Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 08:41, курсовая работа
Цель работы: Изучение игрового и соревновательного метода в физическом воспитании
Задачи:
1. Изучить теоретические основы игрового и соревновательного методов
2. Раскрыть основы методики игрового и соревновательного методов
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.Теория игрового и соревновательного методов 4
1.1 Особенности игрового метода и его применения в физическом воспитании 4
1.2. Соревновательного метода и его применение в физическом воспитании 9
ГЛАВА 2.ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1 Характеристика исследования 14
2.2. Методы оценки эффективности эксперимента 18
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 20
3.1 Результаты практического внедрения игрового и соревновательного методов в тренировке спортсменов 20
3.2 Разработка рекомендаций по использованию данных методик на практике 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования4.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие), во втором – об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие подобные им состязания).
Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках. Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели – победы.
Соревновательный метод широко используется в тренировке спортсменов высокого класса[15].
В практике используются несколько методических подходов:
– выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки;
– состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной подготовки, но требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных сочетаний освоенных ранее элементов);
– введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного соревновательного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);
– «смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнений.
Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях[17].
Таким образом, соревновательный метод используется при решении разнообразных педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях.
Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства
Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового и соревновательного методов.
При применении игрового метода важно избегать механического переноса моделей игр (описанных в пособиях и сборниках) в практику учебной работы, а формы игрового метода модифицировать и модернизировать в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий. Целесообразно применять на уроках физической культуры следующие формы игрового метода: игровые упражнения, задания, подвижные игры, сюжетную организацию занятий, а также игровые снаряды, тренажеры.
Для воспитания скоростно-силовых качеств можно рекомендовать следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «самые лучшие прыгуны», эстафета, «прыжки через мяч», «передай быстрее», «кто дальше бросит», «метание в щит», «количественная передача».
Для воспитания выносливости рекомендуются следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «салки», «эстафета с возвращением», «кто быстрее перекатит мяч», «занимай свободное место», «ласточка», «охотники»[18].
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
2.Основными методическими особенностями игрового и соревновательного методов являются: обеспечивают всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, наличие соперничества, широкий выбор разнообразных способов достижения цели, соблюдение условий и правил в условиях противоборства,
3.В практике физического
ГЛАВА 2.ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для этапа начальной спортивной специализации я предлагаю методику, включающую ознакомительный, подготовительный и основной этапы. Ознакомительный этап предусматривает формирование у занимающихся положительной мотивации на занятия психорегуляцией.
Контрольная группа – 22 человека.
Вид спорта – бокс., четверг продолжительностью 1-1,5 часа (с 19-00 до 20-00 – 20-30 часов).
Экспериментальная группа – 24 человека. В экспериментальную группу входят спртсмены, занимающиеся не более 1-1,5 года. Занятия проводятся в раза в неделю: понедельник, четверг. Продолжительность занятий 1-1,5 часа (с 19-00 до 20-00 – 20-30 часов).
До начала эксперимента занятия в обоих группах проводились по схожей программе, включающей, главным образом, техническую подготовку.
Исследование рассчитано на 1 – 1,5 месяца.
Была разработана комплексная методика по оптимизации психических состояний боксеров. На первом этапе использовались различные средства и методы регуляции с целью создания у спортсменов представления о том, чего они должны достигнуть самостоятельно. На ознакомительном этапе производились формирование положительной мотивации у спортсменов к занятиям по психологической подготовке, беседа со спортсменами и тренерами о пользе и необходимости психорегуляции, об основных приемах работы и ожидаемых результатах. Проводились занятия на выработку мышечной релаксации, использовались методы психомышечной релаксации Э. Джекобсона. Спортсмены обучались напрягать и расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении, далее расслаблять «ненужные» мышцы при ходьбе, беге, выполнении технико-тактических действий. Спортсменам предлагалось путем самонаблюдения установить, какие группы мышц у них больше всего напрягаются при отрицательных эмоциях, затем посредством релаксации локальных мышечных напряжений предупреждали отрицательные эмоции. Каждая тренировка начинается со сосредоточения на спокойствии, которое, как известно, не является сама по себе упражнением аутогенной тренировки.
Цель – сужение сознания, фильтрация внешних ощущений, подавление внутренних раздражителей и обрывков мыслей. Формула успокоения звучит так: «Я совершенно спокоен» (1-2 раза). Если перед тренировкой спортсмены нервничали или были сильно возбуждены, то рекомендовалась следующая формула: «Я совершенно спокоен и расслаблен» (1-4 раза). Следует вести себя пассивно, не включая волю. В процессе тренировки спортсмены последовательно овладевали упражнениями:
Если то или иное упражнение было хорошо освоено, длинные формулы самовнушения заменялись краткими: «спокойствие», «тяжесть», «тепло», «сердце и дыхание спокойные», «солнечное сплетение теплое», «лоб прохладный». Эти семь ступеней Шульц относил к низшей ступени аутогенной тренировки (АТ-1).
К высшей ступени аутогенной тренировки (АТ-2) относятся упражнения на тренировку воображения (со способностью к визуализации представлений). Проделав АТ-1, спортсмены учатся сознательно мотивировать свое подсознание, от 10 до 30 раз внушают себе формулы цели (выиграть конкретные поединок или соревнования). Можно соединять этот процесс, произнося с каждым ударом сердца один слог, или проговаривать скороговоркой, если мешает шум. Упражнения на расслабление необходимо проводить в соответствующей позе (позе извозчика) или удобно лечь на спину и подложить что-нибудь под голову.
Навыки произвольного мышечного расслабления и тонизации имеют огромное значение в спорте, открывают путь к целенаправленному совершенствованию двигательных навыков и снижению их энергоемкости. У нетренированных людей выполнение движения сопровождается напряжением лишних групп мышц, не имеющих к нему прямого отношения. С другой стороны, даже те группы мышц, участие которых в движении необходимо, сохраняют после него остаточное напряжение. Все это приводит к лишним энергетическим затратам организма. Для того чтобы сделать работу энергетически более экономичной, нужно научиться мгновенно расслаблять выключающиеся из работы мышцы и освобождаться от лишних напряжений других групп мышц.
На втором этапе педагогического эксперимента спортсмены овладевали аутогенной тренировкой в целом и использовали психотехнические игры. Происходило знакомство с психомышечной тренировкой по методу А.В. Алексеева, совершенствовались формулы самовнушения. Формулы строились таким образом, чтобы они могли поднять тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы. Мобилизующие формулы лучше проговаривать про себя с закрытыми глазами, чтобы лучше сосредоточиться на соответствующих мысленных образах (Возникает чувство легкого озноба… Все мышцы легкие, упругие, сильные! Я приятно возбужден! Я полон энергии… Я – как сжатая пружина! Я полностью мобилизирован! Я готов действовать! Активно и успешно!). Кому-то больше подойдут две-три формулы, созданные на основе опыта, например: «Хожу босиком по снегу», «Купаюсь в проруби», «Стою на краю пропасти» и т.п. Образное представление подобных ситуаций и своего состояния, при этом оформленное в точные фразы, также способно вызвать подъем тонуса симпатической нервной системы, а следовательно, и необходимую мобилизацию сил организма. На третьем этапе также производилось обучение в форме тренинга основам НЛП, использовалась техника – привязки состояний спортсменов к шаблонам поведения, когда стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказывается связанной с некоторой реакцией и запускает ее появление, изменяется психическое состояние спортсмена. Самая важная задача при работе с якорями – это не сама установка якоря, а вызов состояния, которое потом можно использовать. Для этого существуют активные способы вызова состояния:
Якоря могут быть тактильными (ставятся прикосновением к телу спортсмена), аудиальными (ставятся определенной характеристикой голоса: интонация, высота, скорость), с помощью подручных предметов (колокольчика, имитатора соревновательной сирены). Большинство якорей устанавливается путем большого количества повторений – постоянно воспроизводящейся связи «стимул-реакция».
Прежде всего спортсмену необходимо идентифицировать нужный для него ресурс, например, уверенность, собранность, спокойствие. Затем следует вспомнить случай из жизни, когда был этот ресурс, также предлагается выбрать якоря из трех репрезентативных систем. Когда переживание ресурсного состояния достигнет своего пика, нужно «включить» якоря, причем следует точно идентифицировать тот сигнал, который дает знать, что действительно спортсмен входит в это состояние. Это может быть нечто кинестетическое, например, нажатие на определенную точку плеча или руки или просто сжимание большого и указательного пальцев, сжимание кулака; аудиальные якоря, произнесенные созвучным ресурсному состоянию тоном; и даже визуальные, например, некий образ или символ, соответствующий ресурсу.
Необходимо помнить, что якорение должно присутствовать на каждом занятии тренинга. Руководителю тренинга в обязательном порядке рекомендуется поставить у обучаемых два якоря: комфорта и «здесь и теперь». Первый якорь необходим для того, чтобы участник тренинга в любой момент мог быть возращен в состояние удобства и спокойствия, ведь во время проработки его проблемы руководитель может столкнуться с крайне неприятными ситуациями и состояниями из жизни спортсмена.
На заключительном этапе педагогического эксперимента для обеспечения оптимального боевого состояния перед соревнованиями использовался синтез упражнений НЛП, АТ, ПМТ, подбирались подходящие формулы для каждого спортсмена. Также использовались такие методы педагогического воздействия в комплексе с вышеперечисленными, как разъяснение, убеждение, одобрение, похвала, требование, приказ, примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов, критика и т.д.
Цель опытно-экспериментальной работы: оценить успешность применения игрового и соревновательного методов на занятиях по физической культуре в детском саду.
Основываясь на положениях об опытно-экспериментальной работе, нами был проведен констатирующий срез знаний, умений и навыков дошкольников.
Информация о работе Использование игрового и соревновательного элементов в подготовке спортсменов