Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:30, курсовая работа
Физическая подготовка военнослужащих является важной частью боевой подготовки, воинского обучения и воспитания всего личного состава
Целью физической подготовки является обеспечение физической готовности военнослужащих к овладению оружием и боевой техникой, эффективному их использованию в бою, стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов боевой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ 5
1.1. Сущность и значение физической культуры 5
1.2. Цель, задачи и содержание физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил 8
1.3. Организация физической подготовки в Вооруженных Силах 13
1.4. Специальная направленность физической подготовки в видах Вооруженных Сил 17
Глава 2. ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ 19
2.1. Организация и проведение учебных занятий 19
2.2. Комплексные занятия 26
2.3. Организация и проведение утренней физической зарядки 27
2.4. Организация и проведение спортивно-массовой работы 27
2.5. Организация и проведение физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности 34
2.6. Организация и проведение самостоятельной физической тренировки 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Физическая подготовка военнослужащих является важной частью боевой подготовки, воинского обучения и воспитания всего личного состава
Целью физической подготовки является обеспечение физической готовности военнослужащих к овладению оружием и боевой техникой, эффективному их использованию в бою, стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов боевой деятельности.
Физическая подготовка как предмет обучения организуется и проводится в следующих формах: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, спортивно-массовая работа, физическая подготовка в процессе учебно-боевой деятельности и индивидуальная (или самостоятельная) физическая тренировка.
Сегодня мы вряд ли найдем образованного человека, который отрицал бы важную роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах и самостоятельно физической культурой независимо от возраста занимаются миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «...становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия, условием и неотъемлемой частью гармоничной и полноценной жизни».
В наши дни вес больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и тонко скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психофизиологическим возможностям человека, к его сенсорной выносливости, к некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются к представителям тех профессий, деятельность которых требует высокого уровня физической готовности. Это, прежде всего, военнослужащие Вооруженных Сил, пограничники и сотрудники правоохранительных органов. Одним из главных условий их продуктивной трудовой деятельности является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессионально-прикладных физических качеств.
Сегодня под термином «профессионально-прикладная физическая подготовка» понимается направленный процесс формирования необходимого арсенала двигательных умений и навыков, гармоничного развития физических качеств и связанных с ними способностей, от которых зависят эффективность трудовой деятельности, достижение высокой физической и умственной работоспособности, сохранение здоровья и творческое долголетие трудящихся. Основу такой подготовки, на которой, собственно, и строится решение специфических прикладных двигательных задач, будет составлять общая физическая подготовка (ОФП), т. е. процесс развития физических качеств.
Все вышесказанное говорит об актуальности
темы курсовой работы. Ее основная цель
заключается в выявлении
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- показать сущность и значение физической культуры;
- изучить цель, задачи и содержание физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил;
- охарактеризовать специальную направленность физической подготовки в видах Вооруженных Сил;
- проанализировать формы
Объект курсовой работы – физкультурно-спортивная деятельность, предмет – организация и содержание физкультурно-спортивной деятельности в вооруженных силах.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования.
Физическая культура, несмотря на ее многообразие, построена на одних и тех же базовых принципах, где бы и в каком виде мы ее ни встречали. Именно поэтому появление всякой сколько-нибудь новой информации о ней должно быть предъявлено и осмыслено. Это позволит в дальнейшем избежать упрощений и необъективности в оценке значимости физической культуры как со стороны ее участников, так и со стороны наблюдателей. Хотя значение физической культуры в жизни человека должны осознавать все здравомыслящие люди [1, С. 18].
Известно, что главной целью физической культуры является формирование личности человека. Эта цель рождалась и развивалась через научную мысль в педагогике, психологии, теории физической культуры, философии и других науках. В период реформирования системы образования физическая культура претерпевает изменения своей содержательной стороны в плане ее востребованности и актуальности.
В ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об образовании» среди принципов государственной политики в этой области выдвигается приоритет жизни и здоровья человека. Ст. 51 этого же закона предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
В настоящее время в Республике Беларусь правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, олимпийского движения определены Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 18 июня 1993 г. N 2445-XII.
Рассматривая значение физической культуры в жизни человека, Виленский М.Я. и Беляева В.А. (1985) отмечают, что единство физического и интеллектуального прослеживается на всем жизненном пути человека. Если оно оптимально, то человек достигает значительных высот в своем развитии. Если же этого не наблюдается и развитие умственных способностей идет в отрыве от совершенствования физических способностей либо физическое развитие намного опережает умственное, то общество несет издержки, так как всестороннего развития личности не происходит [3, с. 17].
Физическая культура личности имеет свои проявления в повседневной деятельности, в отношениях, в поведении, в образе жизни, труде, влияет на освоение человеком культурных ценностей. В основе физической культуры личности лежит органическое единство знаний, убеждений в возможности их практического использования и непосредственная деятельность по их реализации. Повседневные практические занятия являются одним из основных показателей физической культуры личности [3]. Человек является гармонично развитой личностью, если у него тесно взаимосвязаны показатели общей культуры и культуры физической.
Бальсевич В.К. (1988), рассматривая проблему физической активности человека, выделяет две основные группы ценностей в физической культуре — общественную и личную [2, с. 37].
К общественной группе ценностей относятся:
общий уровень знаний о методах
и средствах физического
общий научно-технологический
накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи;
опыт организации физической активности;
общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих ее популярность в обществе, уровень активности общества в сфере физической культуры (деятельность государственных и общественных институтов, деятельность политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная).
Раскрывая содержание физической культуры личности, Бальсевич В.К. выделяет в ее структуре три основные составляющие: знания (физкультурная образованность), двигательные достижения и мотивацию двигательной активности.
Все перечисленные элементы системы физической культуры личности имеют тесную взаимосвязь и определяют содержание физического воспитания. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи, подготовленная в 1989 году инициативной группой под руководством Виленского М.Я. и Виноградова П.А. [4], ориентировала систему образования, педагогов на новый целевой подход к физическому образованию личности — ее физическую культуру. Целевая установка в физическом воспитании детей и учащейся молодежи определялась:
требованиями современного этапа развития общества и системы образования к формированию личности;
необходимостью единства и преемственности физического воспитания на всех ступенях системы образования;
возможностью ее конкретизации
в критериях эффективности
Интегральной целью
Эта концепция внесла коррективы в инновационное содержание государственных программ по физической культуре (1996 г. — Лубышева Л.И., Грузных Г.М.; 1994 г. — Виленский М.Я., Ильинич В.И., Масляков В.А., Щербаков В.Г.; 2000 г. — Ильинич В.И., Евелев Ю.Л.), а также видоизменила и социально конкретизировала принципы физического воспитания, что соответствует цели развития физической культуры личности и общества в целом.
Лубышева Л.И. (1991—1993) рассматривает задачи воспитания физической культуры шире и многообразнее: «Имея богатый арсенал средств для решения проблем жизненно важного и практического значения, физическое воспитание включает в себя социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание. Раньше же оно рассматривалось лишь только как телесное развитие» [19, с. 51]. Таким образом, физическое воспитание преследует более широкие цели: воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры — и представляется педагогическим процессом формирования физической культуры личности [9].
Не возникает сомнения в том, что только здоровый человек, оптимистически настроенный, психологически устойчивый, с высоким уровнем умственной и физической работоспособности может активно жить, успешно преодолевать различные трудности и приносить пользу обществу.
Значение физической подготовки в системе обучения и воспитания войск, ее задачи, средства, формы и методы впервые были изложены в Программе физической подготовки Красной Армии, утвержденной в 1922 году. Учебные занятия рекомендовалось проводить по гимнастике, лыжной подготовке, владению холодным оружием, плаванию, гребле, способам защиты и нападения без оружия и играм. Однако на деле в то время в войсках обязательными были лишь игра в футбол и гимнастика.
Программы по физической подготовке с течением времени менялись, адаптировались к условиям требований дня.
Опыт войн конца двадцатого века, кардинальные изменения характера военной службы не могли не оказать влияние и на Положение по физической подготовке и спорту военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденное в 2001 году.
В августе 2004 года министром обороны Республики Беларусь генерал-полковником Леонидом Мальцевым была утверждена система физической подготовки в Вооруженных Силах. Одна из ступеней реализации этой системы – пересмотр существовавшего Положения по физической подготовке и спорту военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, уже не отвечавшего требованиям времени, разработка и внедрение в обучающую практику нового документа, который отражал бы реалии сегодняшнего дня в вопросах физического совершенствования военнослужащих [30, с. 19].
Основой новой Инструкции о порядке организации физической подготовки и спорта в Вооруженных Силах Республики Беларусь является перечень упражнений для развития физических качеств и прикладных навыков военнослужащих, методические указания по организации и проведению всех форм физической подготовки и оценочные показатели – нормативы. Дело в том, что навыки, приобретенные в процессе выполнения физических упражнений, должны служить одной цели – победе на поле боя, и упражнения – это лишь подготовка к овладению этими навыками [30, с. 19].
В настоящее время специалисты физической подготовки и спорта разрабатывают комплексные упражнения, учитывающие все предметы боевой подготовки (тактикоспециальную, тактическую, огневую и т.д.), которые в совокупности при проведении контрольного занятия смогут дать ответ на вопрос о готовности военнослужащих к выполнению поставленной задачи.
Физическая подготовка и спорт в Вооруженных Силах (далее - физическая подготовка) является одним из основных предметов боевой и профессионально-должностной подготовки, важной и неотъемлемой частью военного обучения и воспитания военнослужащих.
Цель физической подготовки заключается в обеспечении необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для эффективного выполнения поставленных задач по их боевому предназначению в любое время и в любых условиях [4, с. 9].
Общими задачами физической подготовки являются:
развитие и поддержание на надлежащем уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости;
овладение навыками в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашного боя, военно-прикладного плавания;
воспитание психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания;
укрепление здоровья, закаливание и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов боевой деятельности;
формирование здорового образа жизни и гармоничного физического развития [26].
Специальные задачи физической подготовки определяются в зависимости от специфики военно-профессиональной деятельности военнослужащих.
Содержание физической подготовки составляют физические упражнения, теоретические знания, организаторские и методические умения и навыки.
Физическая подготовка в органах военного управления, соединениях и воинских частях, организациях Министерства обороны Республики Беларусь, военных комиссариатах (далее - воинские части), учреждении образования «Военная академия Республики Беларусь» и других учреждениях образования, осуществляющих подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил, организуется и проводится в соответствии с требованиями правовых актов Республики Беларусь.