан Регистр систем качества Госстандарта России, в котором аккредитовано 13 органов по сертификации систем качества и производств. Подготовлено и аккредитовано более 100 экспертов по сертификации систем качества. Создана нормативна база Регистра, включающая стандарты ГОСТ Р ИСО серии 9000 и комплекс организационных документов ГОСТ Р 40.001 - ГОСТ Р 40.0051

Универсальный характер методов управления и единые подходы к организации работы по качеству позволяют обеспечить внедрение принципов всеобщего управления качеством в непроизводственных, нетрадиционных для стандартизации видах работ, учреждениях и организациях, таких, как здравоохранение, связь, туризм, банковское дело и страхование и т.д.

Развертывание этой работы потребует подготовки специалистов соответствующего профиля, разработки нормативных, методических учебных документов и материалов, создания необходимой инфраструктуры

для проведения сертификации в новых областях деятельности.

 

3.2 Пути интеграции  систем менеджмента, ориентированных  на всеобщий менеджмент качества

 

Системы менеджмента базируются на одних и тех же процессах, одних и тех же функциях, на одной и той же структуре. Различия только в целях и распределении ответственности, которые указываются в Политике в области качества и матрицах менеджмента. При таком подходе исчезает необходимость строить отдельные системы, а потом «интегрировать» их. Интеграция систем сводится к интеграции процессов и стандартизации функций.

Системы менеджмента не просто нацелены на выполнение требований заинтересованных сторон, но и реализуются при все более возрастающем сегодня внимании этих сторон, имеющих свою точку зрения на то, что является успехом для предприятия. Потребитель хочет получать качественную продукцию Обществу не нравится, когда даже качественная продукция производится при регулярном нанесении ущерба окружающей среде. Персоналом требует безопасных условий труда.

Чтобы разнонаправленные движения не «разорвали» организацию, она должна выровнять круг. Для этого высшее руководство должно обеспечить баланс интересов заинтересованных сторон.

Все более полно удовлетворяя запросы большинства заинтересованных сторон, организация выходит на новый уровень. Предыдущий уровень (внутренний круг) относился к менеджменту, который способен удовлетворять требованиям отдельно взятых стандартов. Новый уровень (внешний круг) - это уже уровень TQM.

Сложившаяся практика разработки двух и более систем с последующим сведением их воедино приводит к увеличению затрат ресурсов на их разработку и внедрение, и затрудняет их восприятие пользователями в связи с неизбежным ростом объема документации.

Зачастую создаются трудности управления организацией, так как любая система создаваемая на основе требований стандартов, предлагается как «довесок» к уже действующей системе управления. Полагаем, система менеджмента должна быть интегральной (связанной, цельной, единой и разрабатываться должна путем интеграции процессов в рамках единой модели менеджмента сквозного её документирования.

Исследования и разработки в области построения интегрированных систем менеджмента, ориентированных на всеобщее качество, находятся сейчас в начальной стадии своего развития. На данный момент нам не известно ни одного случая создания полностью интегрированной и сертифицированной системы менеджмента. Интеграция менеджмента пока идет методом добавления автономных систем друг к другу и их последовательной сертификации на соответствие существующим международным и национальным стандартам. Однако проведение теоретических исследований и первоначальный опыт показывают, что создание интегрированной системы менеджмента, ориентированной на всеобщее качество, позволяет организации получить следующие положительные результаты:

. обеспечить большую согласованность  действий внутри организации, создавая  тем самым синергетический эффект, заключающийся в том, что общий  результат от согласованных действий  и сотрудничества выше, чем простая  сумма отдельных результатов;

. минимизировать функциональную  разобщенность в организации, возникающую  при наличии автономных систем  менеджмента;

. упростить систему управления  организацией за счет того  что число внутренних и внешних  связей в интегрированной системе  значительно меньше, чем суммарное  число этих связей в нескольких  системах;

. сократить число документов  за счет того, что для документирования  интегрированной системы требуется  их меньше, чем для документирования  нескольких параллельных систем;

Информация о работе Управление качеством на предприятии ОАО «Нефтекамскполимерхим»