Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:02, реферат
Цель работы - исследовать особенности двигательной активности и здоровья детей и подростков, взаимосвязь двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста, созревания организма, когда особенно велико влияние на физическое и эмоциональное состояние детей и подростков.
Таким образом, в рамках данного реферата предстоит решить следующие задачи: - изучение научно-методической литературы по теме исследования; - изучить педагогические и физиологические особенности двигательной активности детей и подростков; - рассмотреть основные средства и методы повышения двигательной активности детей и подростков; - исследовать методики организации занятий направленных на повышение двигательной активности детей и подростков.
· ВВЕДЕНИЕ.
· 1. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
· 1.1 Педагогическое обоснование.
· 1.2 Физиологическое обоснование.
· 2. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
· 2.1 Средства для увеличения двигательной активности детей и подростков.
· 2.2 Методы повышения двигательной активности на занятиях.
· 2.3 Особенности методики увеличения объёма двигательной активности детей и подростков.
· 3. ЗАНЯТИЯ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
· ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
· СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
РЕФЕРАТ
на тему:
«Двигательная активность подростков»
Пермь
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
· ВВЕДЕНИЕ.
· 1. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
· 1.1 Педагогическое обоснование.
· 1.2 Физиологическое обоснование.
· 2. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
· 2.1 Средства для увеличения двигательной активности детей и подростков.
· 2.2 Методы повышения двигательной активности на занятиях.
· 2.3 Особенности методики увеличения объёма двигательной активности детей и подростков.
· 3. ЗАНЯТИЯ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
· ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
· СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и т.п.) и реализуются в определенных движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Физическими качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека.
Некоторые исследователи утверждают, что в наше время физическая нагрузка на человеческий организм уменьшилась в 100 раз - по сравнению с предыдущими столетиями. Если разобраться в этом утверждении, то можно прийти к выводу, что здесь нет никакого преувеличения. Достаточно представить себе крестьянина прошлых столетий. Он, как правило, имел небольшой надел земли, инвентаря и удобрений почти никаких. Однако, зачастую, ему приходилось кормить около десяти детей. Многие к тому же отрабатывали барщину. Всю эту огромную нагрузку люди несли на себе изо дня в день и всю жизнь. Предки человека испытывали не меньшие нагрузки. Постоянные погони за добычей, бегство от врага и т.п. Конечно же, физическое перенапряжение не может добавить здоровья, но и недостаток физической активности вреден для организма. Истина как всегда лежит где-то посредине. Трудно перечислить все положительные явления, возникающие в организме во время разумно организованных физических упражнений. Воистину - движение это жизнь.
Развитие физических качеств, как формирование двигательных навыков, во многом зависит от образования условно-рефлекторных отношений в центральной нервной системе, большое значение имеют биохимические и морфологические перестройки в организме в целом.
Можно рассказывать человеку, как надо выполнять то или иное движение, но такие объяснения не помогут установить наилучшее координационное отношение в деятельности сердечно-сосудистой системы, чтобы добиться большей выносливости необходимо формирование навыков в непосредственной физической деятельности.
Цель работы - исследовать особенности двигательной активности и здоровья детей и подростков, взаимосвязь двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста, созревания организма, когда особенно велико влияние на физическое и эмоциональное состояние детей и подростков.
Таким образом, в рамках данного реферата предстоит решить следующие задачи:
- изучение научно-методической литературы по теме исследования;
- изучить педагогические и физиологические особенности двигательной активности детей и подростков;
- рассмотреть основные средства и методы повышения двигательной активности детей и подростков;
- исследовать методики организации занятий направленных на повышение двигательной активности детей и подростков.
1. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
1.1 Педагогическое обоснование.
Хорошее здоровье в основном определятся правильным расположением, устройством, функциональной деятельности всех органов тела, отсутствие предрасположений к каким либо заболеваниям.
Нормальное физическое развитие - это изменения строения и функций организма ребенка с возрастом, происходящее в естественном соответствии с его ростом. О нормальном или ненормальном ходе развития можно судить с достаточной степенью объективности по некоторым показателям, которые внешне отражают этот процесс: рост тела, вес и окружность грудной клетки. Они связаны с массой, плотностью и формой тела. По взаимосвязи этих факторов можно оценить крепость телосложения ребенка.
В младшем возрасте у детей продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно примерно на 4 см., а вес на 2 кг. Поэтому этот возраст называют периодом округления.
Активная двигательная деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организме ребенка, способствует повышению его защитных свойств.
Необходимо заметить, что рост, развитие, здоровье, активность являются, прежде всего, результатом наследования определенных физических данных от родителей, а также правильным питанием, соблюдением рационального режима жизни и другими социальными факторами. Но все же физическое воспитание служит решающим фактором в обеспечении высокой жизненной дееспособности детей.
Дети, не занимающиеся физическими упражнениями, как правило, отстают в развитии и росте, это может привести даже к постепенной атрофии мышц, ожирению и другим серьезным нарушениям. В школах около 75% учащихся начальных классов имеют среднее физическое развитие, 15% - высокое и выше среднего, 10% - ниже среднее и низкое.
Различия в физических нагрузках должны затрагивать главным образом силу и скорость, выносливость. В отдельных случаях некоторые из физических показателей могут быть низкими у физически высокоразвитых детей и наоборот, следовательно, дозировать физические нагрузки необходимо с учетом индивидуальных данных каждого ребенка.
Слабо физически развитые дети должны быть в центре внимания педагогов, так как они в наибольшей степени нуждаются в правильно организованных упражнениях. Уже в младшем школьном возрасте при выборе упражнений и дозировании физических нагрузок к мальчикам и девочкам нужен дифференцированный подход. По некоторым показателям развития, большой разницы между мальчиками и девочками нет: в 7 лет вес мальчика больше всего на 0,2 кг., в 10 лет - меньше на 0,4 кг.; в 7 лет рост мальчика превышает рост девочек лишь на 1 см, в 11 лет рост девочки больше на 0,6 см. До 11-12 лет пропорции частей тела у мальчиков и девочек почти одинаковые, но окружность груди у девочек на 1,2-2 см. меньше чем у мальчиков, а жизненная емкость легких меньше на 100-200 см. Следовательно, нагрузки в циклических упражнениях девочкам должны быть несколько ниже. Кроме того, сила мышц кисти у девочек в 7-8 лет меньше чем у мальчиков примерно на 5 кг., а в 11 лет на 10 кг. Значит силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть таким же как и для мальчиков но по напряжению меньше.
Одновременно с общей задачей - с помощью физических упражнений содействовать разностороннему и гармоническому развитию детей - перед физическим воспитанием стоит и другая, более узкая задача: исправлять индивидуальные недостатки физического развития. У многих детей имеются нарушения осанки, плоскостопие, признаки ожирения. Школьники младшего возраста в наибольшей степени подвержены нарушениям физического развития. Занятия физической культурой и ведение активного образа жизни укрепляют нервную систему, совершенствуют органы чувств, нормализуют вес тела. Другими словами они положительно действуют на все системы и органы тела человека.
Для исправления ранее возникших нарушений осанки, прежде всего, нужна разносторонняя общая физическая подготовка, большой объем упражнений на развитие дыхания и равновесия. Значительную часть упражнений следует проводить в положениях благоприятствующих разгрузке позвоночника - лежа на спине и на животе, на четвереньках. Важно чтоб занятия были эмоциональными, так как для многих детей с нарушениями осанки характерно депрессивное состояние. Необходимо вселить в них бодрость, веру в возможность исправления в их возрасте имеющихся недостатков. Естественно на уроках физической культуры надо разъяснять детям вред таких привычек как сидеть боком к столу, согнувшись, на ноге, на слишком высоком стуле стоять с опорой на одну ногу и т.д.
Огромное значение в осуществлении оздоровительных задач физического воспитания детей и подростков имеют игры. Игры должны помогать нормальному росту, развитию, укреплению мышечной системы и формированию правильной осанки ребенка. Игры должны благоприятно влиять на нервную систему проявлять только положительные эмоции. При проведении урока следует учитывать общую нагрузку урока.
В младшем школьном возрасте дети легко выполняют движения с участием больших мышечных групп и с большой амплитудой выполнений точных и мелких движений. Это объясняется развитием высшей нервной деятельности заканчивается формирование тканей головного мозга нервные клетки, приобретают характерную для них форму, интенсивно развиваются ассоциативные волокна коры больших полушарий головного мозга. В психологии этот возрастной период рассматривается как период понятийной организации ребенком окружающей его среды.
Этот возрастной период принято считать спокойным и благоприятным. Дети спокойны, уравновешены, дисциплинированны, заболеваемость среди них ниже, чем среди дошкольников и среди школьников, и в то же время этот возраст требует пристального внимания. Это вызвано тем, что он расположен между двумя чрезвычайно сложным и бурно протекающими периодами развития. Оправданно считать его «периодом затишья после бури перед следующей бурей» - в этом периоде уже происходят изменения, еще не выраженные внешне. Главная задача педагога заключается в соблюдении строгого соответствия физических и умственных нагрузок к возможностям организма.
Яркие изменения в этом возрасте наблюдаются в высшей нервной деятельности подростков - результат изменений взаимоотношений процессов возбуждения и торможения: сила возбуждения увеличивается, а сила всего внутреннего торможения становится недостаточной. В результате генерализации возбудительного процесса у подростков наблюдаются повышенная возбудимость. Внешне это выражается в лишних движениях рук, ног, головы, туловища. Сила и форма ответных реакций зачастую не соответствуют вызывающим их раздражителям; как правило, они превышают интенсивность раздражителя. Характерная яркая особенность наблюдается в росте и развитии сердечно-сосудистой системы, также заканчивается образование физиологических изгибов позвоночника - лордозов и кифозов, увеличивается общая масса мышц и возрастает их сила.
В этом возрасте особенно большое значение приобретает рационально организованный режим дня - учебы, сна, отдыха, питания, занятия физическими упражнениями, закаливания, развлечения. Занятия физкультурой должны отвечать следующим требованиям:
- применяться систематически, а не от случая к случаю;
- не вызывать чрезмерного утомления;
- быть разнообразными, т.е. воздействовать на весь организм.
Под влиянием физических упражнений большую подвижность приобретает позвоночник, что предупреждает образование сутуловатости или искривлений (сколиозов),вызывает проявление бодрости, жизнерадостности, в пробуждении энергии активности.
Физические упражнения могут использоваться в различных формах: утренняя гимнастика, длительные прогулки, различные подвижные игры на свежем воздухе, уроки физкультуры в школе, туристические походы и т.п.
1.2 Физиологическое обоснование
Необходимым условием гармоничного развития личности детей и подростков является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки и ряда других причин в школе и дома у большинства детей и подростков отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме подростка.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 - 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у детей 7-ми, 10-ти лет произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 - 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Двигательная активность детей и подростков особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.Детям и подросткам приходится не только ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.
Малоподвижное положение за партой отражается на функционировании многих систем организма подростка, особенно сердечно сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствия гипокинезии так же проявляются в сопротивляемости молодого организма "простудным и инфекционным заболеваниям", создаются предпосылки к формированию слабого, нетренерованого сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.