Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 11:50, реферат
Существуют два принципиальных подхода к повышению уровня конкурентоспособности кризисного предприятия:
1) ликвидация имеющихся изъянов в структуре организа ции, препятствующих повышению конкурентоспособности пер сонала. В кадровой работе этот подход, как правило, находит свою практическую реализацию в реорганизации, связанной с устранением структурных подразделений и работников, кото рые "не вписываются" в стратегию выведения предприятия из кризисной ситуации;
2) поиск уникальных черт фирм, создающих притягатель ный для потребителей образ фирмы. Как показывает опыт, этот подход более продуктивен; он основывается на нескольких су щественных принципах.
системой управления трудом.
В условиях рыночной экономики
конкурентоспособность
определяется тем, насколько мобильно она реагирует на любое изменение
внешней по отношению к ней среды, насколько чутко улавливает изменения
потребностей рынка, насколько она готова к постоянным изменениям.
В этих условиях требуется
принципиально новый тип
высококвалифицированный, инициативный, склонный к инновациям, готовый
самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность,
привязывающий свои личные цели к целям организации, в которой
работает, ориентированный на долгосрочное сотрудничество.
Как правило, одной из
отечественных предприятий, наряду с микро- и макроэкономическими причинами
является несоответствие принципов и методов управления персоналом
современным условиям рыночной экономики.
У руководителей предприятия слишком сильны стереотипы
административной системы управления, для которой персонал является ресурсом
вспомогательным, а каждый работник рассматривался лишь как легко заменимый
« винтик » механизма.
Правильное использование
их способностями, является одной из главных причин ее успешной работы.
И, наоборот, незнание способностей людей, а, следовательно, и их
потенциальных рабочих возможностей, расстановка людей в нарушение
личностных интересов, в несоответствии со способностями является одной из
возможных причин кризиса организации. Как показывает практика,
отечественное предприятие, находящееся в системном кризисе, чаще всего
сталкивается не только с проблемами технологического или финансового
характера, но и с такими «кризисогенными» проблемами в сфере управления
персоналом, как:
. чрезмерная жесткость и иерархичность организационных структур;
. монополизация информации, полномочий и ответственности в рамках
руководства предприятия;
. отсутствие
четкого, рационального
подразделениями, дублирование работ;
. отсутствие общих для всего персонала традиций и норм поведения;
. низкая трудовая дисциплина;
. избыточная
численность персонала,
структуры потребностям предприятия;
. низкая
производительность и т.п.
Все вышеуказанные явления обусловлены в первую очередь
недостатками существующей на предприятии системы управления трудом. Таким
образом,
совершенствование системы
направлений
антикризисной стратегии
в антикризисной программе.
Эта программа должна
принципиально новые цели и методы работы с персоналом.
К ним относятся:
. ориентация
на наиболее полное
кадрового потенциала;
. уменьшение
иерархических уровней
структур
за счет децентрализации
предприятия;
. разработка объективных критериев оценки результативности деятельности
работников;
. совершенствование стимулирования работников, переход к предельно гибким
системам
оплаты труда, ориентирующим
только на его рабочем месте, но и на достижение конечных целей
деятельности предприятия в целом;
. создание
эффективной системы
предприятия на основе программ развития персонала;
. выработка
корпоративной культуры
социально-экономические
показатели.
Нужно отметить, что согласно
концепции организационной
принятой в современном менеджменте, организация рассматривается как живой
организм, способный за счет собственных ресурсов к постоянному обновлению.
Адаптация к изменениям внешней среды расценивается в настоящее время как
норма деятельности предприятия в рыночной экономике. Успех этой адаптации
определяется
тем, насколько работники
предприятия, насколько они готовы к постоянным новациям, существует ли на
предприятии единая организационная культура, или каждая социальная группа
живет по своим собственным правилам.
Состояние корпоративной
результирующей деятельности по управлению имеющимися человеческими
ресурсами и, одновременно, индикатором соответствия или несоответствия
принципов и методов системы управления персоналом реалиями среды
деятельности предприятия.
Новые методы управления
быстрые технологические изменения и инновационность превращаются в важные
компоненты стратегии управления. А сами работники начинают рассматриваться
как ключевые ресурсы предприятия.
Подчеркивая важность проблемы
совершенствования системы
персоналом, отмечаю, что без радикального изменения приоритетов в пользу
работы с персоналом, без отказа от старых методов и принципов управления
предприятие сохраняет слабые адаптационные возможности, неспособность к
инноватике,
что, в свою очередь, приведет его
к последующим кризисам.
1.1.
Диагностика системы
Разработка антикризисной
диагностирования сложившейся на предприятии системы управления персоналом.
С помощью диагностики выявляются особенности персонала, его мобилизационные
и адаптивные возможности, степень инновационной направленности, т.е.
факторы, способствующие и препятствующие эффективной реализации задач
вывода предприятия из кризиса.
В частности выявляются:
. соответствие организационной структуры целям и задачам предприятия;
. соответствие
структуры и численности
целям организации;
. степень
эффективности
. социально-психологический климат в коллективе; степень конфликтности,
основные причины конфликтов;
. степень
групповой сплоченности
рамках предприятия в целом;
. характеристики
существующей организационной
. уровень компетентности руководителей, квалификационный состав персонала
предприятия;
. степень
участия работников разных
. социальная ответственность организации;
. характер взаимоотношений администрации с персоналом, степенью взаимного
доверия;
. степень
эффективности существующей
. наличие
или отсутствие инновационных
традиций.
Без проведения диагностики
развития существующей системы управления персоналом не представляется
возможным
оптимально запланировать мероприятия
по выходу из кризиса.
При изучении кадровых
состоянии кризиса, модно выделить следующие четыре основные задачи:
. определение степени эффективности системы управления трудом в данной
организации,
ее соответствия или
реалиям деятельности предприятия;
. определение степени эффективности системы управления трудом в данной
организации,
ее соответствия или
реалиям деятельности предприятия;
. определение
прогрессивности развития
организации,
а также того или иного
. выявление «узких мест» и, наоборот, тех элементов существующей системы
управления персоналом, которые способствуют (реально или потенциально) ее
дальнейшему прогрессу;
. степень
готовности коллектива к
адаптивные
возможности.
К наиболее часто используемым формальным оценочным методам
относится анализ статистических данных. Как правило, такой анализ является
первым этапом исследования системы управления трудом. На этом этапе
производится выявление основных характеристик совокупной рабочей силы
предприятия.
В ходе анализа определяются:
|численность работников |Оценивается то, насколько численность |
|по категориям
и |персонала
соответствует текущей и
Информация о работе Управление персоналом кризисного предприятия