Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:11, курсовая работа
Объектом и предметом исследования является – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, методы и приёмы организации игровой деятельности старших дошкольников в целях формирования их волевых качеств.
Цель работы: исследование методов и приёмов организации подвижной игровой деятельности детей 5-6 лет в целях формирования у них воли.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ………………………….7
1.1 Специфика формирования волевых качеств, посредством проведения подвижных игр с правилами, у детей 5-6 лет …………………...……………….........7
1.2 Характеристика содержания подвижных игр с правилами и их влияние на формирование воли детей 5-6 лет……...…………………………………..……..11
1.3 Принципы использования подвижных игр с правилами для формирования волевых качеств детей 5-6 лет…………………………………………………….15
1.4 Условия, способствующие формированию воли детей 5-6 лет через подвижные игры с правилами…………………………………………………………...…17
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ…………………………………………………………………………...…22
2.1 Методика исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет…………………………………………………………22
2.2 Анализ результатов исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет………...……………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..36
В контрольной части
Динамика проведённой работы
была выявлена в ходе
Критерии использовались те же, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты исследования поместили в таблицу 2.4 (экспериментальная группа) и таблицу 2.5 (контрольная группа) (см. Приложение Б)
За каждое
сформированное волевое качество засчитывался
1 балл. Общие результаты выявления
динамики уровня сформирования волевых
качеств поместили в таблицу2.6
Таблица2.6
Уровень сформирования волевых качеств | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Высокий уровень | 4 ребёнка (30 %) | 2 ребёнка (15 %) |
Средний уровень | 8 детей (62 %) | 10 детей (77 %) |
Низкий уровень | 1 ребёнок (8 %) | 1 ребёнок (8 %) |
Из таблицы видно, что в
2.2
Анализ результатов
исследования влияния
подвижных игр
с правилами на формирование
воли детей 5-6 лет
Используя в течение трёх месяцев в ДУ № 4 г. Микашевичи приведённую выше систему подвижных игр с правилами в целях формирования волевых качеств детей старшей группы (5-6 лет), и проведя педагогический эксперимент, состоящий из трёх этапов, необходимо было подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу о том, что воспитание волевых качеств у детей 5-6 лет более эффективно, если: постоянно проводить коллективные подвижные игры с правилами; учитывать личностный подход к каждому ребёнку; приобщать родителей к сотрудничеству в данном вопросе.
На контрольном этапе эксперимента выявилось, что в экспериментальной группе произошло изменение показателей: низкий уровень снизился с 23 % до 8 % - динамика снижения составляет 15 %, средний уровень остался без изменений, высокий уровень повысился с 15 % до 30 % - динамика роста составляет 15 %; а именно - двое детей повысили уровень сформирования своих волевых качеств с низкого до среднего и двое детей повысили уровень сформирования своих волевых качеств со среднего до высокого. Помимо это, изучив таблицу 4, можно видеть, что у детей со средним уровнем сформирования волевых качеств тоже произошла динамика роста, так более развиты стали такие качества как самостоятельность и настойчивость, улучшились результаты формирования дисциплинированности и выдержки, а также дети стали больше проявлять инициативу.
За это время в контрольной
группе лишь один ребёнок
Изучив вышеприведённые
Изучив данные и проведя сравнительный
анализ, можно сделать соответствующие
выводы: разработанная система проведения
подвижных игр с правилами является эффективной
для формирования волевых качеств детей
старшего дошкольного возраста. Её можно
применять в дошкольных учреждениях с
детьми 5-6 лет для улучшения показателей
развития волевых проявлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Актуальность
проблем, связанных с волевым
воспитанием детей старшего
2) Главная
задача волевого воспитания –
сформировать у ребёнка
3) Формирование воли – целенаправленный процесс, способствующий осознанию и саморегуляции своего поведения в обществе, семье, в любых жизненных ситуациях.
4) Своеобразие
волевого воспитания детей
5) Волевые
качества личности детей 5-6 лет
особенно эффективно
6) Данные, полученные на констатирующем этапе, свидетельствовали о том, что у многих детей такие волевые качества как дисциплинированность, ответственность, выдержка не были сформированы. Это указывало на необходимость проведения работы по формированию воли в данной возрастной группе. На формирующем этапе эксперимента посредством использования определённых подвижных игр с правилами формировались недостающие волевые качества у детей. Контрольный этап эксперимента показал, что в экспериментальной группе произошло изменение показателей в лучшую сторону: низкий уровень уменьшился на 15 %, средний уровень остался без изменений, высокий уровень увеличился на 15 %.
Таким образом, правильно
Для достижения ещё большего эффекта, к играм привлекались родители, им предоставлялась вся необходимая информация о развитии воли у детей, предлагалось играть в подвижные игры с правилами с детьми дома, особо уделяя внимание тем волевым качествам, которые наименее развиты у их ребёнка. Родителям были даны рекомендации своим поведением подавать детям пример, учить их культуре поведения, ответственности, дисциплинированности, давать детям возможность самостоятельно что-либо делать.
Большое внимание было уделено
индивидуальным качествам
Таким образом, гипотеза, что для того, чтобы наиболее эффективно происходило формирование и развитие волевых качеств необходимо:
- активно
использовать предложенную
- использовать подвижные игры с правилами, учитывая личностные качества дошкольника;
- взаимодействие
педагогов и родителей по
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова Н.И., Т.И. Шульга Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «нерешаемая задача»/ Н.И. Александрова, Т.И. Шульга// Вопросы психологии. – 1987. - № 6. – 130-132 с.
2.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т./ Под ред. А.В. Бодалева. – М.: Педагогика, 1980. т.1.- с. 230; т. 2- с.287/ Под ред. А.В. Бодалева.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./Н.П. Аникеева.- М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
4. Богуславская З.М., Е.О. Смирнова Развивающие игры для детей мл. дошк. возраста/ кн. для восп. д/с / Под ред. Л.А. Соколовой. – М.: «Просвещение» 1991. – 53-54, 59-60 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: под ред. Д.И. Фельдштейна./ Л.И. Божович. – М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.
6.Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?/ Н.Ф. Виноградова.// Начальная школа.- 2001.- № 9 – 10-13 с.
7. Валлон А., Психическое развитие ребёнка./ А. Валлон.- М.: Просвещение, 1967.- 195 с.
8. Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива: Межвузовский сборник науч. трудов/ Отв. ред. В.Г. Хроменик. – Рязань: Рязанский государственный педагогический институт, 2002. – 122 с.
9. Гельфан Е.М., С.А. Шмаков От игры к самовоспитанию./ Е.М. Гельфан, С.А. Шмаков. – М.: Педагогика, 1971. – 104 с.
10. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 4-6 классов. Кн. для учителя/ Е.М. Геллер. – М.: ФиС, 1985. – 288 с.
11. Глязер С.В., Зимние игры и развлечения/ С.В. Глязер. – М.: ФиС, 1972. – 324 с.
12. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебн. для студ. пед. ВУЗов/ М.Н. Жуков- М.: «Академия», 2000. – 160 с.
13. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов/ М.А. Калугин, Н.В. Новоторцева //Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2000. – 224 с.
14. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 2./Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 с.496
15. Панкеев И.А. Русские народные игры /И.А. Панкеев.–М.:Яуза,1998.–240с.
16. Петров В.М. Весенние праздники игры и забавы для детей/ В.М. Петров, Г.И. Гришина, Л.Д. Короткова. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 144 с.
17. Богуславская З.М., Е.О. Смирнова Развивающие игры для детей мл. дошк. возраста/ кн. для восп. д/с / Под ред. Л.А. Соколовой. – М.: «Просвещение» 1991. – 53-54, 59-60 с.
18. Пичугин С.С. Народные игры в организации динамической паузы/ С.С. Пичугин// Начальная школа. -2005. № 8 – 71-75 с.
19. Развитие личности ребёнка / Под ред. Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2003 – 640 с.
20. Развитие личности ребёнка./ Под ред. А.М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. – 272 с.
21. Сивакова Л.В. От игры к спорту – один шаг/ Л.В. Сивакова// Начальная школа. – 2007. - № 2. – 61-63 с.
22. Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно./А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1981. – 144 с.
23. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка – 2-е изд., испр. – М.: издательский центр «Академия», 2006.–368 с.
24. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника./ в.а. Сухомлинский. – М.: Политиздат, 1946. – 590 с.
25. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Диагностика
экспериментальной группы детей старшего
дошкольного возраста (5-6 лет) на констатирующем
этапе:
Таблица 2.1
№ п/п | Имя ребёнка | Волевые качества | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. | Женя Л. | - | + | + | + | + | - | - |
2. | Алина Ц. | - | - | - | + | - | - | + |
3. | Сергей Н. | - | + | + | - | + | + | - |
4. | Полина Б. | + | + | - | + | + | - | + |
5. | Ксения К. | - | - | - | - | - | + | - |
6. | Анна К. | - | + | - | - | - | - | - |
7. | Стас Д. | + | + | + | + | - | + | + |
8. | Алина Д. | + | - | + | + | - | - | - |
9. | Ренат Я. | + | + | - | + | - | - | + |
10. | Юлия Ш. | - | + | - | + | - | + | - |
11 | Егор Л. | + | + | + | + | - | + | - |
12. | Саша Т. | - | + | + | - | + | - | + |
13. | Варвара С. | + | - | + | + | + | + | + |
Информация о работе Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет