Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа
Целью дипломной работы является изучение процессов управления качеством на ЧУП «Пантек», разработка рекомендаций по совершенствованию управлением качества выпускаемой продукции на основе теоретических исследований и анализа действующей практики.
Для достижения цели предусмотрено решить следующие задачи:
изучить теоретические вопросы управления качеством на предприятии;
проанализировать практику оценки и повышения системы качества продукции на предприятии;
осуществить анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на качество продукции;
разработать рекомендации по совершенствованию оценки уровня качества продукции на предприятии.
Введение …5
1 Современное состояние и подходы к управлению качеством продукции ..7
1.1 Значение повышения качества продукции в современных условиях 7
1.2 Факторы, влияющие на качество продукции 10
1.3 Основные аспекты управления качеством продукции 12
1.4 Управление качеством продукции на основе стандартов
ИСО серии 9000:2000 15
1.5 Управление качеством пищевой продукции на основе принципов
ХАССП 22
2 Управление качеством продукции на ЧУП «Пантек» 24
2.1 Организационная система предприятия ЧУП «Пантек». 24
2.2 Методы управления качеством, применяемые на ЧУП «Пантек». 25
2.3 Система менеджмента качества на ЧУП «Пантек» и ее оценка. 32
3 Пути совершенствования управления качеством продукции
на ЧУП «Пантек». 35
3.1 Совершенствование управления качеством продукции
на основе стандартов ИСО серии 9000:2000. 35
3.2 Применение принципов ХАССП в управлении качеством продукции. 37
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Программа «Качество» на ЧУП «Пантек» на период
с 2008 по 2012 г……………………………………………59
Приложение Б Определение и оценка качества сахарного печенья изготовителем………………………………………………………………63
3) технико-технологические:
а) технические методы контроля качества;
б) методы технологического регулирования качества продукции и процессов;
4) экономические:
а) методы экономического стимулирования и материальной заинтересованности;
б) ценообразования с учетом уровня качества;
в) финансирование деятельности в области качества.
Методы управления качеством могут быть реализованы на основе конкретных средств управления качеством. В следующей таблице представлены основные методы управления качеством и приведены примеры средств их реализации во внутренней среде рассматриваемого предприятия.
Таблица 2 - Характеристика методов управления на предприятии
Методы управления качеством |
Примеры средств реализации методов управления качеством |
Организационные (административные) |
- приказы директора; - стандарты предприятия, - должностные инструкции; - документирование систем - объявление благодарности |
Социально-психологические |
- организация кружков качества; - принятие участия в конкурсах в области качества; - формирование корпоративной культуры внутри рабочего коллектива предприятия, ориентированной на повышение качества; - вознаграждение идей и любых
других инициатив со стороны
сотрудников по улучшению |
Технико-технологические |
- использование различных видов контроля качества; - анализ рисков, выявление в
технологическом процессе - анализ скрытых потерь, корректирующие действия по их устранению; |
Экономические |
- разработка системы - финансирование работ по |
Примечание – Источник: [15, c.23].
На ЧУП «Пантек» используется системный подход к управлению качеством. Он предполагает формирование целевой подсистемы управления предприятием, подразумевающей упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели – создания условий для обеспечения требуемого уровня качества выпускаемого печенья при минимальных затратах. Данный подход к управлению качеством на предприятии предполагает использование следующих принципов:
- целенаправленность
– позволяет установить
- комплексность – охватывает все стадии жизненного цикла продукта, все структурные подразделения, руководство и весь персонал предприятия;
- непрерывность –
обеспечивает процесс
- объективность – ориентирует на использование адекватных методов управления, выбор показателей, отражающих действительное состояние управления качеством, подбор управленческого персонала соответствующей квалификации;
- оптимальность – предусматривает необходимость обеспечения результативности и эффективности процессов управления качеством, в частности, и системы в целом.
Система управления качеством данного предприятия включает следующие функционирующие подсистемы:
1) Общие подсистемы управления качеством:
- прогнозирование и планирование качества продукции;
- учет и анализ оценка качества продукции;
- стимулирование и ответственность за качество продукции;
- контроль качества продукции.
2) Специальные подсистемы управления качеством:
- стандартизация;
- испытания продукции;
- профилактика брака.
3) Обеспечивающие
подсистемы управления
- правовое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- метрологическое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- организационное обеспечение;
- технологическое обеспечение;
- финансовое обеспечение.
По представленным основным группам показателей качества, которым должно соответствовать производимое нами сахарное печенье, проведем оценку уровня качества продукта со стороны самого изготовителя, т.е. сравним производимой продукт с эталоном, т.е. идеальным аналогичным продуктом.
Для вычисления уровня качества своего продукта составим таблицу 3, где для определения показателей Рi используем двоичную систему (0 или 1),а для определения весового коэффициента λi – таблицу 16 (см. Приложение Б).
Таблица 2. Оценка обобщенно уровня качества продукции
Показатели качества |
Весовой Коэффи циент λi |
Базо вый показатель Рi баз. |
Показа тель продукции Рi |
Показатели назначения |
0,15 |
1 |
1 |
Показатели надежности |
0,16 |
1 |
1 |
Экономические показатели |
0,02 |
1 |
0 |
Показатели технологичности |
0,11 |
1 |
1 |
Показатели безопасности |
0,22 |
1 |
1 |
Экологические показатели |
0,02 |
1 |
1 |
Показатели стандартизации и унификации |
0,02 |
1 |
0 |
Эргономические показатели |
0,09 |
1 |
1 |
Эстетические показатели |
0,08 |
1 |
1 |
Показатели транспортабельности |
0,07 |
1 |
0 |
Патентно-правовые показатели |
0,03 |
1 |
1 |
Показатели экономичного использования сырья, материалов, топлива и энергии |
0,03 |
1 |
0 |
Примечание – Источник [собственная разработка].
Уровень качества продукции рассчитаем по формуле:
Таким образом, комплексный уровень качества сахарного печенья равен 0,86. Если полученный уровень оценивать по трехбалльной шкале, то можно утверждать, что уровень качества печенья высокий.
Рисунок 6 - Шкала оценки
Примечание – Источник [15, c. 11].
Далее, учитывая, что цена одной пачки печенья равна 3000 руб., рассчитаем показатель «квал-кост».
П=Q/Р (качество/цена)
П=0,86/3000=0,02867
Чтобы оценить полученный «квал-кост», рассчитаем для сравнения данный показатель для эталона. П=1/3000=0,03333
По данным показателям можно сказать, что 0,02867 – очень близок к эталону.
Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Это важнейшая характеристика, которая обеспечивает конкурентоспособность не только самой продукции, но и организации в целом. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, то теперь качество становится главным фактором завоевания международных рынков.
2.3 Система менеджмента качества на ЧУП «Пантек»и ее оценка
Система управления качеством предприятия может быть построена на основе различных моделей, методов и средств управления качеством, которые должны выбираться исходя из отраслевых особенностей предприятия и стратегии его развития. Для успешного функционирования любого предприятия необходимо формирование и поддержание эффективной системы управления, составной частью которой у ЧУП «Пантек» выступает система менеджмент качества, разработанная для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон.
Выделим основные преимущества, получаемые анализируемым предприятием, от внедрения системы менеджмента качества:
– непрерывный контроль ключевых бизнес-процессов позволяет повысить эффективность деятельности предприятия, и, следовательно, увеличить прибыль;
– гарантирует надежность выполнения требований заказчика, а следовательно - повышение рыночной привлекательности;
– улучшение управления рисками;
– расширение экспортных возможностей;
– конкурентоспособность на внутреннем рынке;
– облегчение управления всей деятельностью предприятия;
– повышение качества продукции;
– снижение непроизводственных затрат;
– усовершенствование системы управления и повышение эффективности работы сотрудников на всех уровнях.
В дальнейшем по мере развития предприятия и приобретения им стабильности и устойчивости на внутреннем рынке, уместным будет рассматривать следующие преимущества:
– конкурентоспособность на внешнем рынке;
– возможность сотрудничества с иностранными партнерами;
– возможность привлечь иностранных и российских инвесторов;
– возможность реализовывать продукцию по мировым ценам на аналогичную продукцию.
Система менеджмента качества по МС ИСО 9001:2000 базируется на восьми принципах, которые были сформулированы и включены в стандарт для того, чтобы высшее руководство организации могло пользоваться ими с целью улучшения ее деятельности.
Еще раз напомним их:
1) Ориентация на потребителя;
2) Лидерство руководителя;
3) Вовлечение работников;
4)Процессный подход;
5) Системный подход;
6) Постоянное улучшение;
7) Принятие решений, основанное на фактах;
8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Для поддержания эффективного функционирования системы менеджмента качества на предприятии необходимо периодическое проведение его аудита, т.е. выявление возможных отклонений. В рамках системы менеджмента качества аудит связан с решением трех основных задач:
- деятельность, касающаяся качества, должна соответствовать спланированным требованиям (основой является стандарт);
- требования должны
соответствовать достижению
- требования должны фактически выполняться.
Выделяют следующие виды аудита в рамках системы менеджмента качества:
1. системный аудит;
2. методический аудит (аудит процесса);
3. аудит продукции.
Для проверки системы менеджмента качества применяют системный аудит. Данный вид аудита может выступать в следующих формах:
- внутренний аудит
(предприятие само проверяет
- внешний аудит клиентом (клиент проводит аудит системы менеджмента качества у поставщика);
- внешний сертификационный
аудит (учреждение или
Для предприятий особую роль играет проведение внутреннего аудита, целью которого является оценка предприятия на соответствие требованиям МС ИСО 9001. В этой связи необходимо определить отвечают ли элементы управления качеством, определенным требованиям; достигаются ли цели качества; выполняются ли законодательно-правовые нормы. Для изучаемого предприятия был проведен внутренний аудит СМК на основе экспертной оценки ее восьми принципов, который поможет выявить сильные и слабые стороны системы менеджмента качества предприятия, качество ее функционирования, а также определить способы устранения выявленных несоответствий. Экспертный метод решения определенных задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов – экспертов. Поэтому для экспертной оценки создается группа экспертов-аудиторов из 5 человек, обладающих определенными квалификационным характеристиками: опытом проведения аудитов; компетентностью в данной области; умением реально оценивать факты и быть объективными; умением общаться с людьми и делать выводы.
Ниже определим характерные для каждого из принципов СМК признаки (составляющие), по которым эксперты будут оценивать каждый из них.
1) ориентация на потребителя:
- исследование всех
потребностей и ожиданий
- доведения этих запросов и потребностей до всего персонала;
- измерения удовлетворенности потребителей;
- управления взаимодействием с потребителями;
2) лидерство руководителя:
- демонстрация руководителем приверженности качеству;
- ориентации на потребности всех заинтересованных сторон;
- обеспечения атмосферы доверия и работы без страха;
- установления смелых целей и выработки стратегии для их достижения;
3) вовлечение работников:
- инициирования, признания и поощрения вклада работников;
- постоянного повышения знаний, опыта и компетентности работников;
- возложение и распределение
ответственности между
- поиски новых возможностей
для улучшения рабочей
4) процессный подход:
- идентификация и измерение
входов в процессы и их
- определение взаимодействия процессов с функциями предприятия;
- оценка рисков, последствий
и влияния процессов на
- четкая установка прав, полномочий и ответственности за управление процессами;
- определение внутренних и внешних потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны;
- акцент внимания при
проектировании процесса на
5) системный подход:
- установление, проектирование
и разработка системы процессов
- проектирования такой
системы, при которой цели
- понимания взаимозависимости процессов в системе;
- постоянного улучшения системы через измерения и оценку;
6) постоянное улучшение:
- формирования у каждого
работника потребности в
- применения основных
концепций постоянного
- постоянного повышения эффективности всех процессов;
- обучения каждого работника методам и средствам постоянного улучшения;
- определения измерителей
и целей для организации
- признания улучшений;
7) принятие решений, основанное на фактах:
- измерение и сбор данных и информации, относящихся к поставленной задаче;
Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии и пути его совершенствования