• ходьба босиком
и легкий бег по «дорожке
здоровья»,
• пульсирующий микроклимат,
• выход на землю
или снег в трусиках,
• обливание всего
тела холодной водой.
Все это выполняется в течение
15 минут быстро, энергично и, конечно же,
в сознательной, с элементами игры, форме.
Перед этим с детьми проводится кратковременная
настройка, которая направлена на создание
хорошего эмоционального состояния.
В систему закаливания
входят и занятия дома, иначе
организм теряет тренированность
системы теплорегуляции.
Детям передают свой опыт
взрослые: в дошкольных учреждениях —
воспитатели, дома — родители. Делать
это могут те люди, которые его имеют, сами
на себе все почувствовали. Поэтому важное
место в системе закаливания занимает
просвещение родителей, коллектива детского
сада и приобщение их к здоровому образу
жизни. С этой целью необходимо информировать
по этому вопросу, давая методические
рекомендации и домашние задания по закаливанию
и физическим упражнениям.
3. Условия эффективного
научно - обоснованного закаливания
детей. Средства и методы закаливания.
Давно известно, что здоровье человека
на 10-20% зависит от наследственности, 10-20%
- от состояния окружающей среды, 8-12% - от
уровня здравоохранения и 50-70% - от образа
жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное
питание, занятие спортом, отказ от алкоголя
и курения и многое другое. Важную роль
играет и закаливание. Рост числа часто
болеющих детей, особенно в возрасте до
3 лет, в нашей стране за последние годы
делает эту проблему чрезвычайно актуальной.
Закаливание - это научно обоснованное
систематическое использование естественных
факторов природы для повышения устойчивости
организма к неблагоприятным агентам
окружающей среды. Закаливание как фактор
повышения сопротивляемости организма
к различным метеорологическим условиям
использовалось с древних времен. Дошедший
до нас опыт закаливания насчитывает свыше
тысячи лет. Абу Али ибн-Сина (Авиценна)
в VIII-IX веках создал "Канон врачебной
науки". Он разделил медицину на теоретическую
и практическую, а последнюю - на науку
сохранения здоровья и науку лечения больного
тела. В одной из глав своего труда Авиценна
говорит о купании в холодной воде, а также
о методах подготовки к своеобразному
закаливанию путешественников в условиях
жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший
русский летописец Нестор в Х веке описывал,
как начинал парить в бане и купать в холодной
воде младенцев сразу после рождения.
И так - в течение нескольких недель, а
затем при каждом нездоровье. Скифы, по
свидетельству Геродота и Тацита, купали
своих новорожденных в холодной воде.
Якуты натирали новорожденных снегом
и обливали холодной водой несколько раз
в день. Жители Северного Кавказа два раза
в день обмывали детей ниже поясницы очень
холодной водой начиная с первого дня
жизни. Основоположник отечественной
медицины С.Г. Зыбелин (1735-1802 гг.) в "Слове
о вреде, проистекающем от содержания
себя в теплоте излишней" (1773 г.) писал:
"Весьма полезно ... мыть младенцев холодной
водою для приведения в крепость и для
предупреждения многих болезней". Медицинских
отводов от закаливания нет, только острые
лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно
мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны
ослабленным детям. Задача медицинского
работника состоит в правильном подборе
и дозировании этих процедур индивидуально
для каждого ребенка.
Необходимо соблюдать ряд правил:
- Систематическое использование закаливающих
процедур во все времена года, без перерывов.
- Постепенное увеличение дозы раздражающего
действия.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей
организма ребенка.
- Все закаливающие процедуры должны проводиться
на фоне положительных эмоций.
Нарушение этих правил приводит
к отсутствию положительного эффекта
от закаливающих процедур, а иногда и к
гиперактивации нейроэндокринной системы
и последующему ее истощению.
Методы закаливания неспециальные подразумевает
создание соответствующих условий. Это,
прежде всего, обеспечение чистого свежего
воздуха, соответствие одежды, температура
воздуха. Температурный режим, чистота
воздуха в помещениях достигается сквозным
проветриванием. Это очень важный приём
закаливания, так как в помещениях (дома
и в д/с) дети находятся от 75% до 90% времени
суток, поэтому температура помещений
сильно влияет на формирование устойчивости
к холоду. Недостаток температурного режима
помещения в том, что от относительно постоянен,
пределы колебаний температуры невелики.
Для того, чтобы он приносит закаливающее
воздействие, необходимо сделать его «пульсирующим»,
то есть применять сквозное проветривание
до 5 раз в день.
Методы закаливания специальные – группа закаливающих
процедур, осуществляемых с учётом всех
принципов закаливания. Подбор их проводится
исходя из конкретных условий дошкольного
учреждения и в соответствии с сезоном
года. Наиболее эффективным будет такой
подбор специальных занятий и закаливающих
процедур, при котором они равномерно
распределены в режиме дня каждой возрастной
группы д/сада и продолжают выполняться
родителями дома.
Специальным видом закаливания
является и гимнастика,
которая воспитывает в человеке умение
владеть своим телом, своими движениями.
Гимнастика укрепляет организм, способствует
улучшению дыхания, кровообращения и даже
пищеварения. Когда встанет вопрос о переходе
от закаливания к систематическим занятиям
физкультурой, то необходимо будет обратиться
за советом к врачу и методисту по физкультуре,
они помогут учесть слабые и сильные стороны
физического развития вашего ребенка
и предложат ему самый подходящий вид
спорта.
Лучшими средствами
закаливания являются естественные силы
природы: воздух, вода, солнечные
лучи. Сочетание с
физическими упражнениями эффективность
закаливающих воздействий повышается.
Наиболее распространенная
и доступная форма закаливания - использование свежего воздуха.
Воздух действует на организм своей температурой,
содержанием влаги, движением частиц.
Воздушные закаливающие процедуры входят
в обычный режим дня:
- воздушные ванны при переодевании
ребёнка и во время утренней гимнастики;
сон в хорошо проветренной спальне
с доступом свежего воздуха (открытые
фрамуги, форточки);
- поддержание оптимального температурного
режима в помещении (температура +18...20°С);
- ежедневные прогулки на свежем
воздухе по 3-4 часа на свежем воздухе в
любую погоду тренируют терморегуляторный
механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям
температуры, влажности, движению воздуха.
Прогулки на свежем
воздухе отлично закаливают детей.
Бояться, что ребенок может во время прогулки
простудиться, не следует. Надо только
приучить его гулять в любую погоду, ежедневно
бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки
в холодное время года должна быть достаточно
теплой и легкой, чтобы не стеснять движений.
Не забывайте брать с собой на улицу игрушки,
лопатки, саночки и т. п., чтобы малыш двигался,
бегал.
Время прогулок должно быть
постоянным и соблюдать его необходимо
точно. Лучше всего совершать прогулки
между завтраком и обедом. Воздушные ванны
проводить лучше через час после еды. Для
детей 3-7 лет воздушные ванны в сочетании
с движениями начинать весной и летом.
Для детей других возрастных групп воздушные
ванны летом нужно проводить на улице
в теневых местах. При этом можно предложить
ребенку какое-то интересное занятие.
Кроме того, важно приучить детей спать
в местах с постоянным доступом воздуха
на улице, веранде или хотя бы при открытом
окне или форточке.
К закаливающим факторам относятся
также действие солнечных лучей.
Солнце влияет на рост и развитие живых
организмов, его считают источником всего
живого. Солнечный свет укрепляет деятельность
центральной нервной системы, оживляет
обмен веществ, повышает сопротивляемость.
В солнечном спектре имеются ультрафиолетовые
лучи, под влиянием которых в коже образуется
витамин Д (противорахитический). Однако
к солнечным процедурам нужно относиться
очень осторожно, так как после продолжительного
пребывания на солнце у детей появляется
слабость, раздражительность.
Закаливание солнцем начинают
со световоздушных ванн в тени деревьев,
затем переходят на местные солнечные
ванны, оставляют открытыми отдельные
участки тела, руки, ноги. Длительность
приёма ванн постепенно увеличивается,
проводятся они под контролем самочувствия
ребёнка. Голова ребёнка должна быть постоянно
закрыта от солнечных лучей светлой панамой.
В жаркий летний день обязательно требуется
питьё. Наилучшее время для приёма ванн
— с 10 до 11 часов утра. Продолжительность
первого сеанса - 4 минуты. Затем через
каждые 3 ванны надо добавлять 4 минуты;
постепенно продолжительность солнечной
ванны доводится до 20-30 минут. Во время
солнечной ванны ребенок должен менять
положение: лежать на спине, боках, животе.
По окончании солнечной ванны надо перейти
к обливанию водой, температура которой
26-28°. Вода действует сильнее на организм,
чем воздух, потому что обладает теплопроводностью.
Наиболее эффективный метод
закаливания — закаливание водой.
Использование для закаливания водных
процедур имеет свои особенности; вода
- более энергичный закаливающий фактор,
чем воздух. Он также должен прочно закрепиться
в режиме дня дошкольного возраста в ежедневных
процедурах:
- мытьё рук после сна или пользования
туалетом тёплой водой с мылом. Затем попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой;
- чистка зубов с полосканием
полости рта прохладной водой;
- полоскание горла кипячёной
водой после приёма пищи с постепенным
снижением её температуры.
При закаливании водой нужно
подобрать наиболее подходящий способ
его (обтирание, обливание, купание) или
постепенно переходить от одного к другому.
Умывание — самый доступный в быту вид
закаливания водой. Начинать надо тепловатой
водой (30-32 °С), постепенно снижая ее температуру
до комнатной, а затем использовать воду
из-под крана, мыть при этом руки, шею, лицо,
ноги, грудь. После умывания тело ребенка
растирают махровым полотенцем до легкого
покраснения. Вода для умывания на ночь
более теплая (на 2° выше утренней).
Обтирание — наиболее мягко действующая
водная процедура, которую можно применять
не только здоровым, но и ослабленным детям.
Рукавичкой, сшитой из мохнатой ткани,
обтирают тело по частям – руки , шею ,
грудь, живот ноги, спину. Руки и ноги обтирают
от пальцев вверх. Длительность первого
обтирания 6 – 8 минут, при этом в воду можно
добавлять соль и постепенно температуру
воды 34 – 350 снижать до комнатной. Детям
3 лет – до 24 – 280 . После обтирания надо
протереть тело ребёнка сухим полотенцем.
Обливание для здоровых детей в летнее
время можно начать без предшествующего
обливанию обтирания. Первоначальная
температура воды должна быть 39°, затем
через каждые три дня можно снижать её
на 1-2°, В теплые дни обливание делать на
воздухе, в холодные-— в помещении.
Обливание ног производится так. Ребенок
садится на низкий табурет или детский
стул, ноги ставит на деревянный брусок,
положенный на дно таза. Воду льют из ковша
или кувшина на нижнюю треть голеней и
стопы. Длительность обливания 20-30 секунд.
Температура воды вначале 27-28°, через каждые
10 дней ее снижают на 1-2 градуса. Конечная
температура воды не должна быть ниже
18°. После ножной ванны, обливания или
обмывания ноги вытирают досуха, затем
растирают руками до легкого покраснения.
Общее обливание — более сильная закаливающая
процедура, которую можно делать детям
начиная с 9—10-месячного возраста. Проводить
обливание рекомендуется ежедневно в
любое время года. Зимой процедуру можно
начинать лишь после того, как уже проводили
обтирания. Летом закаливание детей можно
начинать сразу с обливаний.
Ножные ванны — очень действенное средство
закаливания, поскольку ноги, особенно
стопы, наиболее чувствительны к охлаждению.
Проводят их перед ночным сном. Воздействию
подвергаются стопы и нижняя часть голени.
Начальная температура воды для детей
до 3 лет летом 33-35°, зимой – 35-36°. Постепенно
снижая через каждую неделю температуру
воды на 1 градус, доводят ее до 22-24° и ниже.
Продолжительность процедуры 1-3 минуты.
Ребенок в это время шевелит стопами, как
бы переступая по дну таза.
Очень благотворно на организм
ребенка влияет душ. Температура
воды при принятии его должна быть для
детей 1-2 лет 36-37° (снижается до 28°), а для
детей 3-7 лет — от 26 до 18°.
Душ можно применять детям только
с 1,5-летнего возраста. Эта водная процедура
тонизирует нервную систему ребенка, придает
ему бодрость, положительно действует
на аппетит и сон. Душ особенно полезен
вялым детям с плохим аппетитом. Температура
воды зимой должна быть не ниже 36°, летом
— 33—35°. Постепенно (на 1 градус через
каждую неделю зимой, а летом через 3—5
дней) ее снижают до 28°, а для детей 2—3
лет — до 25° и ниже.
Самый мощный закаливающий
фактор, гармонично сочетающий в себе
приятное и полезное — плавание. Занятия
на воде комплексно воздействуют на весь
организм, плавание и укрепляет его и закаливает.
Купание следует начинать при установившейся
погоде, лучше всего при температуре воды
23-24°.
Купание в реке, озере
и море — один из лучших способов
закаливания детского организма летом,
так как при этом сочетается воздействие
воздуха, солнечного света, воды и движений.
Под влиянием купаний улучшаются сон,
аппетит, обмен веществ. Поскольку холодная
вода оказывает на организм сильное действие,
целесообразно начинать такие процедуры
после небольшого курса обливаний или
душа.
В условиях средней полосы России
лучше всего начинать купание при температуре
воды в водоеме не ниже 22—23°, воздуха —
25—26°. Наилучшее время для купания от
10 до 12 часов утра. Если дети прошли предварительную
подготовку (обтирания, обливания), можно
входить в воду и при более низкой температуре.
Ребенку разрешается купаться
не чаще одного раза в день. Важно следить
за тем, чтобы дети входили в воду неразгоряченными,
но и не с охлажденным телом. Во время купания
надо заставлять ребенка больше двигаться
в воде и наблюдать за его состоянием.
При малейших признаках охлаждения (бледность
лица, синева губ, озноб) надо прекратить
купание. После выхода ребенка из воды
его следует растереть досуха, быстро
одеть и отвести в тень.