Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 10:42, контрольная работа
Краткое описание
Закаливание - мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Содержание
Введение 3 1. Закаливание как комплексная система воспитательно-оздоровительных воздействий. Физиологическая основа закаливания. 4-5 2. Основные принципы закаливания. 6-8 3. Условия эффективного научно обоснованного закаливания детей. Средства и методы закаливания. 9-15 4. Нетрадиционные методы закаливания. 16-18 5. Особенности закаливания детей в домашних условиях. 19-22 6. Рекомендации для родителей по организации и проведению закаливающих процедур в домашних условиях. 23-27 Заключение 28 Список используемой литературы 29
Не стоит проводить закаливания
сразу после прививок или если малыш заболел
- посоветуйтесь по поводу возобновления
процедур с Вашим терапевтом.
Еще раз напоминаем, что закаливание
нужно проводить в комфортных условиях:
следите, чтобы малыш не переохладился.
2. Если ребенок
собирается пойти в школу, подумайте, готов ли он к этому?
Ведь школа предъявляет высокие и серьезные
требования к здоровью детей. У Вас есть
время укрепить здоровье малыша, подготовить
его физически к предстоящей напряженной
умственной деятельности.
Известно, что чаще всего дети
пропускают уроки из-за простудных заболеваний,
а закаливание
- самое действенное средство борьбы с
ними.
Весь повседневный быт ребенка
надо строить так, чтобы он не изнеживался,
а закалялся. Первым требованием является
обеспечение чистого, свежего воздуха
в помещении и правильное сочетание температуры
воздуха и одежды ребенка.
Однако пользу закаливающие
процедуры принесут при соблюдении следующих
правил:
- предварительно посоветуйтесь
с участковым педиатром, который знает
Вашего ребенка и может дать рекомендации
при выборе методов закаливания с учетом
состояния его здоровья;
- постепенно увеличивайте
силу закаливающего фактора (воздуха,
воды, солнца);
- закаливание проводите
систематически, поскольку даже
при небольших перерывах (10 дней)
полностью исчезает достигнутый
эффект;
- добивайтесь положительного
эмоционального отношение! ребенка
к закаливающим процедурам.
Закаливание воздухом - это не только специальные
процедуры, но и ежедневная влажная уборка,
и многократное проветривание помещения,
поддерживание в нем оптимальной температуры
воздуха + 20°С; во время гимнастики и подвижных
игр она может быть ниже + 16°С. Ребенок должен ежедневно
гулять. Даже в ненастную погоду и
зимой быть на воздухе не менее 3,5–4 часов.
К специальным закаливающим
процедурам относятся общие воздушные
ванны, их начинают при температуре воздуха
22°С продолжительностью 3–5 минут с последующим
снижением температуры до 18 "С и увеличением
продолжительности до 10–15 мин. При этом
постепенно облегчается одежда ребенка:
вначале обнажают руки (заменяют рубашку
с рукавами майкой, затем снимают майку,
оставляя малыша в одних трусиках).
Закаливание свежим воздухом
полезно всем детям, но особенно важно,
если ребенок ослаблен. В то же время известно,
что многие родители ошибочно считают
необходимым всячески оберегать от «дуновения
воздуха» слабого, часто болеющего ребенка.
Нередко забота о нем сводится к тому,
что его как можно теплее одевают, кутают.
В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет
его движения, в результате — очередная
простуда.
Свежий воздух — замечательное
средство закаливания детского организма!
Закаливание водой оказывает более сильное воздействие.
Поэтому начинать его желательно после
короткого курса закаливания воздухом.
Водные процедуры делятся на местные и
общие. Наиболее доступная местная водная
процедура — обливание ног. Из ковша или
лейки быстро обливают нижнюю половину
голеней и стопы. Первоначальная температура
воды — 30°С. Постепенно снижая ее через
1–2 дня на 2 "С, доводят до 16-14°С. Сразу
же после процедуры ноги ребенка насухо
вытирают жестким полотенцем.
Закаливающий эффект усиливается,
если применять контрастное обливание
стоп.
Одно из важнейших
правил закаливания — постепенность,
переход от процедур, оказывающих менее сильное
воздействие, к более сильным, от местных
к общим. Поэтому, прежде
чем начать такие процедуры, как обтирание
тела, обливание, необходимо приучить
ребенка ходить дома не в колготках, а
в носках, после этого — босиком.
Общие закаливающие водные
процедуры проводятся при температуре
воздуха не ниже 23°С. Начинать надо с обтирания
тела мягкой варежкой, смоченной водой.
Вначале, слегка массируя, обтирают руки
и ноги от пальцев вверх (по ходу движения
лимфы и крови), затем грудь, живот, спину
- обязательно в такой
последовательности.
Начальная температура воды
34–35 оС через 3–4
дня снижается на 2°С и доводится до 22°С.
Для ослабленных детей начальная и конечная
температура должна быть на 2–4 0С выше, а
темп ее снижения более медленный. Обтирание
делают в течение 2 месяцев (для получения
эффекта тренировки), а затем переходят
к более сильной процедуре — к обливанию.
Если Ваш ребенок заболел, обязательно
обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным,
не отменяйте закаливающие процедуры,
лишь несколько повысьте температуру
воды (на 2-3°С по сравнению с той, которая
была до заболевания).
Научите ребенка систематически
полоскать рот и горло водой комнатной
температуры. Это способствует закаливанию
носоглотки, предупреждает разрастание
миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание
оказывает массирующее действие на слизистую
оболочку полости рта, миндалин и задней
стенки глотки. На каждое полоскание необходимо
примерно 1/3 стакана воды.
Закаливание солнечными
лучами возможно только после «зимней»
подготовки организма ребенка воздушными
ваннами и водными процедурами, поскольку
солнце действует гораздо сильнее, чем
воздух и вода. В летние месяцы в средней
полосе нашей страны лучшее время для
пребывания детей под лучами солнца —
с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну
можно не ранее, чем через 1,5 часа после
еды и заканчивать не позднее, чем за 30
минут до еды. Это обосновано тем, что высокая
температура угнетает выделение пищеварительных
соков.
Закаливающее действие солнца
можно постепенно увеличивать, меняя одежду
ребенка: вначале на него надевают рубашку
с короткими рукавами, снимают колготки,
носки, затем через 2 дня оставляют в одних
трусиках. Голова ребенка всегда должна
быть защищена от солнца головным убором.
Еще раз напоминаем!
Ослабленные дети особенно
нуждаются в закаливании, от Вашего внимания
к рекомендациям врача, настойчивого,
терпеливого их выполнения зависит, каким
Ваш ребенок придет в школу, как будет
справляться с новым для него режимом
и нагрузками.
Наши советы адресованы, в первую,
очередь родителям здоровых детей. Вам
также необходимо внимательно наблюдать
за состоянием ребенка, за его реакцией
на закаливающие процедуры.
Признаки, по которым
можно определить, эффективно ли закаливание:
Настроение - жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально
реагирует на окружающее.
Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию,
активно участвует во всех играх и занятиях.
Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная
усталость.
Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые
блюда, вовремя еды не отвлекается.
Сон - спокойный, глубокий,
засыпает быстро (через 5–10 минут), во время
сна отмечается расслабление мышц, ребенок
не пробуждается от звука, света.
При изменении одного из перечисленных
показателей — неустойчивость настроения,
подавленность, раздражительность, плаксивость,
повышенная утомляемость, ухудшение аппетита,
сна — необходимо обратиться к врачу и
по его рекомендации внести коррективы
в закаливающие процедуры: сократить продолжительность,
повысить температуру воды, заменить процедуру
другой и. т.п.
Самое главное —
не прекращать закаливания!
Заключение
Закаливая тело и дух, здороваясь
со всеми людьми, хотя бы мысленно, занимая
свое место в природе, не нарушая равновесия
в ней, побеждая человеческие пороки, становясь
добрым, внимательным, отзывчивым по отношению
к людям, человек достигает не только физического,
но и нравственного здоровья.
И как важно, чтобы такими людьми
были работники дошкольных учреждений,
которые формируют базу будущей жизненной
позиции подрастающего человека. И если
педагоги приняли всем сердцем и душою
систему закаливания, они сделали шаг
к новому образу мысли и жизни, который
поможет обрести истинную радость, счастье,
душевный покой. Это они передадут детям,
нашему будущему, помогут сохранить наш
прекрасный мир.
Список
использованной литературы
Баранова С.В. Укрепление организма
/ С.В.Баранова. - М.: ЦПФС «Единение», 2007. - 164 с.
Воронцова И.М. Закаливание
детей с применением интенсивных методов.
Метод. рекомендации / И.М.Воронцова, Л.А.Беленький. - СПб.: Медицина, 1990. - С.27.
Голубева Л.Г. Закаливание малыша.
Пособие для родителей / Л.Г. Голубева,
И.А. Прилепина; под ред. В.А. Доскина. - М.: Просвещение, 2007. – 30 с.
Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. - М.: Просвещение, 2004. – 143 с.
Капранова Е. Как закалялась сталь: укрепляем здоровье с самых первых дней / Е. Капранова // Мама и малыш. – 2004. - №05. – С.22.
Праздников В.П. Закаливание
детей дошкольного возраста / В.П.Праздников. - Л.: Медицина, 1989. – 128 с.