Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:11, курсовая работа
Объектом и предметом исследования является – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, методы и приёмы организации игровой деятельности старших дошкольников в целях формирования их волевых качеств.
Цель работы: исследование методов и приёмов организации подвижной игровой деятельности детей 5-6 лет в целях формирования у них воли.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ………………………….7
1.1 Специфика формирования волевых качеств, посредством проведения подвижных игр с правилами, у детей 5-6 лет …………………...……………….........7
1.2 Характеристика содержания подвижных игр с правилами и их влияние на формирование воли детей 5-6 лет……...…………………………………..……..11
1.3 Принципы использования подвижных игр с правилами для формирования волевых качеств детей 5-6 лет…………………………………………………….15
1.4 Условия, способствующие формированию воли детей 5-6 лет через подвижные игры с правилами…………………………………………………………...…17
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ…………………………………………………………………………...…22
2.1 Методика исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет…………………………………………………………22
2.2 Анализ результатов исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет………...……………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..36
В ходе игры велось наблюдение за поведением и действиями детей в разных условиях (в роли овец, в роли волка и пастуха), особое внимание уделялось сформированию волевых качеств.
Анализ проводили по схеме:
а) умеет ли ребёнок достигать цели, поставленной взрослым;
б) умеет ли самостоятельно ставить цель, и, руководствуясь ею достигать необходимый результат. Причины того, что цель не достигается;
в) умеет ли ребёнок сдерживать свои эмоции и непосредственные желания;
г) какие
волевые качества у ребёнка сформированы:
1)самостоятельность – ребёнок действует без посторонней помощи;
2) инициативность – ребёнок сам себя предлагает на какую-нибудь роль;
3) решительность - своевременно и быстро принимает и выполняет решения;
4) ответственность–ребёнок ставит цель и стремится достичь результата;
5) дисциплинированность - ребёнок строго соблюдает правила игры;
6) настойчивость–ребёнок настойчиво преследует намеченную цель;
7) выдержка–способность ребёнка подавлять импульсивные желания, сдерживать свои эмоции.
Результаты наблюдения за детьми в целях диагностики имеющихся у них волевых качеств были помещены в таблицу 2.1 (экспериментальная группа) и таблицу 2.2 (контрольная группа) (см. Приложение А)
Исходя из данных таблиц видно, что практически у всех ребят хорошо сформированы такие волевые качества как инициативность и ответственность; у большинства детей сформированы решительность и самостоятельность; не до конца сформирована настойчивость; не сформированы дисциплинированность и выдержка.
Было определено 3 уровня сформирования волевых качеств:
- высокий уровень – у ребёнка хорошо сформированы все вышеперечисленные волевые качества, либо недостаточно сформировано только одно из них;
- средний уровень – у ребёнка сформировано от трёх до пяти волевых качества;
- низкий уровень – сформировано одно или два волевых качества.
За каждое сформированное волевое качество засчитывался 1 балл, следовательно:
- высокий уровень – 6-7 баллов;
- средний уровень – 3-5 баллов;
- низкий уровень – 1-2 балла
Общий результат диагностики сформирования
у детей старшего дошкольного возраста
волевых качеств приведён в таблице 2.3
Таблица 2.3
Уровень сформирования волевых качеств | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Высокий уровень | 2 ребёнка (15 %) | 1 ребёнок (8 %) |
Средний уровень | 8 детей (62 %) | 11 детей (84 %) |
Низкий уровень | 3 ребёнка (23 %) | 1 ребёнок (8 %) |
Результаты проведения
Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой, в которой насчитывалось 13 человек. Для них была подобрана система подвижных игр с правилами, которая своей целью имела формирование волевых качеств дошкольников 5-6 лет. Подобранная система подвижных игр с правилами применялась в данной группе 3 месяца во время досуга, на физкультурных занятиях, во время прогулок. Так как некоторые подвижные игры с правилами не требовали никакого специального инвентаря и оборудования, то в тёплую погоду их можно было проводить на улице во время прогулки. Когда погода была плохая (дождь, сильный ветер), подвижные игры проводились в помещении. Организация игр предусматривала добровольное участие детей. Иногда некоторые дети наблюдали игру со стороны. Подбирались простые подвижные игры с правилами, но занимательные, в которых допускалась переменность состава участников, что помогало быстро выявлять результаты. Ребёнок мог в любой момент как войти в игру, так и выйти из неё. Подбирались игры непродолжительные. Когда для игр требовался какой-либо инвентарь, к его подготовке привлекали детей.
По желанию детей один ребёнок выбирался на роль мышки, и два ребёнка – на роль кошек, остальные дети, взявшись за руки, становились в круг. В одном месте круг «размыкался», то есть двое детей за руки не брались, образуя «ворота». Кошкам надо было догнать мышку, причём проникнуть в круг им разрешалось исключительно через «ворота», а мышке проникновение разрешалось через все прочие промежутки, образуемые детьми. Как только мышка была поймана, участники становились в круг, а на их роль выбирались другие дети.
Эта игра была детям знакома, но, несмотря на это, некоторые дети всё равно нарушали её правила. Дети, изображающие кошек, пытались проникнуть в круг через щели между детьми; другие, образовавшие круг, препятствовали мышке выбегать через проёмы между детьми.
Эта игра воспитывает выдержку, решительность, дисциплинированность.
Для проведения этой игры
Эта игра
развивает такие волевые
3. Подвижная игра с правилами «Лисица на одной ноге»
Для проведения данной
4. Подвижная игра «Кто раньше дойдёт до флажка?»
Организовывая эту игру, необходимо было провести на земле линию – отсюда начиналась игра. Напротив черты на расстоянии 25-30 шагов ставился стол, на который клался флажок. Дети делились на две команды, им предлагалось стать «на старте» и по сигналу (хлопок или звук бубна) дойти до флажка. При этом подчёркивалось, что к флажку нужно идти, а бежать не разрешается. Тот, кто побежит, будет считаться проигравшим. Остальные ребята должны были смотреть, кто из их сверстников первым поднимет флажок, и награждать победителя аплодисментами.
Цель игры – воспитание выдержки и способности управлять собой (ребёнок должен преодолеть желание бежать). Игра носит характер соревнования в скорости ходьбы. Её участники учатся оценивать действия сверстников. Контролируя других, ребёнок лучше осознаёт правила игры и таким образом приучается к самоконтролю.
5.Подвижная игра с правилами «Пустое место».
Для проведения данной игры
необходимо было выбрать
Огонь горит, вода кипит,
Тебя сегодня будут мыть,
Не буду я тебя ловить!
Дети повторяли слова. На последнем слове водящий дотрагивался до кого-нибудь из ребят. Ребёнок после слов: «Раз, два, три – беги!», начинал бежать в одну сторону, а водящий – в другую. Их задачей было оббежать круг и первым занять свободное место. Кто не успел – становился водящим. Выбирать себе в противники можно было ребёнка, который ещё не бегал.
Данная игра требовала мобилизации усилий, что способствовало овладению своим поведением. В ней были элементы соревнования, она заставляла ребёнка быть собранным, внимательным, чтобы успешно справиться с пространственно-двигательной задачей, а также не нарушать правила поведения в совместной деятельности.
6. Подвижная игра с правилами «Стоп, машина!»
Выбирался ведущий, который становился как можно дальше от игроков, к ним спиной. Игроки выстраивались в шеренгу и по сигналу ведущего, начинали движение к нему. Сигналом служило слово «старт». Задача игроков, быстрее всех добежать до ведущего и коснуться его спины. Но во время движения игроков, в любой момент, любое количество раз, ведущий мог произнести фразу «Стоп, машина!», и все игроки должны были замереть на месте. Ведущий мог обернуться и посмотреть, если он замечал, что кто-то шевелится или улыбается, тот игрок штрафовался. Он должен был отойти назад на 5 шагов или вернуться на исходную позицию (смотря на расстояние). После этого ведущий снова начинал игру и мог остановить её в любой момент. Победившим считался игрок, дотронувшийся до спины ведущего, он сам становился ведущим. Данная игра способствовала формированию таких волевых качеств как самостоятельность, выдержка, настойчивость. А умение не допускать ошибки, чтобы не получить штраф, формировало ответственность.
7. Подвижная игра с правилами «Бой петухов»
Играющие делились на две команды и становились в две шеренги одна против другой. Между ними чертился круг диаметром 2 метра. Капитаны посылали в круг по одному «петуху». «Петухи» становились в круг на одной ноге, другую подгибали, руки держали за спиной. По сигналу «петухи» старались вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удавалось – получал очко для своей команды. Когда все «петухи» уже приняли участие в игре, подсчитывали очки. Выигрывала команда, получившая больше очков.
С помощью таких игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность, ответственность, инициативность. Условия создавались такие, при которых ребёнок мог оценивать поведение участников игры и своё собственное. Если в начале игры дети были нерешительны, сомневались в своих действиях, то под конец игры их поведение было противоположным. При проведении данных игр постоянно использовался личностный подход к детям. Например, выбирая водящего, не обделялись вниманием дети замкнутые, стеснительные. Дети, у которых были проблемы с дисциплиной, приучались к точному выполнению условий и правил игры. Нерешительные дети ставились в ходе игры в такие условия, где им приходилось быстро принимать решения.
Для эффективности проведения
данной системы игр,
В данной системе подвижных игр с правилами дошкольникам создавались такие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очерёдность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Участие детей в предложенных играх способствовало их самоутверждению, развивало настойчивость, стремление к успеху.
На третьем этапе –
Информация о работе Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет