Анализ методик воспитания скоростных способностей учащихся в баскетболе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:20, курсовая работа
Краткое описание
В современной жизни использование занятий физическими упражнениями все больше направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. Спортивные игры, и особенно баскетбол, характеризуются значительными физическими нагрузками, которые определяются игровой деятельностью спортсменов-баскетболистов, условиями игры, характером выполняемых игровых действий и особенностями соревновательной борьбы, происходящей в ходе баскетбольного матча.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ………...5 1.1 Характеристика двигательной деятельности баскетболиста……….5 1.2 Средства и методы воспитания скоростных способностей………....9 1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств баскетболистов……………………………………………….....22 ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ……………26 2.1 Методы исследования………………………………………………...26 2.1.1 Методы теоретического анализа и обобщения……………….......26 2.1.2 Методы педагогического наблюдения…………………………….27 2.1.3 Педагогический эксперимент……………………………………....28 2.1.4 Тестирование………………………………………………………..30 2.1.5 Метод математической статистики………………………………..31 2.2 Организация исследования…………………………………………..32 ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………..34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….49
Одним из основных средств воспитания
быстроты являются упражнения, которые
выполняются с максимальной скоростью
(скоростные упражнения), при этом, как
правило, используется повторный метод.
При воспитании быстроты техника
упражнений не должна быть сложной, так
как они выполняются на предельных скоростях;
упражнения должны быть настолько хорошо
освоены занимающимися, чтобы при их выполнении
основные усилия были направлены не на
способ, а на скорость выполнения.
Продолжительность упражнений
должна быть такой, чтобы к концу выполнения
скорость не снижалась из-за утомления.
Скоростные упражнения относятся
к работам максимальной мощности, а в связи
с этим их продолжительность не должна
у детей и подростков превышать 10-15 с.
Интервалы отдыха должны быть
построены таким образом, чтобы последующие
упражнения выполнялись в фазе сверхвосстановления;
при повторном выполнении скоростных
упражнений следует использовать активный
отдых, который может длиться 1-2 мин.
Скоростные упражнения выполняются
в уроке одни из первых, когда нет накопившихся
следов неполного восстановления от предшествующих
занятий.
При составлении средств, направленных
на развитие быстроты, кроме скоростных
упражнений бегового характера используются
упражнения, взятые из других видов программы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин – М.: Физкультура и спорт, 1978- с. 59-72
Баскетбол. Учебник для вузов
физической культуры. // Под. ред. Ю.М.Портнова.
– М., Физкультура и спорт, 1997. – 480с.
Башкин, С.Г. Уроки по баскетбол / С.Г. Башкин - М.: Физкультура и спорт, 1996. – 198 с.
Грасис, А.М. Специальные упражнения баскетболистов / А.М. Грасис - М.: Физкультура и спорт, 1967 – 88с.
Гомельский, А.Я. Баскетбол:
секреты мастерства: 1000 баскетбольных
упражнений / А.Я. Гомельский - М., 1997, с. 64-87
Джон, Р. Современный баскетбол
/ Р. Джон, Вуден – М.: Физкультура и спорт, 1997 – с. 58
Пьязин, А.И. Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств / А.И. Пьязин // Физкультура и спорт.– № 4, 1995 – с. 28
Жбанков О.В. Развитие прыгучести
у юных баскетболистов / О.В. Жбанков //
Физкультура и спорт – № 3, 1995 – с. 39-42
Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский – М.: Физкультура и спорт, 1970 – с. 16-26
Зельдович, Т.А. Подготовка юных
баскетболистов / Т.А. Зельдович – М., Физкультура
и спорт, 1964 – с. 57
Матвеев, Л.П.Теория и методика
физической культуры / Л.П. Матвеев – М.:
Физкультура и спорт. 1991 – 543с.
Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных
спортсменов / В.Н. Платонов – М.: Физкультура и спорт .1986 -286с.
Современная система спортивной
подготовки / Под ред В.Л.Сыча, Ф.Л.Суслова, Б.Н.Шустина. – М.: Физкультура и спорт. 1995. с. 19-26
Спортивные игры / Под общ.ред. В.А.Кудряшова. Физкультура и спорт. Минск, 1968 – С. 90
Спортивная физиология / Под
редакцией Я.М.Коца. - М.: Физкультура и спорт. 1986, с. 31-33
Суетнов, К.В. Обучение школьников игре в баскетбол. Учебное пособие / К.В. Суетнов. – Алма-Ата, 1985 – 92с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика
физического воспитания и спорта. Учебное
пособие для студентов высших учебных
заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов
– М.: изд. центр «Академия», 2001 – с. 115-123
Федосеев, В.В. На уроках баскетбола
/ В.В. Федосеев // Физкультура в школе. 1995
– № 2 – с. 26-27
Масальгин, Н.А. Физиология спорта. Физиологические особенности спортивных упражнений скоростно-силового характера / Н.А. Масальгин - М.: Изд СГИФК. 1979 – с.45-81
Физиология человека / Под редакцией
В.В.Васильевой М.: Физкультура и спорт.
1984, с. 75-86
Фомин, Н.А., Возрастные основы
физического воспитания / Н.А. Фомин,В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт. 1972 – с. 29-37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 3.1 Результаты
тестирования контрольной группы
№
Ф.И.О.
Исходные данные
Конечные данные
Бег 30 м
Бег 30 м
1
Гришкевич Елена
4
4
2
Данильчик
Дарья
4
4
3
Добролет Александр
3
4
4
Иванович
Павел
3
3
5
Ковальчук
Иван
4
4
6
Лешук Егор
4
4
7
Турович Алеся
5
5
8
Шевчик
Виктория
4
4
9
Юруть Дарья
3
3
10
Шадура Максим
3
3
X
3.7
3.8
Ср. квадрат.отклон.
0.82
0.63
Приложение
2
Таблица 3.2 – Результаты тестирования
экспериментальной группы
№
Ф.И.О.
Исходные данные
Конечные данные
Бег 30 м
Бег 30 м
1
Войтешик Яна
4
5
2
Громак Ульяна
3
5
3
Жерко Павел
5
5
4
Ксенжик Максим
3
4
5
Сокол
Александр
3
5
6
Голодок Дарья
4
5
7
Симакович Анастасия
3
5
8
Миллер
Юрий
4
5
9
Шкляник Артем
4
5
10
Бянкина Карина
3
5
X
3.6
4.9
Ср. квадрат.отклон.
0.70
1.32
ПРИЛОЖЕНИЕ 3скетболист
Упражнения для развития
стартовой и дистанционной скорости. 1.Рывки
за мячом, переданным в круг-ориентир.
Игрок стартует в момент соприкосновения
мяча с полом и старается поймать его после
первого отскока. Расстояние от исходной
позиции до круга и сила передачи варьируются
в зависимости от быстроты игрока с таким
расчетом, чтобы поймать мяч можно было
лишь при максимальной скорости старта
и рывка.
То же, но рывки выполняют в
противоположных направлениях: поймав
мяч, игрок с поворотом выполняет передачу
на исходную позицию и последующее ускорение.
2. То же, но с двумя
мячами. Как только игрок 5 поймает
мяч, его партнер 4 посылает второй
мяч в противоположном направлении.
Игрок 5 выполняет передачу первого
мяча партнеру и повторный
рывок за вторым.
3. Рывки за мячом вместе
с догоняющим игрока защитником.
Игрок 5 старается поймать мяч, защитник
выбить его. Как только один
из них овладеет мячом и
возвратит его партнеру, оба начинают
рывок в обратном направлении,
меняясь функциями. Игрок, бегущий
впереди, независимо от того, овладеет
он мячом или нет, должен до
начала движения в обратном
направлении забежать за контрольную
линию.
4. Игрок с мячом в
руках прыгает вверх и сильно
передает его в щит (в стену).
Приземлившись, он выполняет рывок,
стремясь поймать мяч после
первого отскока его от пола.
5. Игрок выполняет передачи
в щит (в стену) в прыжке. Второй
партнер располагается спиной
к нему на расстоянии 1-2 м в
положении высокого старта. После
нескольких передач первый игрок
посылает мяч в щит с таким
расчетом, чтобы он перелетел
через второго партнера. Последний,
увидев мяч, выполняет рывок, стараясь
поймать мяч в полете. То же,
но оба игрока выполняют ускорение
за мячом.
6. Игрок выполняет передачи
в щит в прыжке. По сигналу,
оставив мяч следующему за
ним партнеру, игрок начинает
рывок за вторым мячом, подброшенным
в этот момент вверх игроком, расположенным
впереди, недалеко от щита и старается
поймать его в воздухе.
7. То же, но по сигналу
игрок, выполняющий передачи в
прыжке в щит, не приземляясь,
направляет мяч партнеру, а тот
передает его дальше на ориентир.
Первый игрок выполняет рывок,
стараясь поймать мяч сразу
после отскока от пола.
8. То же, но с двумя
мячами. По сигналу прыгающий
игрок выполняет передачу партнеру,
а тот в это же время направляет
второй мяч на ориентир.
9. Два партнера, располагаясь
с разных сторон от корзины,
выполняют в прыжке передачи
мяча от щита друг другу. По
сигналу игрок, владеющий мячом,
передает его вперед на ориентир,
игрок без мяча выполняет рывок.
То же, но оба игрока выполняют
ускорение за мячом.
10. Рывки двух партнеров
за мячом, переданным на ориентир.
Игрок 4 выполняет передачи в щит
в прыжке до сигнала. По сигналу
он передает мяч вперед, а игроки
5 и 6 начинают рывок для овладения
им. Передачу можно выполнять
игроку, опередившему партнера в
ходе ускорения. В этом случае
она несколько задерживается
после сигнала, для того чтобы
определить, кто из игроков вышел
вперед.
11. Рывки за мячом, брошенным
партнером в щит (стену) из исходного
положения стоя на расстоянии
5-10 м от него, спиной к направлению
движения. Ускорение начинается
с поворотом к щиту по звуку
удара мяча. Сила удара в щит
варьируется в зависимости от
расположения и быстроты бега
спортсмена с таким расчетом,
чтобы, стремясь поймать мяч в
воздухе, игрок проявлял максимальную
скорость. То же, но рывок за
мячом выполняют два игрока, борясь
за овладение им.
12. Один партнер находится
впереди второго в положении
высокого старта и смотрит
вверх. Игрок, стоящий сзади, передает
мяч через первого игрока с
таким расчетом, чтобы мяч падал
в 3-4 м впереди него. Первый игрок
выполняет рывок, как только увидит
мяч, и старается поймать его
в воздухе или после первого отскока.
То же, но мяч передается по полу справа
или слева от игрока.
13. То же, но за игроком,
выполняющим ускорение, на расстоянии
1-2 м располагается соперник. Начиная
движение вместе с первым партнером,
он стремится: а) изменить полет
мяча до того, как им овладеет
игрок, бегущий впереди, б) опередить
игрока с мячом до броска
в корзину.
14. То же, но с выполнением
ускорения за вторым мячом. Игрок
5 после взаимодействия с игроком
6 выполняет ускорение в обратном
направлении, стараясь в полете
овладеть мячом, подброшенным вверх
игроком.
15. То же, но с завершающими
бросками в корзину; а) игрок, овладев
мячом, выполняет бросок в корзину
после ведения или после обратной
передачи от второго партнера,
а затем выполняет рывок за
другим мячом. Второй мяч подбрасывают
вверх в момент броска. Овладев
мячом, игрок начинает атаку противоположной
корзины.