Скоростные способности и основы методики их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на важность развития быстроты реагирования на действия партнера или соперника, в профессиональной деятельности и спорте наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - перемещений, изменений положения тела, атак и защит в поединке и т.д.
Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.

Содержание

1. Общая характеристика понятия «двигательные способности»
1.1 Физические качества и двигательные способности.
1.2 Классификация двигательных способностей
2. Теоретические основы скоростных способностей
2.1 Понятие о скоростных способностях, их виды

2.2 Механизмы, обеспечивающие скоростные способности
2.3 Задачи развития скоростных способностей
2.4 Средства развития скоростных способностей
3. Методика развития скоростных способностей
3.1 Методы воспитания скоростных способностей
3.2 Способы измерения уровня развития скоростных способностей
3.3 Особенности методики развития скоростных способностей
3.3.1 Методика развития быстроты двигательных реакций
3.3.2 Методика развития скорости одиночного движения и частоты движения
3.3.3 Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

Введение

     Несмотря на важность развития быстроты реагирования на действия партнера или соперника, в профессиональной деятельности и спорте наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - перемещений, изменений положения тела, атак и защит в поединке и т.д.

     Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.

     Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, непрерывная предельная продолжительность которой, даже у высококвалифицированных спортсменов, не превышает 20-25 секунд. Естественно, что у менее тренированных людей эти возможности гораздо меньше.

     Скоростные способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в координационно не схожих движениях у тренированных спортсменов, как правило, не наблюдается. Небольшой перенос имеет место лишь у физически слабо подготовленных людей. Все это говорит о том, что, если необходимо повысить скорость выполнения каких-то специфических действий, то нужно тренироваться преимущественно в скорости выполнения именно этих действий.

Цель контрольной работы - рассмотреть характеристику и методику воспитания скоростных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Общая характеристика  понятия «двигательные способности»

1.1 Физические качества  и двигательные способности.

1.2 Классификация двигательных  способностей

2. Теоретические основы  скоростных способностей

2.1 Понятие о скоростных  способностях, их виды

 

2.2 Механизмы, обеспечивающие  скоростные способности

2.3 Задачи развития скоростных  способностей

2.4 Средства развития скоростных  способностей

3. Методика развития скоростных  способностей

3.1 Методы воспитания скоростных  способностей

3.2 Способы измерения уровня  развития скоростных способностей

3.3 Особенности методики  развития скоростных способностей

3.3.1 Методика развития  быстроты двигательных реакций

3.3.2 Методика развития  скорости одиночного движения  и частоты движения

3.3.3 Методика развития  комплексных форм проявления  скоростных способностей

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  понятия «двигательные способности»

1.1 Физические  качества и двигательные способности.

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято  называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря  которым возможна физическая (материально  выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Матвеев  Л.П., 1991). К основным физическим качествам  относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины  «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает  активное и направленное воздействие  на рост показателей физического  качества.

В самом общем виде двигательные способности можно понимать как  индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей (Лях В.И., 1996).

У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В  основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков (Лях В.И., 1996):

- анатомо-морфологические  особенности мозга и нервной  системы (свойства нервных процессов  - сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения  коры, степень функциональной зрелости  ее отдельных областей и др.);

- физиологические (особенности  сердечнососудистой и дыхательной  систем - максимальное потребление  кислорода, показатели периферического  кровообращения и др.);

- биологические (особенности  биологического окисления, эндокринной  регуляции, обмена веществ, энергетики  мышечного сокращения и др.);

- телесные (длина тела  и конечностей, масса тела, масса  мышечной и жировой ткани и  др.);

- хромосомные (генные) (Холодов Ж.К., 2000).

Физические способности - это комплекс морфологических и  психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

Для обозначения отдельных  сторон двигательных возможностей человека долгое время употреблялся термин «физические (двигательные) качества». Сейчас некоторые  авторы предлагают исключить его  из научного обихода в связи с  «примитивно-формалистическим содержанием  категории «физические качества»  и использовать вместо него только термин «физические способности». Тем  не менее и в обыденной речи, и в научно-методической литературе этот термин является весьма распространенным. Поэтому, очевидно, есть смысл выяснить сходство и различие этих двух понятий и уточнить типичные ситуации их применения.

Прежде всего, необходимо заметить, что категория «качество» всегда употребляется применительно  к какому-либо предмету и выражает его существенную определенность, благодаря  которой он является именно этим, а  не иным. Так, в частности, говорят  о качестве вещи, о качестве сырья, качестве продуктов питания, качестве жизни, качествах личности, качестве знаний и т.д. Именно в этом смысле нужно пользоваться данным термином и в области теории физической культуры. Следовательно, физические качества человека, как некоторые характеристики его двигательных возможностей следует  рассматривать применительно к  тем или иным формам проявления физических способностей, т.е. о них можно  судить на основе уже реализованных  способностей.

Человек обладает разнообразными способностями, которые качественно  отличаются друг от друга даже при  наличии какого-нибудь сходства между  ними. Именно это качественное своеобразие  различных физических способностей свидетельствует о его физических качествах. В быту, физическом воспитании и спорте качественные характеристики способностей человека нашли свое отражение в таких выражениях, как «сильный», «быстрый», «выносливый», «ловкий», «гибкий». Критерием для выделения этих качеств была их жизненная значимость (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

По существу, физические качества являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Возьмем, к примеру, собственно силовые  способности человека. Они проявляются  в силовых упражнениях, отличающихся высокой степенью напряжения мышц при  относительно небольшой скорости их сокращения. Собственно силовые способности  характеризуют такие силовые  качества, как «медленная сила», «жимовая сила», «статическая сила». Скоростно-силовые способности проявляются в упражнениях, которые требуют значительного напряжения мышц и высокой скорости их сокращения. Отражением развития скоростно-силовых способностей является прежде всего такое качество, как «взрывная» сила.

Вышеназванные силовые качества позволяют определять и различать  силовые способности человека в  целом. Точно так же можно выразить качественные отличия и других физических способностей. Между физическими  способностями и качествами существует многозначная связь. Одна и та же способность  может быть представлена в разных физических качествах, а разные способности  могут характеризовать только одно из них.

Таким образом, физические качества органически связаны с физическими  способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях. На уровень развития и проявления физических способностей оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы (социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, методика их развития и т.п.), а с другой - наследственные факторы («моторные» задатки), которые обусловливают специфическую реакцию организма на различные воздействия (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

 

 

 

1.2 Классификация  двигательных способностей

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и т.п.). Они  реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, например, спринтерский бег и  марафонский бег предъявляют  организму различные требования, вызывают проявление различных физических качеств.

В настоящее время экспериментально установлено, что структура каждого  физического качества очень сложна. Как правило, компоненты этой структуры  мало или совсем не связаны друг с другом. Например, компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота  движений, способность быстро набирать максимальную скорость, способность  длительное время поддерживать достигнутую  максимальную скорость. К компонентам координационных способностей (их ещё называют координацией или ловкостью) причисляют к точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях, способности к согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц и другие. Сложной структурой характеризуются и другие, раннее считавшиеся едиными качества: выносливость, сила, гибкость.

Несмотря на усилия учёных, длящиеся уже около столетия, пока не создана единая общепринятая классификация  физических (двигательных) способностей человека. Наиболее распространённой является их систематизация на два  больших класса. Кондиционные или  энергетические (в традиционном понимании  физические) способности в значительно  большей мере зависят от морфологических  факторов, биомеханических и гистологических  перестроек в мышцах и организме  в целом. Координационные способности  преимущественно обусловлены центрально-нервными влияниями (психофизиологическими  механизмами управления и регулирования). Отметим также, что ряд специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматривают и  как бы на границе двух классов (Менхин, Ю. В, 2006).

Следует различать абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели двигательных способностей. Абсолютные показатели характеризуют  уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета  их влияния друг на друга. Относительные  показатели позволяют судить о появлении  двигательных способностей с учетом этого явления. Например, к абсолютным (явным) показателям относятся скорость бега, длина прыжка, поднятый вес, длина  преодоленной дистанции и т.д. Относительными (скрытыми) показателями способностей являются, например, показатели силы человека относительно его массы, выносливость бега на длинную дистанцию с учетом скорости, показатели координационных  способностей в отношении к скоростным или скоростно-силовым возможностям конкретного индивида. Абсолютных и  относительных показателей двигательных способностей представлено довольно много. Учителя физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и относительные  показатели физических способностей детей  и юных спортсменов. Это поможет  им определить явные и скрытые  двигательные возможности в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно - координационные  или кондиционные способности, и  в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебного процесса.

Двигательные способности  делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие. Специальные  двигательные способности относятся  к однородным группам целостных  двигательных действий: бегу, акробатическим и гимнастическим упражнениям на снарядах, метательным двигательным действиям, спортивным играм. Так различают  специальную выносливость к бегу на короткие, средние и длинные  дистанции, говорят о выносливости баскетболиста, штангиста и т.п. Координационные, силовые и скоростные способности  ведут себя также неодинаково  в зависимости о того, в каких  двигательных действиях они проявляются.

Информация о работе Скоростные способности и основы методики их развития