Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 170.69 Кб (Скачать файл)

Проявление координационных  способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности  человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного  задания; 4) уровня развития других физических способностей; 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью  управления силовыми, пространственными  и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных  и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации, имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются  у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность  к дифференцировке усилий — низкая.

В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью  скоростных параметров и ритмичности.

В период от 11 до 13—14 лет  увеличивается точность дифференцировки  мышечных усилий, улучшается способность  к воспроизведению заданного  темпа движений. Подростки 13—14 лет  отличаются высокой способностью к  усвоению сложных двигательных координации, что обусловлено завершением  формирования функциональной сенсомоторной  системы, достижением максимального  уровня во взаимодействии всех анализаторных  систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14—15 лет наблюдается  некоторое снижение пространственного  анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

В онтогенетическом развитии двигательных координации способность  ребенка к выработке новых  двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что  у мальчиков уровень развития координационных способностей с  возрастом выше, чем у девочек.

Задачи развития координационных способностей.

При воспитании координационных  способностей решают две группы зада по разностороннему и б) специально направленному их развитию.

Первая группа указанных  задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом  физическом воспитании учащихся. Достигнутый  здесь общий уровень развития координационных способностей создает  широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Особенно большая роль в этом отводится физическому  воспитанию в общеобразовательной  школе. Школьной программой предусматриваются  обеспечение широкого фонда новых  двигательных умений и навыков и  на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся  в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Задачи по обеспечению  дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и  профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной  профессией.

В видах спорта, где предметом  состязаний является сама техника движений, первостепенное значение имеют способности  образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.

Способность же быстро и  целесообразно преобразовывать  движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется  в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно  видоизменять движения или переключаться  с одних точно координированных действий на другие.

В указанных видах спорта стремятся довести координационные  способности, отвечающие специфике  спортивной специализации, до максимально  возможной степени совершенства.

Воспитание координационных  способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке

Многие существующие и  вновь возникающие в связи  с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной  системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.

Включение человека в сложную  систему «человек—машина» ставит необходимое  условие быстрого восприятия обстановки, переработки за короткий промежуток времени полученной информации и  очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени. Исходя из этого, определены следующие задачи ППФП по развитию координационных способностей:

1) улучшение способности  согласовывать движения различными  частями тела;

2) развитие координации  движений неведущей конечности;

3) развитие способностей  соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.

Решение задач физического  воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми, со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:

- значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;

- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками;

- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;

- испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

Средства воспитания координационных способностей

Практика физического  воспитания и спорта располагает  огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной  сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т. п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Наиболее широкую и  доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики, упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает  освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, метаний, лазанья.

Для воспитания способности  быстро и целесообразно перестраивать  двигательную деятельность в связи  с внезапно меняющейся обстановкой  высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах  по пересеченной местности, горнолыжный  спорт.

Особую группу средств  составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и  регуляцию двигательных действий. Это  упражнения по выработке чувства  пространства, времени, степени развиваемых  мышечных усилий.

Специальные упражнения для  совершенствования координации  движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные  упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или  трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;

б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Выполнение координационных  упражнений следует планировать  на первую половину основной части  занятия, поскольку они быстро ведут  к утомлению.

Методические  подходы и методы воспитания координационных способностей

При воспитании координационных  способностей используются следующие  основные методические подходы.

1 Обучение новым разнообразным  движениям с постепенным увеличением  их координационной сложности.  Этот подход широко используется  в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах  спортивного совершенствования.  Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом, человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Прекращение обучения новым  разнообразным движениям неизбежно  снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

2 Воспитание способности  перестраивать двигательную деятельность  в условиях внезапно меняющейся  обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

3 Повышение пространственной, временной и силовой точности  движений на основе улучшения  двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко  используется в ряде видов  спорта и профессионально-прикладной  физической подготовке.

4 Преодоление нерациональной  мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Мышечная напряженность  проявляется в двух формах.

1 Тоническая напряженность.  Этот вид напряженности часто  возникает при значительном мышечном  утомлении и может быть стойким.

Для ее снятия целесообразно  использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического  характера; б) разнообразные маховые  движения конечностями в расслабленном  состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.

2 Координационная напряженность.

Для преодоления координационной  напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

а) в процессе физического  воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных  и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие  упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением  других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

Для развития координационных  способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие  методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых  достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный  метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями  имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов