Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:02, реферат
Цель работы - исследовать особенности двигательной активности и здоровья детей и подростков, взаимосвязь двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период роста, созревания организма, когда особенно велико влияние на физическое и эмоциональное состояние детей и подростков.
Таким образом, в рамках данного реферата предстоит решить следующие задачи: - изучение научно-методической литературы по теме исследования; - изучить педагогические и физиологические особенности двигательной активности детей и подростков; - рассмотреть основные средства и методы повышения двигательной активности детей и подростков; - исследовать методики организации занятий направленных на повышение двигательной активности детей и подростков.
· ВВЕДЕНИЕ.
· 1. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
· 1.1 Педагогическое обоснование.
· 1.2 Физиологическое обоснование.
· 2. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
· 2.1 Средства для увеличения двигательной активности детей и подростков.
· 2.2 Методы повышения двигательной активности на занятиях.
· 2.3 Особенности методики увеличения объёма двигательной активности детей и подростков.
· 3. ЗАНЯТИЯ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
· ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
· СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
У девочек 13-15 лет после бега на дистанции со скоростью 3 м/с отмечалось значительное, а при беге со скоростью 3,5 м/с чрезмерное напряжение сердечно-сосудистой системы, что свидетельствует о неадекватности таких нагрузок для школьниц этого возраста.
Классификация физических нагрузок по тяжести у детей и взрослых не совпадает. Так, у взрослых работа считается тяжелой, если энерготраты в 3 раза выше, чем в покое. У детей она считается легкой даже при 4 - 6-кратном превышении обмена, при 7-9-кратном - средней тяжести, а при 10-кратном и более - тяжелой.
Это связано с тем, что с уменьшением физических нагрузок энерготраты у детей возрастают не линейно, как у взрослых, а непропорционально быстро.
При решении вопроса о тренировке спортсменов 50 лет и старше нужно учитывать возможность склеротических изменений в кровеносных сосудах и, следовательно, опасность их разрыва, меньшую гибкость позвоночника, сниженную подвижность в суставах, большую хрупкость костей, снижающуюся с возрастом работоспособность и более быструю утомляемость, особенно при резких кратковременных силовых напряжениях.
В соответствии с этим в тренировочных занятиях следует уменьшать объем общей физической нагрузки, ограничивать число упражнений на силу и скорость, сокращать длительность тренировок.
Нормирование физических нагрузок для лиц зрелого и пожилого возраста строится на тех же гигиенических принципах, что и для школьников.
Учитывая возрастные особенности лиц данных возрастных групп, наличие у них различных хронических заболеваний, для обеспечения оздоровительного и тренирующего эффекта для них необходимы следующие ориентировочные объемы и интенсивность физических упражнений.
ГЛАВА1.
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, СОДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ.
Хорошее здоровье в основном определятся правильным расположением, устройством, функциональной деятельности всех органов тела, отсутствие предрасположений к камим либо заболеваниям.
Норомальное физическое развитие - это изменения строения и функций организма ребенка с возрастом происходящее в естественном соответствии с его ростом. Морфологические и функциональные изменения происходящие в организме, очень сложны, но все же с нормальным или ненормальном ходе развития можно судить с достаточной степенью объективности но некоторым показателям, которые внешне отражают этот процесс. Эти показатели - рост тела, вес и окружность грудной клетки. Они связаны с массой, плотностью и формой тела. По взаимосвязи этих факторов можно оценить крепость телосложения ребенка.
В младшем возрасте у детей продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Тепм роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно примерно на 4см, а вес на 2кг. Поэтому этот возраст называют периодом округления.
Активная двигательная деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутрених органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организме ребенка, способствует повышению его защитных свойств.
Необходимо заметить,что ротс, развитие, здоровье, активность являются прежде всего результатам наследования определенных физических данных от родителей. Они обуславливаются в занчительной мере также правильным питением, соблюдением рационального режима жизни и другими социальными факторами. Но все же физическое воспитание служит решающим фактором в обеспечении высокой жизненной дееспособности детей. Без регулярных, специально организованных физических упражнений в современных условиях даже дети унаследовавшие от родителей хорошее здоровье, развитие и живущие в хороших условиях не достигают того уровня в физической подготовленности, которого могут достичь дети среднего и нижесреднего развития при условиях систематических занятий физичесокй культурой.
Дени не занимающиеся систематически физическими упражнениями,как правило отстают в развити и росте. Недостаток движений (гипокинезия) если он небольшой приводит к приостановке или снижению роста дееспособности организма, а если большой - даже к постепенной атрофии мыщц, ожирению и другим серьезным нарушениям, физические упражнения являются средствами профилактики нарушений нормального физического развития.
Двигательная деятельность ребенка младшего школьного возоаста не должна быть и черезмерной. Следует остерегаться интенсивных нагрузок, потому что значительная часть энергитических ресурсов организма в этом возрасте расходуется на пластические процессы (процессы роста и развития ), а сильная мышечная деятельность связана с большими затратами энергии. Черезмерно сильная тренировка не улучшит, а наоборот затормозит рост и развитие.
Следует соблюдать осторожность и при проведении закаливающих процедур. Двигательная деятельность школьников как по характеру упражнений, так и по объему должна строиться дифференцированно с учетом урорвня их физической подготовленности. В школах около 75% учащихся начальных классов имеют среднее физическое развитие,15%- высокое и вышесреднее, 10% - нижесреднее и низкое ( по данным обследования школьников Москвы В.К. Шурухиной)
Различия в физических нагрузок должны касаться главным образом на силу и скорость выносливости, Объем упражнений не ловкость и быстроту для всех учащихся может быть примерно одинаковым. Однако в отдельных случаях некотрые из физических показателей могут быть низкими у физически высокоразвитых детей и наоборот следовательно дозировать физические нагрузки надо с учетом индивидуальных данных каждого учащегося.
Слабо физически развитые дети должны быть в центре внимания педагогов, так как они в наибольшей степени нуждаются в правильно организованных упражнениях.
Уже в младшем школьном возрасте нужен диферинцированный подход
к мальчикам и девочкам при выборе упражнений и дозирование физических нагрузок. По некоторым показателям развития, большой разницы между мальчиками и девочками нет: в 7 лет вес мальчика больше всего на 0,2кг, в 10 лет - меньше на 0,4кг; в 7лет рост мальчика превышает рост девочек лишь на 1см, в 11лет рост девочки больше на 0,6 см. До 11-12лет пропорции частей тела у мальчиков и девочек почти одинаковые, но окружность груди у девочек на 1,2-2 см меньше чем у мальчиков, а жизненная емкость легких меньше на 100-200см. Следовательно нагрузки в циклических упражнениях девочкам должны быть несколько ниже, Кроме того сила мыщц кисти у девочек в 7-8 лет меньше чем у мальчиков примерно на 5кг, а в 11 лет на 10 кг. Значит силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть таким же как и для мальчиков но по напрежению меньше.
Следует иметь в виду, что если двигательный режим у девочек достаточен, то они почти не отстают от мальчиков в физической подготовлености. Если же на физические упражнеия девочек в младшем возрасте не обращается внимание, они в дальнейшем отстают от мальчико даже по таким показателям, например как координация и точность движений.
Одновременно с общей задачей - с помощью физических упражнений содействовать разностороннему и гармоническому развитию детей - перед физическим воспитанием стоит и другая, более узкая задача исправлять индивидуальные недостатки физического развития. У многих детей имеются нарушения осанки, плоскостопие, признаки ожирения. Школьники младшего возраста в наибольшей степени подверженны нарушениям физического развития.
Значительная часть учащихся начальной школы имеют какие - либо нарушения осанки. Подавляющие большинство этих нарушений имеют нестойкий функциональный характер, они могут быть исправленны с помощью физических упражнений.
Наибольшее число дефектов наблюдаются у детей 7-12 лет в форме плечевого пояса. Это главным образом асиммитрия шейно-плечевых линй и положения лопаток, черезмерная сведенность плеч вперед и отстование нижних углов лопаток.
Следующий распостроненный дефекут - плоскостопие. Оно препядствует правильной осанке, снижает способность детей к длительному стоянию, ходьбе и многим другим движениям.
Исправлять нарушения осанки у детей нужно возможно ранее,пока они не перешли далее первой - второй степени. Первая степень - нефиксированные откланения позванков небольшое отклонение лопатки. Вторая степень наличие противоискревлений ( например в грудном отделе «выбухания» справа, в поясничном отделе - слева), торсия 25, грубых нарушениях формы грудной клетки и таза нет подвижности позвоночника несколько ограничена; в горизонтальном положении (лежа) и вертикальном веся на гимнастической стенке) искревления частично выправляются.
Для формирования осанки используется специально подобраееые комплексы физических упражнений.
Для справления ранее возникших нарушений осанки прежде всего нужна разностороняя общая физическая подгатовка, большой объем упражнений на развитие дыхания и равновесия, Значительную часть упражнений следует проводить в положениях благоприятствующих разгрузке позвоночника - лежа на спине и на животе, на четвереньках. Важно чтоб занятия были эмоционнальными, так как для многоих детей с нарушениями осанки характерны деприсивное состояние. Необходимо вселить в них бодрость, вреу в возможность исправления в их возрасте имеющихся недостатков. Естественно на уроках физической культуры надо разъяснять детям вред таких привычек как сидеть боком к столу, согувшись, на ноге, на слишком высоком стуле стоять с опорой на одну ногу и т.д.
Огромное значение в осуществлении оздоровительных
задач физического воспитания младшего
школьного возраста имеют игры. Игры должны
помогать нормальному росту, развитию,
укреплению мыщечной системы и формированию
правильной осанки ребенка. Игры должны
благоприятно влиять на нервную систему
проявлять только положительные эмоции
При проведении урока следует учитовать
общую нагрузку урока.
Влияние физических упражнеий на организм ребенка.
а) психологическое влияние;
б) физическое влияние;
Занятия физической культурой укрепляют нервную систему, совершенствуют органы чувств, нормализуют вес тела. Другими словами они положительно содействуют на все системы и органы тела человека. Когда мы двигаемя усиленно работают все наши мыщцы. Чтобы увеличить приток крови к работающим мыщцам, активируется работа сердца.
Исключительно важное значение физических упражнений в предупреждении многих болезней.
Работы великих физиологов И.М. Сеченева, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и их учеников с достаточной полнотой вскрыли механизм влияния движений на сложные жизненные процессы в нашем организме, они указали на отрицательные явления. Какие наблюдаются при длительном вынужденном покое. Покой и движение - это два антипода (противоположности) они определяют состояние и характер жизненных процессов в организме, оказывают влияние на интерактивность и особенности работы сердца, легких, пищеварительного тракта, нервной и мыщечносистем, обмен веществ.
В младшем школьноам возрасте ( с 7 до 11 лет ) дети легко выполняют движения с участием больших мышечных групп и с большой амплитудой выполнений точных и мелких ( с малой амплитудой ) движений.
Главным содержанием развитии ВНД ( высшая нервная деятельность ) в этом периоде является дальнейшее развитие уовня, достигнутого в предыдущем периоде. Заканчивается формирование тканей головного мозга нервные клетки приобретают характерную для них форму. Интенсивно развиваются ассоциативные волокна коры больших полушарий головного мозга, что создает благоприятные условия для интерфикации интелектуальной деятельности детей в этом возрасте. Возрастает способность произвольно концентрировать внимание, В психологии этот возрастной период рассматривается как период понятийной организации ребенком окружающей его среды ( Пиаже 1952 ).
Этот возрастной период принято считать споркойным и благоприятным.
Дети спокойны , уровновешаны, дисциплинированны, Заболеваемость среди них ниже, чем среди дошкольников и среди школьников, И в то же время этот возраст требует пристального внимания, Это вызвано тем, что он расположен между двумя черезвычайно сложным и бурно протекающеми периодами развития . Оправданно поэтому считать его «периодом затишья после бури перед следуюшей бурей». И это не только красивая метафора. После бури успакаивается, но можно ожидать новой сильной. Из-за своей неожиданости она может стать опасной. И перед бурей в периоде уже происходят изменеия, еще не выраженные внешне.
Подобное происходит и в организме детей этого возраста. Заканчиваются глубокие преоброзования, имеющие место в дошкольном возрасте. Одновременно идет подготовка к реакции еще более существенных и сложных преоброзований в последующем возрастном периоде. Это и определяет важность требования повышеного внимания к детям этого возраста. Главный момент заключается в строгом соответсвии физических и умственных нагрузок возможностям организма.
В среднем школьном возрасте ( подростковый ) охватывает период с 12 до 16 лет. Это один из наиболее важных и ответственных периодов в жизненом цикле человека. Заканчивается оброзование физиологических изгибов позвоночника - лордозов и кифозов .
Увеличивается общая масса мыщц и возростает их сила. Характерная яркая особенность наблюдается в росте и развитии сердечно-сосудистой системы.
Яркие изменеия в этом возрасте наблюдаются в ВНД. В результате генерализации возбудительного процесса у подростков наблюдаются повышанная возбудимость. Внешне это выражается в лишних движениях рук, ног, головы, туловища. Сила и форма ответных реакций зачастую не соответствуют вызывающим их раздрожителям; как правило они превышают интенсивность раздражителя.
Все изменеия в НВД подростков - результат изменеий взаимоотношений процессов возбуждения и торможения: сила возбуждения увеличивается, а сила всего внутреннего торможения становится недостаточной.
В этом возрасте особенно большое значение приобретает рационально организованный режим дня - учебы, сна , отдыха, питания, занятия физическими упражнениями, закалтвания, развлечения. В этом возрасте особенно эффективны занятия физкультурой. Они должны отвечать следующим требованиям:
а) применяться систематически, а не от случая к случаю;
б) не вызывать чрезмерного утомления;
г) быть разнообразными, т.е. воздействовать на весь организм.
Систематические физические упражнения с широким использованием естественных факторов природы - солнце, воздух и вода - успешно разрешают такие задачи, как укреплпние здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие и особенно развитие выносливости, быстроты и силы, формирование правильных двигательных навыков, воспитание высоких моральных и волевых качеств, которые для трудовой жизни, для здоровья.