Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 08:41, курсовая работа
Цель работы: Изучение игрового и соревновательного метода в физическом воспитании
Задачи:
1. Изучить теоретические основы игрового и соревновательного методов
2. Раскрыть основы методики игрового и соревновательного методов
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.Теория игрового и соревновательного методов 4
1.1 Особенности игрового метода и его применения в физическом воспитании 4
1.2. Соревновательного метода и его применение в физическом воспитании 9
ГЛАВА 2.ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1 Характеристика исследования 14
2.2. Методы оценки эффективности эксперимента 18
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 20
3.1 Результаты практического внедрения игрового и соревновательного методов в тренировке спортсменов 20
3.2 Разработка рекомендаций по использованию данных методик на практике 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Для диагностики моторного развития часто применятся двигательный тест Н. И. Озерецкого (Н. И. Озерецкий , 1928) , разработанный в 1923 году. 52% качества – показатель недостаточной сформированности физических качеств детей дошкольного возраста. В рамках написания нами курсовой работы и организации экспериментальной работы нами были предложены игры и варианты соревновательных упражнений, применяемых на занятиях по физическому воспитанию в детском саду в подготовительной к школе группе.
Упражнения, выполняемые в игровой и соревновательной форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.
Проанализировав полученные данные на контрольном этапе проведения эксперимента можно отметить, что качественный показатель успешности стал выше, - 60% соответственно. Увеличилось количество дошкольников, выполнивших полностью 4 задания с 8 человек до 10 и снизилось количество, выполнивших 3 из предложенных заданий с 12 до 10. Таким образом, можно отметить, что внедрение игр и соревновательных упражнений в качестве средства физического воспитания имеет положительный результат и эффективно влияет на физическое развитие дошкольник
арактеристика этапа углубленного разучивания двигательного действия в спортивной тренировке
В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методик:
1) этап начального разучивания (ознакомительный, первичного разучивания движения);
2) этап углубленного разучивания
(формирования двигательного
3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формирования двигательного навыка, достижение двигательного мастерства).
На первом этапе: ознакомление, первоначальное разучивание движения, ставится цель - обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи: создать смысловое и зрительное представление о двигательном действии и способе его выполнения; воссоздать предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому; научить частям, элементам техники этого действия; сформировать общий ритм двигательного акта; предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
Освоение действия на первом этапе обучения может протекать с появлением ошибок: лишние движения, искаженная амплитуда, нарушение ритма, причинами которых является недостаточное представление действий, слабое развитие способностей, боязнь, состояние утомления. Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от степени сложности изучаемого действия, уровня подготовленности занимающихся, их индивидуальных особенностей, а также возможности использовать положительный эффект переноса навыков. Этап начального разучивания можно считать законченным, когда обучающийся способен выполнить двигательное действие без грубых ошибок.
Этап углубленного разучивания. Его целью является формирование умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований. Основные задачи этапа: углубленно понять закономерности движений действия; уточнить технику действия, по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам, в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого; усовершенствовать ритм выполнения движения; создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия. Названные задачи могут решаться параллельно, одновременно.
Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения. Наряду с применением тех же средств и методов, что и на первом этапе обучения. Все большее значение приобретает практическое выполнение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия становится лишь вспомогательным приемом. Не утрачивают своего значения и методы передачи информации. Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением собственных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия, возможно применение метода идеомоторного упражнения, мысленное представление выполнения действия, воспроизведения в сознании последовательности его элементов и собственных усилий и ощущений.
На данном этапе используется комплекс разнообразных средств: физические упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого действия; подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению действия путем его целостной имитации, либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.
Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к обучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания.
Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.
Комплекс средств и методов, используемых на третьем этапе обучения, в основном остается тем же, что и на втором этапе, но меняется их соотношение и роль. Повышается вариативность действий и их интенсивность. С этой целью рекомендуется использовать игры и соревнования на основе разучиваемого действия. Многократное повторение действия стимулирует развитие двигательных способностей. Для повышения эффективности этого процесса используют специальные методические приемы, способствующие повышению яркости проявления физических качеств, в частности, выполнение действий: с дополнительным отягощением, чередующихся с выполнением без отягощения; в состоянии утомления, создаваемого предшествующими упражнениями; в состоянии эмоционального возбуждения, вызванного игрой или соревнованиями.
На этом этапе активно применяется метод сопряженного воздействия, смысл которого заключатся в том, что выполнение действий совпадает с повышенными требованиями к проявлению физических качеств, например, к силе, быстроте, выносливости и гибкости. Большинство разучиваемых действий входит в состав более сложных, поэтому обучение не прекращается и после доведения выполнения действия до уровня навыка.
Таким образом, на основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели - добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы: как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования. Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, т.к. изменение уровня развития физических качеств, требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.
Для развития быстроты реакции очень важно, чтобы спортсмены ясно представляли сущность процесса реакции. Обычно спортсмены, выполняя мгновенные действия по типу реакции, не умеют расчленить эти действия из-за их быстроты на элементы, не представляют, из чего складывается структура реакции, не могут выделить в сознании момент ответа.
Принципы развития быстроты реакции особенно успешно могут быть реализованы в подготовительной части занятий, так как внимание и нервно-мышечный аппарат спортсмена еще не утомлены значительными нагрузками, быстрота реакции после средней по интенсивности разминки имеет оптимальное значение.
Для развития быстроты реакции подготовительную часть занятия целесообразно начинать с обще подготовительных и специально-подготовительных упражнений. В них применяется система команд и сигналов, на которые спортсмены должны реагировать с как можно большей быстротой, мгновенно выполняя соответствующие действия и движения.
Упражнения надо выполнять после соответствующего разогревания мышц с помощью упражнений на гибкость и растяжение, так как быстрые, резкие движения могут вызвать повреждения в не разогретых мышцах.
Особенно эффективна для развития быстроты реакции система специально-подготовительных упражнений без жилеток и в жилетах, выполняемая в основной части занятия. Сначала спортсмены выполняют заданные специально-подготовительные упражнения без жилетов в шеренгах, реагируя на сигналы тренера, а затем повторяют их с противником на удлиненной дистанции.
Упражнения для развития быстроты реакции не должны занимать много времени. Как только становится заметно, что спортсмен начинает хуже воспринимать задания, надо переходить к другим упражнениям, чтобы затем вернуться к упражнениям на быстроту реакции. Такое чередование даст больший эффект, чем непрерывное выполнение упражнения для развития быстроты реакции.
Реакция - умение своевременно реагировать на появление благоприятных ситуаций, на активные атакующие или контратакующие действия противника является известной трудностью, преодоление которой неразрывно связано с формированием высшего спортивного мастерства. Следует указать на три основных вида реакции: простая реакция, реакция слежения, реакция выбора.
Для воспитания простой реакции полезно выполнять заранее заготовленное действие на заранее обусловленный сигнал (по свистку или хлопку принять определенную позу, начать удар, изменить позу, остановиться, изменить направление движения, осуществить определенный маневр ногами, туловищем, руками). При этом спортсмены не должны предвидеть момент подачи команды. Реакция выбора (латентный период реакции) проявляется в тех случаях, когда спортсмен из двух или более вариантов сигнала определяет тот, который соответствует заготовленному им действию, или когда боец из двух заготовленных им действий применяет только одно решение - в соответствии с подачей определенного сигнала.
Реакция выбора лучше всего развивается в условиях учебного боя, когда партнеру, например, дается задание угрожать двумя различными ударами во взаимодействии с маневром, а боец должен выбрать наиболее опасное действие и отразить его. Реакция выбора может отрабатываться на специальных тренажерах.
Воспитание быстроты одиночного движения. Одной из форм проявления быстроты является скорость выполнения отдельного движения. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо использовать наиболее рациональную технику, развить до нужного уровня соответствующие группы мышц и многократными повторениями добиться наилучшей координации в выполнении движения.
Для развития быстроты необходимы также достаточная эластичность мышц и подвижность в суставах. Важно, чтобы спортсмен умел вовремя расслаблять мышцы: закрепощенные мышцы не способствуют проявлению скоростных качеств.
Метод усложнения условий. С целью воспитания быстроты применяют усложненные условия, максимально приближенные к соревновательным или более трудные (например, выполнение упражнений с партнером более высокой квалификации, но меньшей весовой категории).
С этой же целью для развития необходимых групп мышц применяют отягощения в упражнениях, воспроизводящих точную структуру необходимого движения, выполняемого с определенной скоростью. Однако не следует увлекаться этими упражнениями, поскольку в погоне за увеличением силового эффекта может образоваться стереотип меньшей скорости включения мышц и скоростной удар исчезнет.
Основной принцип развития специализированных восприятий - систематическая дифференцировка соответствующих ощущений, выработка умения управлять дистанцией до партнера, положением тела, степенью мышечного напряжения и расслабления и сознательно контролировать все это.
Для того чтобы совершенствовать уровень специализированных восприятий, на занятиях спортсмен должен постоянно варьировать различные параметры движений - время их выполнения, скорость, резкость, стараясь оценивать эти свойства движений, положения тела и его частей, стремиться как можно быстрее научиться осознавать ощущения. Для лучшего контроля за движениями и положениями тела выключают или ограничивают зрение, используют различные средства срочной информации.
Отработка начального движения
Правильное выполнение: выберите простую технику, которую вы бы хотели выполнять быстрее. Выделите из нее начальную фазу, то есть то движение, с которого начинается проведение приема. Пример: при отработке переднего удара ногой начинайте с подтягивания колена к груди; при отработке кругового удара ногой начинайте с приведения в готовность бедра; при отработке заднего удара ногой начинайте с разворота. Выполняйте начальное движение как можно быстрее. Когда начальная фаза приема станет получаться у вас достаточно быстро, переходите к последовательной отработке с той же скоростью следующих движений.
Основная польза: сокращается время реакции.
Дополнительная польза: чувство времени, координация.
Применение в боевых искусствах: повышается скорость выполнения технических приемов. Расслабленность и концентрация
Правильное выполнение:
1. Полностью расслабьте руку.
2. Из состояния полной
расслабленности нанесите
Вариант: А. Упражнение можно использовать для отработки любой техники, сознательно расслабляя мышцы, участвующие в проведении удара, а затем выполняя взрывное начальное движение.
Основная польза: увеличивается скорость реакции.
Дополнительная польза: чувство времени, координация, мощь.
Информация о работе Использование игрового и соревновательного элементов в подготовке спортсменов