Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 08:41, курсовая работа
Цель работы: Изучение игрового и соревновательного метода в физическом воспитании
Задачи:
1. Изучить теоретические основы игрового и соревновательного методов
2. Раскрыть основы методики игрового и соревновательного методов
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.Теория игрового и соревновательного методов 4
1.1 Особенности игрового метода и его применения в физическом воспитании 4
1.2. Соревновательного метода и его применение в физическом воспитании 9
ГЛАВА 2.ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1 Характеристика исследования 14
2.2. Методы оценки эффективности эксперимента 18
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 20
3.1 Результаты практического внедрения игрового и соревновательного методов в тренировке спортсменов 20
3.2 Разработка рекомендаций по использованию данных методик на практике 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Применение в боевых искусствах: увеличивается скорость выполнения начального движения из расслабленного состояния.
Результаты замера спортивных показателей участников контрольной группы полностью подтвердили теорию о поставленных задачах внедрения данных методов.
Кроме того, были проведены исследования самочувствия спортсменов во время тренировки, по методике САН.
Инструкция к методике диагностики САН: вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в данный момент с помощью 30 признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая более точно описывает выше состояние ( прил. №1).
При подсчете крайней степени выраженности негативного полюса оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса в семь баллов. Полученные баллы группируются по трем категориям:
Самочувствие – сумма баллов по шкалам 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26;
Активность – сумма баллов по шкалам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28;
Настроение – сумма баллов по шкалам 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Нормальные оценки состояний лежат в диапазоне 5-5,5 баллов.
Сравним результаты тестирования психологического состояния боксеров. Изобразим графически процентное соотношение боксеров получивших высокие баллы в соответствующих шкалах (более 5), проводимого с учетом познавательного интереса и без него.
Диаграмма. Результаты диагностики оперативной оценки САН:
- тренировка, проводимая с учетом спортивного интереса.
- тренировка без
учета познавательного
Очевидно, что спортсмены боксеры на тренировке, проводимой с учетом спортивного интереса оценивают свое психическое состояние более высоко, чем на уроке типа «Б».
Особенно разительное значение видно в шкале настроения, это связано с эмоциональной окраской спортивного интереса, интерес вызывает положительные эмоции, а, следовательно, повышает настроение. Но наиболее значимым для нас является значительное повышение активности, так как он более плотно связан с познавательной деятельностью. Именно за счет него в большей степени идет улучшение результатов обучения.
Примеры упражнений, методы и условия их выполнения, способствующие сокращению времени реакции выбора спортсмена
Тело человека - удивительный механизм. В нем происходит бесконечное множество отлично координированных явлений. Они обеспечивают непрерывное осуществление сложных функций, таких, как зрение, дыхание, слух, обработка информации, без вашего сознательного усилия.
Быстрота -- это способность выполнять то или иное упражнение в кратчайшее время. Различают обычно три основные формы проявления общей быстроты:
1. Быстрота двигательной реакции.
2. Быстрота одиночного сокращения.
3. Темп движений.
Быстрота двигательной реакции складывается из простой и сложной реакций.
Простая реакция -- это такая реакция, когда на заранее обусловленный сигнал организм спортсмена отвечает заранее обусловленным действием. Например, футболист должен сделать рывок и ударить по мячу, как только он покажется в поле зрения.
Сложная реакция - это реакция на движущийся объект и реакция выбора. Эта реакция особенно важна в футболе. От нее зависит умение быстро оценить обстановку, принять соответствующее решение и выполнить его. Быстрота одиночного сокращения зависит также и от силы сокращения.
Темп движений зависит от способности спортсмена быстро «включать» соответствующие мышцы и уметь быстро расслабляться.
Все эти три формы быстроты движения не зависят друг от друга. У футболиста, к примеру, могут быть отличная двигательная реакция и недостаточный темп движений, и наоборот. Поэтому тренер и спортсмен должны учитывать рациональные средства и методы для воспитания всех форм проявления быстроты. Особенно следует уделить внимание воспитанию быстроты двигательной реакции и сокращения времени латентного (скрытого) периода, как простой, так и сложной двигательной реакции. С этой целью в тренировку включаются не только пробегание с максимальной быстротой коротких отрезков, но и различные упражнения на внезапно появившийся мяч, на решение определенных двигательных задач в игровой и соревновательной обстановке.
Для развития быстроты реакции используются специальные задания на реагирование в процессе выполнения обще подготовительных, специально-подготовительных и боевых упражнений.
Тренер, желающий развить быстроту реакции у спортсменов, должен:
1. Вырабатывать у них
установку на максимально
2. Создавать во время
выполнения упражнений
3. Преодолевать у спортсменов напряженность и скованность движения, которые вызваны или их неправильной координацией, или эмоциональным состоянием спортсменов: страхом перед противником, опасением получить удар, излишней горячностью.
4. Учить подопечных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данный момент существует огромное количество различных методов обучения. Традиционная классификация предполагает следующие виды обучения: словесный (лекция), работа с источниками, наглядный (демонстрация образца), практический (эксперимент). Однако, такой подход в настоящее время не сможет удовлетворить даже школьников, не говоря уже о подготовке профессионалов. В связи с этим, в последние годы ведется поиск путей повышения эффективности обучения за счет активизации слушателей и интенсификации самого процесса. Одно из перспективных направлений, находящееся сейчас на волне популярности, это «проблемное обучение». Здесь активность обучающихся стимулируется за счет специальной организации учебного материала.
Цель опытно-экспериментальной работы: оценить успешность применения игрового и соревновательного методов на занятиях по физической культуре в детском саду.
Основываясь на положениях об опытно-экспериментальной работе, нами был проведен констатирующий срез знаний, умений и навыков дошкольников.
Для диагностики моторного развития часто применятся двигательный тест Н. И. Озерецкого (Н. И. Озерецкий , 1928) , разработанный в 1923 году. 52% качества – показатель недостаточной сформированности физических качеств детей дошкольного возраста. В рамках написания нами курсовой работы и организации экспериментальной работы нами были предложены игры и варианты соревновательных упражнений, применяемых на занятиях по физическому воспитанию в детском саду в подготовительной к школе группе.
Упражнения, выполняемые в игровой и соревновательной форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.
Проанализировав полученные данные на контрольном этапе проведения эксперимента можно отметить, что качественный показатель успешности стал выше, - 60% соответственно. Увеличилось количество дошкольников, выполнивших полностью 4 задания с 8 человек до 10 и снизилось количество, выполнивших 3 из предложенных заданий с 12 до 10. Таким образом, можно отметить, что внедрение игр и соревновательных упражнений в качестве средства физического воспитания имеет положительный результат и эффективно влияет на физическое развитие дошкольник
При проведении занятий по физической культуре выяснилось, что учащиеся наиболее включены в занятия при организации и проведении игр, изучении их правил.
Игры традиционно популярны среди людей всех возрастов благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Практически во всех образовательных учреждениях спортивные игры включены в учебные программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе.
Особенности игр как средства физического воспитания определяются спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта. Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущих только конкретной игре соревновательных действий — приемов игры (техники).
Проанализировав данный вопрос в теории педагогике и проведя практическое исследования эффективности игры и соревнования в качестве метода физического воспитания, мы цель, определенную в работе, выполнили.
Рассмотренные методы , помогут обширнее представить развитие качеств саморегуляции и взглянуть на все это с творческой стороны, поэтому конструирование тренировочных занятий, применение различных средств и методов и есть творческий подход педагога.
На основе проделанной работы мы рекомендуем использовать в учебно-тренировочном процессе боксеров разработанную нами комплексную методику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1. Примеры упражнений
Упражнение со свистком
Правильное выполнение: один занимающийся выполняет простое движение, например, перемещение скользящим шагом вправо. Когда партнер свистнет в свисток, спортсмен должен быстро изменить направление движения на противоположное. Между свистками занимающийся должен сделать от одного до пяти шагов.
Варианты: А. Занимаясь в группе, один человек подает команды свистком, а все остальные выполняют упражнение.
Б. Упражнение может использоваться при отработке скользящего шага вперед-назад и обычного шага вперед-назад.
Основная польза: повышается скорость реакции.
Дополнительная польза: ловкость, координация, равновесие.
Применение в боевых искусствах: повышается скорость работы ног и уменьшается время, необходимое для выполнения ответных действий.
Предостережения: быстрые изменения направления движения могут привести к травмам лодыжек и коленей.
Прыжки
Правильное выполнение: передвигайтесь вперед длинными затяжными прыжками. Вариант:
А. Длинными затяжными прыжками передвигайтесь из стороны в сторону.
Основная польза: повышается скорость выполнения.
Дополнительная польза: мощь, равновесие, ловкость. Применение в боевых искусствах: повышается скорость работы ног.
Предостережения: не выполняйте это упражнение при травмах коленей или лодыжек.
Правильное выполнение: закройте глаза и представьте, как вы будете реагировать на определенную атаку или какую-либо ситуацию боя. В подробностях просмотрите свои действия, воспроизведите их как можно медленнее. Затем откройте глаза и на практике повторите то, что представляли, стараясь максимально точно придерживаться мысленных образов.
Основная польза: развивается чувство времени.
Дополнительная польза: точность.
Упражнения в рваном ритме
Правильное выполнение: отрабатывайте какую-либо технику со скоростью ниже нормальной или с чередованием скорости выполнения. Вместо того чтобы проделать все упражнение с обычной скоростью, начните выполнять его замедленно, а затем ускоряйте движения в процессе проведения атаки или, наоборот, начинайте выполнять упражнение быстро и замедляйте движения, когда ваш соперник начнет реагировать на них. Результаты вас очень удивят.
Основная польза: развивается тонкое понимание чувства времени.
Применение в БИ: действия в рваном ритме сбивают противника с толку и дают вам возможность проводить разнообразные атаки.
Упражнение на развитие реакции
Правильное выполнение: занимаясь с партнером, отрабатывайте простые атаки и соответствующие им контратаки. Пример: Один спортсмен проводит правый круговой удар ногой, а второй спортсмен выполняет контратакующий правый круговой удар ногой. Особое внимание обращайте на правильный момент проведения атаки и контратаки. Слишком рано выполненная контратака завершится захватом ноги, а слишком поздно проведенный удар не достигнет цели. Отработайте как можно больше известных вам атак и контратак.
Информация о работе Использование игрового и соревновательного элементов в подготовке спортсменов