Управление качеством продукции на предприятии и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение процессов управления качеством на ЧУП «Пантек», разработка рекомендаций по совершенствованию управлением качества выпускаемой продукции на основе теоретических исследований и анализа действующей практики.
Для достижения цели предусмотрено решить следующие задачи:
изучить теоретические вопросы управления качеством на предприятии;
проанализировать практику оценки и повышения системы качества продукции на предприятии;
осуществить анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на качество продукции;
разработать рекомендации по совершенствованию оценки уровня качества продукции на предприятии.

Содержание

Введение …5
1 Современное состояние и подходы к управлению качеством продукции ..7
1.1 Значение повышения качества продукции в современных условиях 7
1.2 Факторы, влияющие на качество продукции 10
1.3 Основные аспекты управления качеством продукции 12
1.4 Управление качеством продукции на основе стандартов
ИСО серии 9000:2000 15
1.5 Управление качеством пищевой продукции на основе принципов
ХАССП 22
2 Управление качеством продукции на ЧУП «Пантек» 24
2.1 Организационная система предприятия ЧУП «Пантек». 24
2.2 Методы управления качеством, применяемые на ЧУП «Пантек». 25
2.3 Система менеджмента качества на ЧУП «Пантек» и ее оценка. 32
3 Пути совершенствования управления качеством продукции
на ЧУП «Пантек». 35
3.1 Совершенствование управления качеством продукции
на основе стандартов ИСО серии 9000:2000. 35
3.2 Применение принципов ХАССП в управлении качеством продукции. 37
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Программа «Качество» на ЧУП «Пантек» на период
с 2008 по 2012 г……………………………………………59
Приложение Б Определение и оценка качества сахарного печенья изготовителем………………………………………………………………63

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1..doc

— 586.00 Кб (Скачать файл)

Тактические функции:

  • управление сферой производства;
  • поддержание на уровне заданных показателей качества;
  • взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.

Таким образом, система  управления качеством продукции  представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. [13]

    1. Управление качеством продукции на основе стандартов ИСО серии 9000:2000

 

Управление качеством  во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу. [14]

Стандарт – это  нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.

В 1987 г. Международной  организацией по стандартизации (ИСО) при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных  стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию.

Международные стандарты  ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

1. ИСО 9000 “Общее руководство  качеством и стандарты по обеспечению  качества. Руководящие указания  по выбору и применению”. 

2. ИСО 9001 “Система  качества. Модель для обеспечения  качества при проектировании  и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании”.

3. ИСО 9002 “Система  качества. Модель для обеспечения  качества при производстве и  монтаже”.

4. ИСО 9003 “Система  качества. Модель для обеспечения  качества при окончательном контроле  и испытаниях”. 

5. ИСО 9004 “Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания”.

Система управления качеством  продукции должна удовлетворять  требованиям качества:

9001 – требования к  системе контроля и испытаний  продукции, сертификации надежности;

9002 – требования к системе организации производства;

9003 – требования к  системе управления качеством  от проектирования до эксплуатации.

Система управления качеством  включает:

1. Задачи руководства  (политика в области качества, организация).

2. Система документации и планирования.

3. Документация требований  и их выполнимость.

4. Качество во время  разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат,  изменения).

5. Качество во время  закупок (документация, контроль).

6. Обозначение изделий и возможность их контроля.

7. Качество во время  производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).

8. Проверка качества (входные  проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация  испытаний).

9.Контроль за испытательными средствами.

10. Корректирующие мероприятия. 

11. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.

12. Документирование качества.

13.Внутрифирменный контроль  за системой поддержания качества.

14. Обучение.

15. Применение статистических методов.

16. Анализ качества  и систем принимаемых мер. 

Контролируемые показатели качества устанавливаются в зависимости  от специфики продукции.

К примеру, система показателей  качества может выглядеть следующим  образом:

Качество машин: технические (мощность, точность, удельный расход ресурсов, надежность);

Качество труда: причины образования брака;

Качество продукции: производственные, потребительские, экономические;

Качество проекта: число исправлений при реализации;

Качество технологии: число нарушений.

 

Рисунок 2 - Уровни качества

Примечание – Источник: [15, c. 24].

 

Политика в области  качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности или  долгосрочной цели и включать:

  • улучшение экономического положения предприятия;
  • расширение или завоевание новых рынков сбыта;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
  • ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;
  • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
  • улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
  • увеличение сроков гарантии на продукцию;
  • развитие сервиса.

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов:

1. Маркетинг, поиск и изучение  рынка. 

2. Проектирование и разработка  технических требований, разработка  продукции. 

3. Материально-техническое снабжение. 

4. Подготовка и разработка производственных  процессов. 

5. Производство.

6. Контроль, проведение  испытаний и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение  продукции. 

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь  и обслуживание.

11.Утилизация после  испытания. 

Перечисленные этапы  представляются в литературе по менеджменту в виде “петли качества”.

Таким образом, обеспечение  качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые  условия для выполнения каждого  этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

Управление качеством  включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ.

Улучшение качества –  постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

 

Рисунок 3 - Обеспечение качества

Примечание – Источник: [15, c. 26].

 

На нижеприведенном  рисунке система управления качеством  представлена в концентрированном  виде. Здесь, прежде всего, выделена политика предприятия в области качества. Собственно система качества, включающая обеспечение, управление и улучшение качества.

В современном менеджменте качества сформулированы десять основополагающих условий:

1. Отношение к потребителю как  важнейшей составляющей данного процесса.

2. Принятие руководством долгосрочных  обязательств по внедрению системы  управления фирмой.

3. Вера в то, что нет предела  совершенству.

 

Рисунок 4 - Управление качеством продукции

Примечание – Источник: [15, c. 30].

 

4. Уверенность в том,  что предотвращение проблем лучше,  чем реагирование на них, когда  они возникают. 

5. Заинтересованность, ведущая  роль и непосредственное участие  руководства. 

6. Стандарт работы, выражающийся  в формулировке “ноль ошибок”. 

7. Участие работников фирмы, как коллективное, так и индивидуальное.

8. Концентрирование основного  внимания совершенствованию процессов,  а не людей. 

9. Вера в то, что  поставщики станут Вашими партнерами, если будут понимать Ваши задачи.

10. Признание заслуг.

С позиции потребителя  качество изделия – степень удовлетворения требований потребителя.

Потребитель завтрашнего  дня.

1. Признает приоритет  за качеством, а цена занимает  второе место. 

2. Предъявляет рекламацию  каждого дефекта. 

3. Требует постоянного  улучшения качества.

4. Требует обеспечения  качества в технологическом процессе  и отказывается от окончательного  контроля.

5. Чувствителен в своих  реакциях в случае изменения  технологического процесса.

6. Кооперирует в случае  обеспечения качества.

7. Является сторонником продукции, если качество обеспечено

Стремление Республики Беларусь к интеграции в мировое  сообщество, а также развитие рыночных отношений внутри страны предполагают всестороннее и полное выявление  свойств и оценку показателей, определяющих и характеризующих качество продукции и технический уровень производства.

Состав и взаимосвязь  основных требований, предъявляемых  к производству продукции в нормативной  и технической документации, представлены в схеме.

 

Рисунок 5 - Основные требования к процессу производства продукции в нормативной и технической документации

Примечание – Источник: [15, c. 37].

 

Наилучших результатов  в создании и выпуске конкурентоспособной  продукции добиваются предприятия, обладающие исчерпывающими сведениями о состоянии и возможностях производственных процессов, а также своевременно вырабатывающие управляющие воздействия по их совершенствованию. [15]

По мнению отечественных  и зарубежных специалистов, качество продукции закладывается в конструкторской  и технологической документации, и та, и другая должны соответствующим образом оцениваться.

1) Начинать необходимо  с освоения производства товара, пользующегося спросом, т. е.  производить то, что кто-то купит,  а если улучшать этот товар,  то число его покупателей будет  расти, улучшатся экономические показатели предприятия и можно будет найти средства для реализации следующих этапов решения проблем качества.

Однако товар, пользующийся спросом, – это чаще всего новая  продукция. Следовательно, начинать надо с изучения спроса на рынке и его учета при создании и освоении производства новых изделий. Таких, как тракторы “Беларус МУ - 466”, “Беларус 1502-01” ПО “Минский тракторный завод», универсальное энергосредство УЭС-290/450 «Палессе U450» ПО «Гомсельмаш».

2) Необходимо иметь  дилерскую, торговую сеть продаж, а также распространения товара и информации о нем. Не соблюдение данного условия не сможет сделать продукцию предприятия конкурентоспособной. Так, например, Государственное предприятие Мозырский комбинат «Этанол» -  современное, динамично развивающееся предприятие, крупнейший производитель в своем регионе и ведущий поставщик алкогольной продукции на рынок Республики Беларусь. Комбинат выпускает продукцию высочайшего качества, но, не имея совершенной дилерской сети, особенно за рубежом, вынужден продавать продукцию по ценам на порядок ниже, чем ее оценивают зарубежные эксперты. В результате предприятие терпит большие убытки и испытывает финансовые трудности.

3) Нужно минимизировать  издержки производства. С этой  целью необходимо все пересчитать, переосмыслить материально-техническую базу предприятия, отказаться от всего лишнего, провести реструктуризацию. Не сделав этого, начинать борьбу за качество не стоит, так как предприятие может умереть от другой болезни. Для подтверждения этого примеры не нужны, множество белорусских предприятий имеют огромные издержки. Они подчас бывают настолько велики, что предприятия вынуждены искажать отчетность. В результате почти невозможно правильно считать затраты на качество и, следовательно, управлять экономикой качества.

4) Необходимо научиться  управлять финансами, а это  – искусство, причем непростое.  Прежде всего, нужно отладить  контроль за финансами. Бесконтрольность  – путь к потерям финансов, их расхищению и банкротству  предприятия. Главный фактор, способствующий этому, – отсутствие у больших промышленных предприятий их реальных собственников. На таких предприятиях собственностью практически распоряжаются высшие менеджеры и потому многое зависит от их порядочности и честности. Тем не менее, дальновидные менеджеры заинтересованы в налаживании финансового контроля и работают в этом направлении.

Все четыре обязательных условия успешной деятельности предприятий, отмеченные выше, рассматриваются в  различных концепциях качества, но там речь идет об их улучшении. На большинстве же белорусских предприятий эти условия нужно создавать практически с нуля. И только после того, как на предприятии как-то справились с этой задачей, оно может приступать к решению проблемы качества путем создания и сертификации систем качества, отвечающих требованиям стандартов ИСО 9000, а также концепции ТQМ. При этом нужно ставить вопрос о реформировании предприятий, их реструктуризации и создании новых элементов, исходя из четкого понимания философии ТQМ и ориентации на концепцию всеобщего качества. [16]

1.5 Управление качеством пищевой продукции на основе принципов ХАССП

 

ХАССП (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP) — анализ рисков и критические  контрольные точки) — концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.

Эта система обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, любой точке  процесса производства, хранения и  реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации, и используется в основном предприятиями — производителями пищевой продукции. При этом особое внимание обращено на критические контрольные точки, в которых все виды рисков, связанных с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии и пути его совершенствования