Занятия физкультурорй при дальнозоркости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 14:48, реферат

Краткое описание

У меня врожденная дальнозоркость сочетанное с косоглазием и астигматизмом. Мне запрещали даже просмотр телевизора и работы за компьютером не более 1 часа в день. Мне была сделана операция на коррекцию косоглазия, но слишком поздно в 25 лет итак к 28 у меня те же проблемы со зрением что и в детстве, но и проблемы с гиподинамией. Надо найти компромисс между нарушенным зрением и общим состоянием здоровья.

Содержание

Введение -----------------------------------------------------------------------------------------------------1
Группы здоровья ------------------------------------------------------------------------------------------1
Абсолютные и относительные противопоказания для занятий физической культурой----2
Заболевания глаз краткая характеристика --------------------------------------------------------5
Виды спорта и противопоказания к ним при гиперметропии -------------------------------6
История моего заболевания ----------------------------------------------------------------------------9
Общие упражнения при нарушения зрения-------------------------------------------------------11
Упражнения по Брэггу----------------------------------------------------------------------------------16
Йога для глаз ----------------------------------------------------------------------------------------------22
Список литературы--------------------------------------------------------------------------------------24

Вложенные файлы: 1 файл

ghtu.docx

— 377.21 Кб (Скачать файл)


 

Балтийский Федеральный Университет  им. Канта

реферат на тему «Занятия физкультурорй при дальнозоркости»

Сделала Монастерецкая Светлана Юрьевна

 

 

 

 

 

 

Введение -----------------------------------------------------------------------------------------------------1

Группы здоровья ------------------------------------------------------------------------------------------1

Абсолютные и относительные противопоказания для занятий физической культурой----2

Заболевания глаз краткая характеристика --------------------------------------------------------5

Виды спорта и противопоказания к ним при гиперметропии -------------------------------6

История моего заболевания ----------------------------------------------------------------------------9

Общие упражнения при нарушения зрения-------------------------------------------------------11

Упражнения по Брэггу----------------------------------------------------------------------------------16

Йога для глаз ----------------------------------------------------------------------------------------------22

Список литературы--------------------------------------------------------------------------------------24

 

Мне много лет давали освобождение от физкультуры и я никогда не хотела его оспорить. В последнее время пришло понимание, что при активных занятиях физическими нагрузками например летом я чувствую себя лучше. Поэтому я взяла эту тему чтобы окончательно определиться правы врачи или они слишком меня перестраховывают.

У меня врожденная дальнозоркость сочетанное с косоглазием и астигматизмом. Мне запрещали даже просмотр телевизора и работы за компьютером не более 1 часа в день. Мне была сделана операция на коррекцию косоглазия, но слишком поздно в 25 лет итак к 28 у меня те же проблемы со зрением что и в детстве, но и проблемы с гиподинамией. Надо найти компромисс между нарушенным зрением и общим состоянием здоровья.

Физическая культура – единственный предмет в программе, который напрямую связан со здоровьем студентов. Это вовсе не означает, что от занятий по физической культуре надо освобождать тех, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, людям с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а чаще всего даже более, чем здоровым. Но при этом физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям человека, в том числе особенностям состояния их здоровья. Студенты со сходным состоянием могут быть отнесены к нескольким группам здоровья:

 

Группа здоровья I –здоровые люди, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, и студенты, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития;

Группа здоровья II –здоровые люди, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3 – 5 лет, с врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям;

Группа здоровья III – люди с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;

Группа здоровья IV – люди, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями;

Группа здоровья V – люди, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.

 

Комплектование специальных медицинских групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по следующим заболеваниям:

      1      с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем;

              студенты с травмами (заболеваниями) опорно–двигательного аппарата;

      2      с заболеваниями периферической  нервной системы;

      3      имеющие отклонения со стороны  слуха или зрения ;

      4      имеющие отклонения со стороны  центральной нервной системы (неврозы);

    

Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.

 

Абсолютные противопоказания (физические нагрузки запрещены):

  • недостаточность кровообращения II—III степени;
  • острый инфаркт миокарда;
  • активная фаза ревматизма,
  • миокардит;
  • стенокардия покоя;
  • эмболия легочной артерии;
  • инфаркт трансмуральный;
  • аневризма аорты;
  • острое инфекционное заболевание;
  • тромбофлебит и сердечная недостаточность;
  • тахикардия покоя,
  • экстрасистолия и другие нарушения ритма;
  • стеноз аорты и почечной артерии;
  • миопия (близорукость) более 7 диоптрий.

 

Относительные противопоказания (строго дозированные нагрузки под наблюдением врача):

 

  • суправентрикулярные нарушения ритма сердца
  • миопия (близорукость) более -5;ъ
  • системная или легочная гипертензия;
  • умеренно выраженный стеноз аорты;
  • неконтролируемые заболевания обмена веществ (диабет, тиреотоксикоз, микседема и др.);
  • выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца;
  • токсикоз беременных;
  • гипертония II—III степени;
  • ретинопатия III степени;
  • пороки сердца с выраженным цианозом;
  • резко выраженная анемия;

начительно выраженное ожирение (III степени), протекающее с одышкой;

почечная и печеночная недостаточность;

  • заболевания опорнодвигательного аппарата, ограничивающие двигательную активность;
  • заболевания крови (эритремия, лимфогранулематоз и др.).

 

Занятия физкультурой в специальных медицинских группах рекомендуются при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевых путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОР-органов; кожные болезни.

В рамках спецмедгруппы выделяют подгруппу А – с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (после травм и перенесенных заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по физической культуре в учебных заведениях в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подгруппе А, занимаются физической культурой по специальной программе в учебном заведении под руководством преподавателя физической культуры.

Подгруппа Б – имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или оздоровительного характера под контролем квалифицированного педагога и врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются физической культурой в поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере или в учебном заведении под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного медицинского работника по индивидуальным программам.

При прогрессирующем улучшении состояния здоровья дети подгруппы Б могут быть по рекомендации лечащего врача переведены в подгруппу А. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования.

В зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (лыжные прогулки, бег в сочетании с ходьбой, плавание, катание на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработку правильной осанки. Исключаются упражнения с тяжестями в положении стоя.

Ходьба как физическое упражнение – ценное средство для улучшения деятельности ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Если ее регулярно совершать по пересеченной местности (вдоль берега моря, реки, озера, в парке и пр.), то имеет место тренирующий эффект и профилактика (превентивный эффект) заболеваний. Положительные эмоции при этом благоприятно влияют на ЦНС больного. Во время ходьбы дыхание должно быть ритмичным, глубоким, не следует задерживать дыхание и разговаривать во время ходьбы. Дышать надо через нос, особенно зимой. Ходьба должна быть продолжительной (до появления испарины на лбу), но не утомительной.

Бег – физическое упражнение с большой но достаточно легко дозируемой нагрузкой. Он развивает выносливость, особенно полезен для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, ожирения и др. Его лучше сочетать с ходьбой и дыхательными упражнениями. Ходьбу и бег можно проводить днем или вечером, а во время урока – в основной и заключительной частях.

Применение ходьбы, бега и их чередование дадут эффект только в том случае, если занятия будут проводиться 3 – 4 раза в неделю (по 35-45 мин) и при ежедневных самостоятельных занятиях (прогулки, дозированная ходьба, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках и др.). Процентное соотношение ходьбы и бега в первые 2-3 недели занятий – 3 : 1. Постепенно, по мере адаптации к физическим нагрузкам, время ходьбы в тренировочном цикле сокращается и увеличивается время бега. Потом включаются ходьба и дыхательные упражнения. И только затем постепенно увеличивается темп и ритм бега при частоте сердечных сокращений не больше 130—145 уд/мин. Сочетание ходьбы и бега дает тренирующий и профилактический эффект для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями легких, эндокринной системы.

Велосипедный спорт способствует усилению обмена веществ, тренировке кардиореспираторной системы и др. Велопрогулки показаны при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем и нарушении обмена веществ, а также при последствиях травм суставов ног (для разработки тугоподвижности и тренировки мышц). Зимой велопрогулки заменяются упражнениями на велотренажерах.

Катание на коньках рекомендуется при многих заболеваниях сердечно-сосудистой системы, легких, обмена веществ, неврозах и др., для нормализации обменных процессов, улучшения функционального состояния и тренировки сердечно-сосудистой системы. Кроме того, катание на открытом воздухе обладает еще и закаливающим эффектом. Дышать следует через нос, одежда должна соответствовать погоде, не стеснять движений.

Плавание – отличное тренирующее и закаливающее средство. Если плавание сочетать с прогулками (воздушные, солнечные ванны), играми, то оздоровливающий эффект еще более возрастает. Плавание усиливает деятельность кардиореспираторной системы и обмен веществ, а при травмах и заболеваниях позвоночника ведет к уменьшению (исчезновению) болей и улучшению подвижности в суставах. Осторожность следует проявлять при заболеваниях сердца, легких, ЛОР-органов, особенно в осенне-зимний период из-за опасности переохлаждения и обострения или возникновения простуды.

Особенно важно сочетание физических нагрузок с закаливанием для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, так как такие занятия повышают общую тренированность организма, способствуют нормализации обменных процессов, функционального состояния, а также ведут к усилению закаливания и предупреждают простудные заболевания.

Во время мышечной работы увеличивается циркуляция крови и улучшается метаболизм тканей. Исследования показывают, что в состоянии покоя от 25% до 40% крови находится в так называемом депо (печень, селезенка, кожа и др.), около 50% капилляров не функционирует, снижена вентиляция в альвеолах. При выполнении физических упражнений часть крови из депо поступает в общий поток и принимает участие в обмене веществ. Если учесть, что 44% массы тела составляет мышечная ткань, то можно оценить роль мышечной работы в нормализации кровообращения и обмена веществ. Как было показано ранее, именно активация кровообращения при мышечной работе является главным фактором, оказывающим и лечебное и профилактическое воздействие.

Реакция организма на физические нагрузки различна. Имеет значение состояние здоровья, возраст, пол, время года (биоритмы) и др., но во всех случаях разумного применения физическая культура оказывает положительное влияние на организм.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Их содержание и продолжительность зависят от характера заболевания, его течения и частоты обострений, а также функционального состояния. Во вводной части – общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, дыхательные упражнения; в основной – упражнения, специфические для данной патологии, подвижные игры, элементы спортивных игр; заключительная часть – дыхательные упражнения, ходьба, упражнения на релаксацию, выработка правильной осанки и пр.

Физиологическая кривая занятия должна представлять собой линию, поднимающуюся в основной части урока (волнообразно) и заметно снижающуюся к концу урока. Незначительный подъем или почти горизонтальная линия в основной части урока свидетельствует о недостаточной нагрузке и т.д.

Занятия проводятся по расписанию, согласно программе для вузовских специальных медицинских групп, 2 раза в неделю по 90 мин. Такой режим выполнения нагрузок не позволяет добиваться существенных положительных сдвигов. С физиологической точки зрения лучше проводить 3–5 занятий в неделю по 35–45 мин. По-видимому для специальных медицинских групп продолжительность активной части занятия не должна превышать 60 мин, включая организационные мероприятия. На практических занятиях так же можно давать индивидуальные или общие рекомендации по выполнению нагрузок в те дни, когда нет аудиторных занятий по физкультуре. В качестве таких занятий можно рассматривать, например, передвижение к месту учёбы или домой не на транспорте, а пешком. Включение таких занятий в повседневную жизнь позволит добиться гораздо большего эффекта, чем полуторачасовые занятия 2 раза в неделю.

Информация о работе Занятия физкультурорй при дальнозоркости