Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Объектом и предметом исследования является – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, методы и приёмы организации игровой деятельности старших дошкольников в целях формирования их волевых качеств.

Цель работы: исследование методов и приёмов организации подвижной игровой деятельности детей 5-6 лет в целях формирования у них воли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ………………………….7

1.1 Специфика формирования волевых качеств, посредством проведения подвижных игр с правилами, у детей 5-6 лет …………………...……………….........7

1.2 Характеристика содержания подвижных игр с правилами и их влияние на формирование воли детей 5-6 лет……...…………………………………..……..11

1.3 Принципы использования подвижных игр с правилами для формирования волевых качеств детей 5-6 лет…………………………………………………….15

1.4 Условия, способствующие формированию воли детей 5-6 лет через подвижные игры с правилами…………………………………………………………...…17

ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ…………………………………………………………………………...…22

2.1 Методика исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет…………………………………………………………22

2.2 Анализ результатов исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет………...……………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..36

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальность данной темы состоит в том.docx

— 97.97 Кб (Скачать файл)

     В ходе игры велось наблюдение  за поведением и действиями  детей в разных условиях (в роли овец, в роли волка и пастуха), особое внимание уделялось сформированию волевых качеств.

     Анализ проводили по схеме:

а) умеет ли ребёнок достигать цели, поставленной взрослым;

б) умеет ли самостоятельно ставить цель, и, руководствуясь ею достигать необходимый результат. Причины того, что цель не достигается;

в) умеет ли ребёнок сдерживать свои эмоции и непосредственные желания;

г) какие волевые качества у ребёнка сформированы: 

1)самостоятельность – ребёнок действует без посторонней помощи;

2) инициативность – ребёнок сам себя предлагает на какую-нибудь роль;

3) решительность - своевременно и быстро принимает и выполняет решения;

4) ответственность–ребёнок ставит цель и стремится достичь результата;

5) дисциплинированность - ребёнок строго соблюдает правила игры;

6) настойчивость–ребёнок настойчиво преследует намеченную цель;

7) выдержка–способность ребёнка подавлять импульсивные желания, сдерживать свои эмоции.

     Результаты наблюдения за детьми в целях диагностики имеющихся у них волевых качеств были помещены в таблицу 2.1 (экспериментальная группа) и таблицу 2.2 (контрольная группа) (см. Приложение А)

     Исходя из данных таблиц видно, что практически у всех ребят хорошо сформированы такие волевые качества как инициативность и ответственность; у большинства детей сформированы решительность и самостоятельность; не до конца сформирована настойчивость; не сформированы дисциплинированность и выдержка.

     Было определено 3 уровня сформирования волевых качеств:

- высокий уровень – у ребёнка хорошо сформированы все вышеперечисленные волевые качества, либо недостаточно сформировано только одно из них;

- средний уровень – у ребёнка сформировано от трёх до пяти волевых качества;

- низкий уровень – сформировано одно или два волевых качества.

     За каждое сформированное волевое качество засчитывался 1 балл, следовательно:

- высокий  уровень – 6-7 баллов;

- средний  уровень – 3-5 баллов;

- низкий уровень – 1-2 балла

     Общий результат диагностики сформирования у детей старшего дошкольного возраста волевых качеств приведён в таблице 2.3 
 

Таблица 2.3

Уровень сформирования волевых качеств Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень 2 ребёнка (15 %) 1 ребёнок (8 %)
Средний уровень 8 детей (62 %) 11 детей (84 %)
Низкий  уровень 3 ребёнка (23 %) 1 ребёнок (8 %)
 

     Результаты проведения диагностики  свидетельствуют о необходимости проведения работы, направленной на формирование волевых качеств детей в данной старшей группе.

     Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой, в которой насчитывалось 13 человек. Для них была подобрана система подвижных игр с правилами, которая своей целью имела формирование волевых качеств дошкольников 5-6 лет. Подобранная система подвижных игр с правилами применялась в данной группе 3 месяца во время досуга, на физкультурных занятиях, во время прогулок. Так как некоторые подвижные игры с правилами не требовали никакого специального инвентаря и оборудования, то в тёплую погоду их можно было проводить на улице во время прогулки. Когда погода была плохая (дождь, сильный ветер), подвижные игры проводились в помещении. Организация игр предусматривала добровольное участие детей. Иногда некоторые дети наблюдали игру со стороны. Подбирались простые подвижные игры с правилами, но занимательные, в которых допускалась переменность состава участников, что помогало быстро выявлять результаты. Ребёнок мог в любой момент как войти в игру, так и выйти из неё.  Подбирались игры непродолжительные. Когда для игр требовался какой-либо инвентарь, к его подготовке привлекали детей.   

  1. Подвижная игра с правилами «Кошки и мышки»

По желанию  детей один ребёнок выбирался  на роль мышки, и два ребёнка –  на роль кошек, остальные дети, взявшись за руки, становились в круг. В одном месте круг «размыкался», то есть двое детей за руки не брались, образуя «ворота». Кошкам надо было догнать мышку, причём проникнуть в круг им разрешалось исключительно через «ворота», а мышке проникновение разрешалось через все прочие промежутки, образуемые детьми. Как только мышка была поймана, участники становились в круг, а на их роль выбирались другие дети.

Эта игра была детям знакома, но, несмотря на это, некоторые дети всё равно нарушали её правила. Дети, изображающие кошек, пытались проникнуть в круг через щели между детьми; другие, образовавшие круг, препятствовали мышке выбегать через проёмы между детьми.

Эта игра воспитывает выдержку, решительность, дисциплинированность.

  1. Подвижная игра с правилами «Третий лишний»

     Для проведения этой игры детям  необходимо было образовать пары и стать в круг, причем один ребёнок должен был становиться в круг лицом, а другой становился за его спину. Одна пара выбиралась ведущей – один из пары бежал, другой – догонял. Бегать должны были по внешнему кругу. Тот, кто убегал, имел возможность спастись от погони, встав к любой паре третьим. Вставать нужно было перед первым игроком пары, тогда стоящий у него за спиной оказывался третьим-лишним и должен был убегать от погони. Тот, кого догнали и коснулись, сам должен был догонять.

Эта игра развивает такие волевые качества, как выдержку, настойчивость, ответственность и дисциплинированность.

     3. Подвижная игра с правилами «Лисица на одной ноге»

     Для проведения данной подвижной  игры необходимо было снабдить  всех детей жгутами. Один ребёнок  выбирался лисой. В одном из  уголков места, выбранного для игры, устраивали так называемую «норку», куда должна была прятаться лиса. По данному сигналу дети бросались бегом по двору, а лиса, снабжённая жгутом, должна была выйти из своей норы и бросаться вслед за бегущими, прыгая на одной ноге и стараясь попасть в одного из них жгутом. В том случае, когда ей это удавалось, она присоединялась к остальным детям, а потерпевший становился лисой. Если же она промахнулась, то есть брошенный ею жгут никого не задел, она должна была быстро шмыгнуть в норку, чтобы избежать ударов жгута направленных на неё других участников игры. Главным условием игры являются прыжки лисы на одной ноге, некоторые дети его нарушали. Игра воспитывала такие волевые качества как выдержку, настойчивость, сдержанность, дисциплинированность.

     4. Подвижная игра «Кто раньше дойдёт до флажка?»

     Организовывая эту игру, необходимо было провести на земле линию – отсюда начиналась игра. Напротив черты на расстоянии 25-30 шагов ставился стол, на который клался флажок. Дети делились на две команды, им предлагалось стать «на старте» и по сигналу (хлопок или звук бубна) дойти до флажка. При этом подчёркивалось, что к флажку нужно идти, а бежать не разрешается. Тот, кто побежит, будет считаться проигравшим. Остальные ребята должны были смотреть, кто из их сверстников первым поднимет флажок, и награждать победителя аплодисментами.

    Цель игры – воспитание выдержки и способности управлять собой (ребёнок должен преодолеть желание бежать). Игра носит характер соревнования в скорости ходьбы. Её участники учатся оценивать действия сверстников. Контролируя других, ребёнок лучше осознаёт правила игры и таким образом приучается к самоконтролю.

    5.Подвижная игра с правилами «Пустое место».

     Для проведения данной игры  необходимо было выбрать водящего. Далее детям предлагалось стать в круг лицом внутрь круга. Водящий, находясь за кругом, обходил его и приговаривал:

     Огонь горит, вода кипит,

     Тебя сегодня будут мыть,

     Не буду я тебя ловить!

Дети  повторяли слова. На последнем слове водящий дотрагивался до кого-нибудь из ребят. Ребёнок после слов: «Раз, два, три – беги!», начинал бежать в одну сторону, а водящий – в другую. Их задачей было оббежать круг и первым занять свободное место. Кто не успел – становился водящим. Выбирать себе в противники можно было ребёнка, который ещё не бегал.

     Данная игра требовала мобилизации усилий, что способствовало овладению своим поведением. В ней были элементы соревнования, она заставляла ребёнка быть собранным, внимательным, чтобы успешно справиться с пространственно-двигательной задачей, а также не нарушать правила поведения в совместной деятельности.

    6. Подвижная  игра с правилами «Стоп, машина!»

Выбирался ведущий, который становился как  можно дальше от игроков, к ним  спиной. Игроки выстраивались в шеренгу и по сигналу ведущего, начинали движение к нему. Сигналом служило слово «старт». Задача игроков, быстрее всех добежать до ведущего и коснуться его спины. Но во время движения игроков, в любой момент, любое количество раз, ведущий мог произнести фразу «Стоп, машина!», и все игроки должны были замереть на месте. Ведущий мог обернуться и посмотреть, если он замечал, что кто-то шевелится или улыбается, тот игрок штрафовался. Он должен был отойти назад на 5 шагов или вернуться на исходную позицию (смотря на расстояние). После этого ведущий снова начинал игру и мог остановить её в любой момент. Победившим считался игрок, дотронувшийся до спины ведущего, он сам становился ведущим. Данная игра способствовала формированию таких волевых качеств как самостоятельность, выдержка, настойчивость. А умение не допускать ошибки, чтобы не получить штраф,  формировало ответственность.

    7. Подвижная  игра с правилами «Бой петухов»

Играющие  делились на две команды и становились  в две шеренги одна    против другой. Между ними чертился круг диаметром 2 метра. Капитаны посылали в круг по одному «петуху». «Петухи» становились в круг на одной ноге, другую подгибали, руки держали за спиной. По сигналу «петухи» старались вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удавалось – получал очко для своей команды. Когда все «петухи» уже приняли участие в игре, подсчитывали очки. Выигрывала команда, получившая больше очков.

     С помощью таких игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность, ответственность, инициативность. Условия создавались такие, при которых ребёнок мог оценивать поведение участников игры и своё собственное. Если в начале игры дети были нерешительны, сомневались в своих действиях, то под конец игры их поведение было противоположным. При проведении данных игр постоянно использовался личностный подход к детям. Например, выбирая водящего, не обделялись вниманием дети замкнутые, стеснительные. Дети, у которых были проблемы с дисциплиной, приучались к точному выполнению условий и правил игры. Нерешительные дети ставились в ходе игры в такие условия, где им приходилось быстро принимать решения.

     Для эффективности проведения  данной системы игр, привлекались  родители дошкольников. Во-первых, в  группах постоянно вывешивались  информационные листки о пользе проведения подвижных игр с целью формирования морально-волевых качеств дошкольников. Во-вторых, в дошкольном учреждении проводился «День открытых дверей», где родители имели возможность не только посетить группу, где занимался их ребёнок, но и поучаствовать в подвижных играх с правилами вместе с детьми. Проводились соревнования для родителей, где родители выступали примером для своих детей, показывая им как нужно действовать в тех или иных ситуациях.

     В данной системе подвижных  игр с правилами дошкольникам создавались такие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очерёдность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Участие детей в предложенных играх способствовало их самоутверждению, развивало настойчивость, стремление к успеху.

     На третьем этапе – контрольном  эксперименте была поставлена цель выявить динамику проведённой работы по формированию волевых качеств дошкольников 5-6 лет посредством подвижных игр с правилами.

Информация о работе Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет