Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:11, курсовая работа
Объектом и предметом исследования является – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, методы и приёмы организации игровой деятельности старших дошкольников в целях формирования их волевых качеств.
Цель работы: исследование методов и приёмов организации подвижной игровой деятельности детей 5-6 лет в целях формирования у них воли.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ………………………….7
1.1 Специфика формирования волевых качеств, посредством проведения подвижных игр с правилами, у детей 5-6 лет …………………...……………….........7
1.2 Характеристика содержания подвижных игр с правилами и их влияние на формирование воли детей 5-6 лет……...…………………………………..……..11
1.3 Принципы использования подвижных игр с правилами для формирования волевых качеств детей 5-6 лет…………………………………………………….15
1.4 Условия, способствующие формированию воли детей 5-6 лет через подвижные игры с правилами…………………………………………………………...…17
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ…………………………………………………………………………...…22
2.1 Методика исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет…………………………………………………………22
2.2 Анализ результатов исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет………...……………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..36
- решительность – отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь;
- настойчивость
– стремление достичь
- выдержка – отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, хладнокровие;
- ответственность – способность отвечать за свои поступки, осознавать своё поведение.
Наиболее успешное решение задач формирования волевых качеств дошкольников 5-6 лет может быть достигнуто путём использования подвижных игр с правилами на физкультурных занятиях. Часть подвижных игр с правилами организуется взрослыми, остальные используются детьми в свободной самостоятельной деятельности. Детей необходимо знакомить с новыми подвижными играми, разучивая по 3-4 игры в месяц. Каждая новая подвижная игра с правилами повторяется в месяц по 4-5 раз, в зависимости от сложности, что позволяет детям усвоить правила данной игры и не потерять к ней интерес. Организовываются и знакомые детям подвижные игры с правилами. В них можно предложить детям изменить правила, усложнив их. В ряде подвижных игр с правилами от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий.
Воспитанию выносливости
Организуя подвижные игры с правилами, с детьми старшего дошкольного возраста ведётся воспитательная работа. У детей воспитывается привычка подчиняться капитану команды, играть дружно и уважать членов команды соперников. Воспитывается интерес к преодолению трудностей, препятствий на пути к достижению намеченной цели.
Таким образом, овладение
При этом важно сотрудничество родителей с педагогами дошкольного учреждения по вопросам формирования воли у детей старшего дошкольного возраста. Дети быстро овладевают «языком чувств», который является составляющей культуры общения, поэтому при необходимости педагог должен инициировать коррекцию семейного общения, рекомендуя разные формы совместной деятельности детей и родителей.
Вывод.
В дошкольных учреждениях посредством
проведения подвижных игр с правилами
можно не только развивать детей физически,
но и формировать у них личностные качества.
Особенно детям 5-6 лет важно уделить внимание,
так как у них в этом возрасте закладывается
характер, формируются нравственно-волевые
черты.
1.2 Характеристика
содержания подвижных
игр с правилами
и их влияние
на формирование
воли детей 5-6 лет
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержания, простота и занимательность.
Содержание игр определяется движениями, которые входят в её состав: бег, прыжки, лазанье и т.д.
Подвижные игры с правилами
подбираются не только с
Правила в подвижных играх выполняют организующую роль: ими определяются её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
Подвижные игры с правилами – сознательная, активная деятельность ребёнка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
По определению П.Ф.Лесгафта, игра
является упражнением,
Специфика подвижных игр с правилами состоит в молниеносной ответной реакции ребёнка на сигналы «Лови!», «Беги!», «Стой!».
Подвижные игры с правилами
– это двигательная
В рамках действий по правилам
остаётся достаточный простор
для личной инициативы детей.
Правила игр приучают к
Играющие должны строго и
Одна из характерных особенностей подвижных игр с правилами - стремление к результату. Ребёнок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, однако особый эмоциональный подъём вызывает достижение реального, наглядного положительного результата – выигрыша. Подвижные игры с правилами предлагают детям 5-6 лет решать индивидуальную двигательную задачу, вступая во взаимоотношения с другими играющими, учитывать их поведение.
Подвижная игра с правилами связана с выполнением основных движений, но не может быть средством их разучивания.
Отмечая назначение подвижных игр с правилами в физическом образовании П.Ф. Лесгафт подчёркивал, что игры должны состоять главным образом из тех действий, которые усваиваются при систематическом обучении. Подвижные игры для дошкольников старшего возраста включают разнообразные основные движения: быстрый бег, бег с увёртыванием, подлезание, прыжки в длину, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания подвижную игру с правилами используют для укрепления двигательных навыков, сформированных на занятиях в специально подобранных упражнениях, и для их совершенствования, для получения более интенсивной функциональной нагрузки с целью укрепления и развития внутренних органов, воспитания физических, морально-волевых и интеллектуальных качеств.
Подвижные игры с правилами
оказывают благоприятное
Чтобы действовать в соответствии с условиями и правилами подвижных игр, ребёнок должен менять своё поведение, а это требует применения ранее выработанного стереотипа в новых условиях, его изменения, приспособления к окружающей обстановке.
Подвижные игры с правилами являются эффективным способом воспитания выдержки, что особенно важно для дошкольников 5-6 лет, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.
В подвижных играх с правилами,
В старшем дошкольном возрасте
появляется возможность
Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Становятся доступным подвижные игры с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, футбол и др. Целесообразно продолжать разучивать подвижные игры как своего, так и других народов.
Вывод.
При формировании волевых качеств детей
старшего дошкольного возраста 5-6 лет
целесообразно использовать подвижные
игры с правилами, так как данные игры
имеют яркий сюжет, эмоциональную раскраску,
конечную цель действий, в них ребёнок
может удовлетворить свои потребности
в движениях, реализовать свой творческий
потенциал.
1.3 Принципы использования
подвижных игр
с правилами для
формирования волевых
качеств детей
5-6 лет
Для того, чтобы подвижные игры с правилами были правильно организованы и имели своей целью воспитать волевые качества детей 5-6 лет, ими необходимо руководить. Руководство подвижных игр с правилами заключается в следующем: подбирая подвижную игру с правилами, воспитатель должен учитывать соответствие её характера требуемой двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Воспитатель должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допускать избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и переутомления.
Старших дошкольников
При проведении подвижных игр с правилами эффективным будет использование методики, включающей в себя следующие разработки:
- выбор темы;
- сбор детей на игру;
- создание интереса;
- объяснение правил игры;
- распределение ролей;
- руководство ходом игры;
- подведение итогов
Тема подвижных игр с правилами отбирается в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями, состоянием здоровья, подготовленностью детей. Принимается во внимание место проведения подвижных игр, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Учитываются степень организованности детей, их дисциплинированность.
Собирать детей можно
Для создания интереса к
Объяснение правил подвижной
игры должны происходить при
правильном размещении детей,
чтобы всем было видно
Информация о работе Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет