Гимнастическая терминология и основы техники упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:38, контрольная работа

Краткое описание

Физические упражнения появились в тот период, когда человек осознал необходимость предварительной физической подготовки к предстоящим трудовым действиям (охота, изготовление разнообразных орудий труда и т. д.). Опыт позволил человеку установить связь между предварительной физической подготовкой к охоте и ее результатами и оценить важность передачи накопленного двигательного опыта. Так, задолго до охоты человек тренировался в пред-стоящей деятельности: старался попасть в изображение зверя (рисунки, чучела и т. д.). В процессе многократного повторения таких действий у человека формировалось умение попадать в цель и развивались глазомер, сила и другие фи-зические качества. Таким образом, физические упражнения сначала состояли из движений, применявшихся в труде.

Содержание

1 Основные элементы техники движений и их характеристика 3
2 Виды движений. Характеристика фаз ациклических движений 5
3 Пространственная характеристика движения 8
4 Пространственно-временная характеристика движений 12
5 Временная, ритмическая и динамическая характеристика движений 12
Список использованных источников 15

Вложенные файлы: 1 файл

Гимнастическая терминология и основы техники гимнастических упражнений.docx

— 57.06 Кб (Скачать файл)

Задача заключительной фазы — затормозить движение и сохранить равновесие — не переступить через линию после метания на дальность, не упасть после прыжков в длину с разбега. В упражнении выделяют элементы, например, в метании в цель: исходное положение, прицеливание, замах, бросок.

 

3 Пространственная характеристика движения

 

Все  физические  упражнения    выполняются в   пространстве. Пространственная характеристика включает: исходное положение, положение тела и его частей в движении, траекторию.

Исходное положение —  это относительно неподвижное положение перед началом упражнения; оно выражает  готовность к действию. Изменением исходного положения тела и его частей можно изменить сложность упражнения, усилить нагрузку на мышцы и оказать положительное влияние на организм. Например, повороты вправо, влево, сидя на скамейке усиливают работу мышц живота; упражнения лежа на полу уменьшают силу давления веса тела на позвоночник. Исходное положение создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих действий (низкий старт помогает быстрее развить максимальную скорость бега).

Неподвижное положение тела или его отдельных частей в процессе выполнения физических упражнении достигается за счет статического- напряжения мышц. От сохранения нужной позы, наиболее выгодного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых физических упражнений. Так, низкая стойка конькобежца, лыжника, посадка велосипедиста уменьшают со-противление воздуха и тем самым способствуют быстрому продвижению впе-

ред. Изменением угла наклона  тела в процессе бега можно придать  телу уско-

рение.

В  технике  выполнения  некоторых  упражнений  имеет  значение  определенное положение головы. Например, при ходьбе по скамейке, бревну для поддержания равновесия необходимо голову держать прямо.

К положению  тела и отдельных его частей в  фигурном катании, в художественной  и  спортивной  гимнастике  предъявляются  специальные  эстетические требования: оттянутые носки, прогнутое туловище и др. Некоторые исходные положения и статические позы могут иметь и самостоятельное значение (стойка «смирно»).

Траектория  движения. Путь движущейся части тела (или предмета) называют траекторией. В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду движения.

По форме  траектории бывают прямолинейные и криволинейные. Прямолинейные движения применяются в тех случаях, когда требуется развить наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (уколы в фехтовании). Криволинейные движения применяются чаще, так как не приходится затрачивать дополнительные мышечные усилия для преодоления инерции движения (петлеобразное движение ракеткой при ударе по мячу в теннисе).

Сложность формы  траектории  зависит от движущейся массы  тела: чем она больше, тем  форма проще. Например, движения руки разнообразнее,  чем ноги.

Направление движения. От направления, которое придается  движущемуся телу, его частям или предмету, зависит эффективность воздействия физических упражнений на развитие отдельных мышц и успешное выполнение двигательной задачи.

Направление движения определяется по отношению к собственному туловищу (руки  вперед)  или  внешними  ориентирами (метание  через  веревку). Основными  направлениями  движений  человеческого  тела  принято  называть направления: вверх-вниз, вперед-назад, вправо, влево. Направление вращатель-

ных движений определяют по плоскостям тела, применяя термины «вперед», «назад» — для движений в боковой (переднезадней) плоскости (например, кувырок вперед, назад); «вправо», «влево» — для движений в лицевой плоскости (например, переворот в сторону); «направо», «налево» — для движений в горизонтальной плоскости (например, повороты направо, налево).

Применяются также и промежуточные направления (например, вполоборота направо и др.).

Ведущую  роль  в  контроле  за  направлением  движения,  в  пространственной ориентировке играет зрение. В связи с этим при быстрых и сильных изменениях направления движение головы несколько опережает движение остальных частей тела.

Амплитуда движения — это размах колебательного движения (наибольшее отклонение тела или его частей от положения равновесия).

Амплитуда движений может определяться в угловых величинах (градусах), линейными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полуприседание) или внешними ориентирами (при наклонах дотронуться до пола), ориентирами на собственном теле (при наклонах хлопнуть по коленям).

Амплитуда движений зависит от строения суставов, эластичности связок и мышц. Подвижность  сочленений,  которая  достигается  активным  сокращением мышц,  называют  активной.  Пассивная  подвижность  вызывается  действием внешних сил (партнер). Величина пассивной подвижности  больше активной.

В жизни и  в практике физического воспитания максимальная, анатомиче-

ски возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения

максимальной амплитуды  требуется добавочная затрата мышечных усилий, на-

правленных на предельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппа-

рата. Если чрезмерно увеличить амплитуду, можно повредить мышцы и связки.

Кроме того, после выполнения движения с большой амплитудой трудно плавно

изменить его направление. Полный объем подвижности в суставах используют тогда, когда требуется предварительно растянуть те мышцы, которые в дальнейшем должны быстро и сильно сократиться, а также для растягивания укороченных мышц, увеличения гибкости, корригирования дефектов осанки, укрепления сводов стопы.

Для  обозначения  движений  с  разной  амплитудой  применяют  термины

«размашистые» и «мелкие». Размашистыми называют движения с большой ам-

плитудой. Мелкими — движения с малой амплитудой. Неточными называют

движения, при которых  направление  или   амплитуда   движения   не   соответ-

ствует  поставленной двигательной задаче.

 

4 Пространственно-временная  характеристика движений

 

Скорость  движения определяется отношением величины (длины) пути, пройденного телом или  его частью, к затраченному на это  времени. Скорость измеряется в метрах в секунду. Если скорость постоянна  во всех точках пути, то движение называют равномерным, если она изменяется, движение называют неравномерным. Изменение  скорости в единицу времени называется ускорени-ем. Оно может быть положительным  и отрицательным.

В процессе выполнения движений могут изменяться и скорость и ускорение. Если движения выполняются без резких изменений скорости, с малым ускорением,  то  их  называют  плавными.  Резкими  называют  движения,  которые начинают сразу с больших скоростей, а также движения неравномерно ускоренные и неравномерно замедленные или мгновенно прекратившиеся.

Движения  с постоянной скоростью или с  постоянным ускорением встречаются редко. В хорошо выполненном физическом упражнении, как правило, не бывает внезапных, резких изменений скорости.

При выполнении физических упражнений различают скорость движения всего тела и скорость отдельных  частей тела. Скорость передвижения всего тела зависит от скорости движения отдельных частей тела и других факторов (длина конечности, сопротивление внешней среды и др.).

Различают скорость оптимальную и максимальную. Чем скорость больше, тем выше результат. Однако для достижения наибольшего результата часто важна не максимальная, а оптимальная для каждого человека скорость движения.

Скорость  движения может быть свободной (при  подъеме в гору) и выну-жденной (при спуске с горы).

Очень  важно  в процессе физического  воспитания  учить  занимающихся управлять скоростью  движений, изменяя ее (развивать  «чувство скорости», вы-

держивать заданную скорость).

5 Временная, ритмическая  и динамическая характеристика  движений

Временные характеристики

К временным  характеристикам относятся длительность выполнения уп-

ражнения и его элементов, отдельных статических положений  и темп движе-

ния. При  выполнении физических  упражнений  отдельные  элементы  техники 

производятся  с  разной  длительностью (замах при метании  выполняется мед-

леннее, «чем бросок). На выполнение отдельных статических положений (стой-

ка «смирно»), а также  движений частями тела может отводиться разное время.

Зная величину длительности упражнения, его  отдельных элементов, можно определить общий  объем нагрузки и регулировать его.

Темп —  это частота повторения циклов движений или количество движений в единицу времени (темп ходьбы равен 120—140 шагов в минуту). Темп движения  зависит  от массы  движущейся  части  тела (например, пальцы  руки могут совершать 8—10 движений в секунду, а туловище 1—2 движения в секунду).  С  изменением  темпа  нередко  качественно  изменяется  вся  структура движения. Например, если темп становится выше определенных пределов, то ходьба переходит в бег (180—200 шагов в минуту). Изменение темпа движений приводит к усилению или уменьшению физической нагрузки.

Каждый  человек.  имеет  индивидуальный  темп  выполнения  движений. Это  зависит от особенностей организма (рост, вес, тип нервной  системы), от личности человека в целом (общая активность и т. д.), а также  уровня овладе-

ния данным движением. В результате  систематических  занятий физическими 

упражнениями индивидуальный темп выполнения движений можно изменить.

Ритмическая характеристика

Ритм —  это  сочетание  во  времени  сильных,  акцентированных  частей

движений со слабыми, пассивными. Акцентированная, сильная часть  движения

выполняется  с  наибольшими  мышечными  напряжениями,  а  затем  движение

продолжается некоторое  время по инерции, пассивно (одновременный  толчок

обеими лыжными палками  и скольжение на двух ногах). Чем  интенсивнее ак-

центированный  период,  тем  полноценнее  используются  пассивные   части 

движения.

Своевременное чередование мышечного напряжения и расслабления яв-

ляется одним из показателей  правильности выполнения физических упражне-

ний, экономным способом решения  двигательной задачи. Ритмические движе-

ния выполняются легко, поэтому  длительное время не вызывают утомления.

В освоенных движениях  двигательный ритм в обычных условиях приобретает устойчивый характер, но при изменении условий изменяется и ритм (пе-редвижение на лыжах по различной местности).

Двигательные  ритмы  формируются  и  регулируются  человеком сознательно и произвольно. У каждого человека при выполнении упражнения имеется свой, индивидуальный ритм, но нужно стремиться, чтобы он не выходил за границы,  определяемые  рациональной  структурой  данного  движения.  Под  влиянием занятий физическими упражнениями можно изменить соотношение длительности активных и пассивных частей движения.

 

Динамическая характеристика

Силы, влияющие на движение  тела человека, делятся  на внутренние и внешние. К внутренним относятся: пассивные силы опорно-двигательного  ап-

парата (эластичность, вязкость мышц и др.); активные силы двигательного  ап-

парата (силы тяги мышц);  реактивные силы  (отраженные силы,  возникающие 

при взаимодействии звеньев  тела в процессе движения с ускорениями).

К внешним  силам относятся силы, действующие  на тело человека извне: сила  тяжести  собственного  тела;  сила  реакции  опоры;  силы  сопротивления внешней  среды (зоды, воздуха, песка) и физических тел (противники в борьбе,

партнеры в- акробатике), внешнего отягощения (набивной мяч, штанга); инер-

ционные силы перемещаемых человеком  тел.

Двигательная  деятельность человека может рассматриваться как приложение сил мышечной тяги во взаимодействии с другими внутренними и внешними силами. При выполнении физических упражнений следует стремиться к возможно более полному исполь-зованию.. всех движущих  сил при одновременном уменьшении сил тормозящих.

Соотношение  взаимодействующих  сил будет рациональным,  эффективным, экономным у занимающихся, которые правильно овладели движением. 

Список использованных источников

  1. Кожухова  Воспитание и физическая культура
  2. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В.  Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп.  - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
  3. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; Под ред. С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  4. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. 
    Практическая подготовка студентов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / [Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова, В.В. Горелова] ; под ред. С.А. Козловой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 271 с.

 


Информация о работе Гимнастическая терминология и основы техники упражнений