Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:02, реферат
Цель работы - исследовать особенности двигательной активности и здоровья детей и подростков, взаимосвязь двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста, созревания организма, когда особенно велико влияние на физическое и эмоциональное состояние детей и подростков.
Таким образом, в рамках данного реферата предстоит решить следующие задачи: - изучение научно-методической литературы по теме исследования; - изучить педагогические и физиологические особенности двигательной активности детей и подростков; - рассмотреть основные средства и методы повышения двигательной активности детей и подростков; - исследовать методики организации занятий направленных на повышение двигательной активности детей и подростков.
· ВВЕДЕНИЕ.
· 1. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
· 1.1 Педагогическое обоснование.
· 1.2 Физиологическое обоснование.
· 2. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
· 2.1 Средства для увеличения двигательной активности детей и подростков.
· 2.2 Методы повышения двигательной активности на занятиях.
· 2.3 Особенности методики увеличения объёма двигательной активности детей и подростков.
· 3. ЗАНЯТИЯ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
· ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
· СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что бы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления.
Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Жизненная емкость легких у детей в возрасте 6-7 лет составляет 1,3 - 1,58 литров, а у подростков в возрасте 12-13 лет ЖЕЛ составляет 1,6 - 2,45 литров. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.
2. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1 Средства для увеличения двигательной активности детей и подростков
Физическое упражнение - это основное и специфическое средство физического воспитания. Под физическими упражнениями принято понимать такие виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Классификация:
- скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной интенсивностью, или мощностью усилий (спринт, прыжки и т.п.);
- виды упражнений, требующие проявления выносливости в движениях циклического характера (бег, лыжи, ходьба, плавание);
- виды упражнений, требующие преимущественного проявления координационных способностей (гимнастические и акробатические упражнения, синхронное плавание, фигурное катание и т.п.);
- физические упражнения, требующие комплексного проявления двигательных качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, изменения ситуаций и форм действий (спортивные игры, единоборства).
Воздействие физических нагрузок на организм занимающихся во многом зависит от характера применяемых упражнений, их интенсивности и объема, а также от величины интервалов отдыха между упражнениями, характера отдыха, числа повторений. Изменение каждой из этих характеристик физической нагрузки вызывает различные ответные реакции организма и определяет преимущественную направленность двигательного воздействия (срочный тренировочный эффект).
Стоит так же обратить внимание на то, что в научной и научно-методической литературе, связанной с разработкой средств профессионально-прикладной физической подготовки, практически отсутствует указание педагогических параметров выполняемых упражнений, что, естественно, снижает объективность характеристик режима двигательной активности занимающихся.
В группу «полезных» естественных сил природы входят, прежде всего, солнечная радиация, температура воздуха и воды. Естественные силы природы могут выступать как средства закаливания, общего оздоровления, активного отдыха и восстановления, а также как факторы усиления эффективности физических упражнений (занятия на воздухе, игры на воде и т.п.). Гигиенические средства физического воспитания также могут использоваться для полноценных занятий физическими упражнениями. К их числу относятся: режим дня, питания, отдыха; нормы личной и общественной гигиены.
В современной спортивной педагогике в последнее время заметно обращение к нетрадиционным средствам физкультурной деятельности, в том числе и в системе профессионального образования.
В частности занятия ритмической и атлетической гимнастикой, помимо высокой эмоциональной привлекательности, обеспечивают скорый и целенаправленный эффект в укреплении необходимых мышечных групп, воспитание практически всех физических качеств и их специальных компонентов, подбор специальных может способствовать оптимизации двигательной активности учащихся в системе физической подготовки.
2.2 Методы повышения двигательной активности на занятиях
ребёнок двигательная активность аэробика
Метод - это выполнение какой- либо работы, способ применения какого- либо средства.
Способ осуществления организации, регламентации, упорядочения и комплексного применения использования средств повышения двигательной активности: упражнений, естественных сил природы, гигиенических факторов называют методами повышения двигательной активности.
В рамках данного параграфа курсовой работы ограничимся более подробным рассмотрением методов повышения двигательных качеств в рамках физического воспитания, а так же вкратце коснемся методов применения естественных сил природы и гигиенических факторов здоровья подростков.
Реализация комплексных задач физического воспитания возможна лишь при использовании всей совокупности методов, которые делятся на две основные группы: общепедагогические (наглядного и вербального воздействия) и специфические (характерные только для процесса физического воспитания).
Как отмечалось выше одной из широко распространенных классификаций физических упражнений является классификация по тем требованиям, которые они предъявляют к физическим качествам человека и по некоторым дополнительным признакам. Соответственно выделяют:
- скоростно-силовые виды упражнений,
- виды упражнений, требующие проявления выносливости в движениях циклического характера;
- виды упражнений, требующие преимущественного проявления координационных способностей;
- физические упражнения, требующие комплексного проявления двигательных качеств;
На основании данной классификации рассмотрим методы развития скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости.
Для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локального направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена. Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых способностей, условно разделяют на два типа: упражнения преимущественно скоростного характера и упражнения преимущественно силового характера.
Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.
Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма.
Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного и декомпенсированного утомления. Первая фаза характеризуется появлением начальных признаков усталости, вторая - прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижению интенсивности работы вплоть до ее прекращения.
В теории и практике физического воспитания выделяют общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимают длительное выполнение работы с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма. Данный режим работы обеспечивается преимущественно способностями выполнять двигательные действия в зоне умеренных нагрузок. Специальная выносливость характеризуется продолжительностью работы, которая определяется зависимостью степени утомления от содержания решения двигательной задачи. Специальная выносливость классифицируется:
- по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
- по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);
- по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость).
Воспитание выносливости осуществляется посредством решения двигательных задач, требующих мобилизации психических и биологических процессов в фазе компенсаторного утомления или в конце предшествующей фазы, но с обязательным выходом на фазу компенсаторного утомления. Условия решения задач должны обеспечивать вариативный характер работы с обязательно меняющимися нагрузками и структурой двигательного действия (например, преодоление препятствий во время бега по пересеченной местности).
К ведущим физическим способностям, выражающим качество выносливости, относят выносливость к нагрузкам в максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной зонах нагрузок. Все эти способности имеют единый измеритель - предельное время работы до начала снижения ее мощности.
Ведущим в развитии выносливости является метод строго регламентированного упражнения, позволяющий точно задавать величину и объем нагрузки. Повторное выполнение упражнения или серий можно начинать при ЧСС 110-120 уд/мин. В паузах для отдыха выполняют упражнения на дыхание, расслабление мышц и развитие подвижности в суставах. Развивать выносливость при субмаксимальных нагрузках целесообразно после упражнений на развитие координации движений или обучения двигательным действиям при начинающемся утомлении. Продолжительность упражнений, их количество и интервалы для отдыха между ними должны быть соотнесены с характером предшествующей работы. Развитие выносливости в условиях больших нагрузок осуществляется методами строго регламентированного и игрового упражнений. Последний позволяет за счет повышенной эмоциональности достигать большего объема работы.
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.
Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:
- пространственную ориентировку;
- точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
- статическое и динамическое равновесие.
Пространственная ориентировка подразумевает:
- сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций);
- умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями.
Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений. Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее. Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательного действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями выполнения данного упражнения. Развитие точности временных параметров движений направлено на совершенствование так называемого чувства времени, т. е. Умения дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его развитие обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием технических средств (например, электролидеры, метрономы и т. д.). Развитию этого качества содействуют упражнения, позволяющие изменять продолжительность движений в большом диапазоне.