Влияние подвижных игр с использованием бега на физическую подготовленность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Младший школьный возраст – период, когда закладываются основы здоровья, гармонического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для физического совершенствования ребенка. Однако сложившаяся система школьного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни школьников и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 5
1.1Сущность, содержание и структура физической подготовленности школьника 5
1.2.Роль и значение подвижных игр в образовательном процессе по физическому воспитанию 7
1.3 Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. 8
Глава 2. Методы и организация исследования 12
2.1. Методы исследования 12
2.2. Анализ научно-методической литературы 12
2.3. Тестирование физической подготовленности 12
2.4. Педагогический эксперимент 13
2.5. Методы математической статистики 13
2.6.Организация исследования 13
Глава 3. Исследование эффективности влияния подвижных игр на физическую подготовленность у учащихся младших классов на уроках физической культуры 14
3.1. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся контрольной группы и экспериментальной группы в начале
исследования 14
3.2. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся контрольной группы и экспериментальной группы в конце
исследования 15
3.3. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся контрольной группы 16
3.4. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся экспериментальной группы 17
Выводы 17
Практические рекомендации 19
Приложения 20
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние занятий художественной гимнастикой на физическое состояние детей 4-5 лет.docx

— 77.89 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Кафедра теории и методики физической культуры

 

 

Волошина Елена Михайловна

студентка 3 курса 3 группы

факультета физической

культуры (дневная форма обучения)

 

 

 

Курсовая работа

Влияние подвижных игр с использованием бега на физическую подготовленность младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Полещук Александр Михайлович преподаватель кафедры теории и методики физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2013

Содержание

 

Введение                                                                                                       3

Глава 1. Обзор литературы                                                                         5

1.1Сущность, содержание и  структура физической подготовленности  школьника                                                                                                    5

1.2.Роль и значение подвижных  игр в образовательном процессе  по физическому воспитанию                                                                          7

1.3 Анатомо-физиологические  особенности развития детей младшего  школьного возраста.                                                                                   8

Глава 2. Методы и организация исследования                                      12

2.1. Методы исследования                                                                       12

2.2. Анализ научно-методической литературы                                     12

2.3. Тестирование физической  подготовленности                                12

2.4. Педагогический эксперимент                                                          13

2.5. Методы математической  статистики                                              13

2.6.Организация исследования                                                               13

Глава 3. Исследование эффективности влияния подвижных игр на физическую подготовленность у учащихся младших классов на уроках физической культуры                                                                              14

3.1. Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся контрольной группы и экспериментальной группы в начале

исследования                                                                                            14

3.2. Сравнительный анализ  физической подготовленности учащихся  контрольной группы и экспериментальной  группы в конце 

исследования                                                                                            15

3.3. Сравнительный анализ  физической подготовленности учащихся  контрольной группы                                                                                16

3.4. Сравнительный анализ  физической подготовленности учащихся  экспериментальной группы                                                                    17

Выводы                                                                                              17

Практические рекомендации                                                             19

Приложения                                                                                       20

Список литературы                                                                           26

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Младший школьный возраст – период, когда закладываются основы здоровья, гармонического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для физического совершенствования ребенка. Однако сложившаяся система школьного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни школьников и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний.

 Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. [1]         

Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания. Она является спутником детства, где человека открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры - значит познать природу детства. Младший школьный возраст - наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания. [2]         

Смена ведущей деятельности - не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. [1]

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни ребёнка, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Игра - специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Прежде чем младший школьник сможет извлечь пользу из формального обучения, ему необходимо развитие самовыражения, внутреннего контроля, внимательности, корректности, готовности прийти на помощь, коллективизма, честности, бескорыстности, требовательности, критичности, доброжелательности в отношении ко всем людям. У младших школьников происходят большие изменения в их физическом, умственном, нравственном развитии. В данном возрасте более осмысленным становится процесс восприятия, повышается способность к произвольному вниманию, к выполнению логических операций, абстрактному мышлению. Большое значение для совершенствования двигательных действий имеет обучение школьников умению мысленно воспроизводить движения. Подвижные игры позволяют детям обрести эти качества. Подвижные игры и упражнения являются универсальным и незаменимым средством укрепления здоровья младших школьников и их физического воспитания. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения, свойственный человеку: ходьба, бег, прыжки, метания и т.д. С помощью игрового метода учитель может быстро создать радостную атмосферу общения, побудить у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность. При этом неверно думать, что в игровой ситуации, когда задания выполняются на игровой основе, не решаются нравственные проблемы. В подвижной игре, особенно коллективной или групповой, всегда подразумевается выполнение долга. Чувство чести, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко. [2] Актуальность проблемы определяется также низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста. [3]

Рабочая гипотеза- предполагалось, что подвижные игры с использованием бега благоприятно повлияют на физическую подготовленность учащихся младшего школьного возраста.

Объект исследования — образовательный процесс урока физической культуры и здоровья с учащимися начальной школы.

Предмет исследования — содержание комплексов подвижных игр с использованием бега и эстафет и их влияние на физическую подготовленность учащихся 2- ых классов.

Цель исследования — изучить влияние подвижных игр с использованием бега на физическую подготовленность младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблемы использования подвижных игр с использованием бега в физическом воспитании школьников.
  2. Разработать комплексы подвижных игр с использованием бега и эстафет и изучить их влияние на показатели физической подготовленности учащихся 2-ых классов.
  3. На основе анализа полученных результатов определить эффективность влияния подвижных игр с использованием бега на показатели физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста.

 

Структура и объем курсовой работы. Состоит из 27 страниц машинописного текста. Включает введение, 3 главы, выводы, практические рекомендации, приложение, список использованной литературы. Данный список насчитывает  16 наименования, ссылки на которые приведены в тексте работы.

 

Глава 1. Обзор литературы

    1. Сущность, содержание и структура физической подготовленности школьника

Физическая подготовка – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека. Различают общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка – процесс формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоническое физическое развитие человека. Задачи ОФП: 1) укрепление здоровья; 2) обеспечение всестороннего и гармонического физического развития; 3) создание основы для специальной физической подготовки. Средствами ОФП являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм человека. В частности к ним относятся: бег, ходьба на лыжах, плавание, передвижение на велосипеде, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и т. п. Разностороннее физическое развитие способствует лучшей приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды. Специальная физическая подготовка – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учётом вида его деятельности. СФП обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных для конкретного вида спорта или профессии упражнений. Видами СФП являются спортивная подготовка и профессионально-прикладная физическая подготовка. [4].

Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).Так как понятия «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность — это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Так же физическая подготовленность-это уровень развития физических качеств, навыков и умений, необходимых для успешного выполнения данного вида деятельности; отражает результат физической подготовки. [5]. Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы. [6]

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели. [7]

 

 

1.2.Роль и значение подвижных игр в образовательном процессе по физическому воспитанию

Игра - специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазания и т.д. структуру подвижных игр и взаимодействия играющих определяют и регулируют правила игры. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. [13,14].  Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия ее участников не идентичны. Уже одно предвкушение предстоящей игры вызывает у детей положительные эмоции. Вот почему, говоря о применении игр в школе, важно иметь в виду, с одной стороны, тягу детей к игре. Большие возможности, представляемые школьной программой, а с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства, плановость и систематичность применения игры в школьном коллективе, что и предопределяет ожидаемый педагогический эффект. С помощью игрового метода учитель может быстро создать радостную атмосферу общения, побудить у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность. При этом неверно думать, что в игровой ситуации, когда задания выполняются на игровой основе, не решаются нравственные проблемы. В подвижной игре, особенно коллективной или групповой, всегда подразумевается выполнение долга. Чувство чести, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко. Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством развития двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, выносливость, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения [15,16,17]. Анализ научно-методической литературы [18,19,20,21,22], многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений. Можно полагать, что использование учащимися  подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития учащихся.

Информация о работе Влияние подвижных игр с использованием бега на физическую подготовленность младших школьников