Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 170.69 Кб (Скачать файл)

— строго заданное варьирование отдельных характеристик или  всего освоенного двигательного  действия;

— изменение исходных и  конечных положений;

— изменение способов выполнения действия;

— «зеркальное» выполнение упражнений;

— выполнение освоенных  двигательных действий после воздействия  на вестибулярный аппарат;

— выполнение упражнений с  исключением зрительного контроля — в специальных очках или  с закрытыми глазами.

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных  условий естественной среды, преодоление  произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических  действий в условиях не строго регламентированного  взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными  заданиями и без них, предусматривающий  выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными  действиями и т. п. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как  можно больше играющих «запятнать»  за 3 мин или «запятнать» с помощью  волейбольного мяча, или «запятнать»  в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Методика совершенствования  пространственной, временной и силовой  точности движений

Методика совершенствования  точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию  пространственных, временных и силовых  параметров движений. Эти способности  основаны преимущественно на проприоцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и восприятия имеют наибольшее значение для управления движениями.

Точность любого двигательного  действия зависит как от чувствительности участвующих в управлении сенсорных  систем, так и от способности человека осознанно воспринимать свои ощущения. Способность воспринимать и различать изменения в движениях по пространственным и временным параметрам хорошо тренируема. Труднее воспринимаются величины мышечного напряжения.

В каждом виде физических упражнений и виде спорта мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический  характер. В процессе тренировки вырабатываются специализированные восприятия, получившие наименования: «чувство дистанции» —  у фехтовальщиков и боксеров; «чувство времени» — у бегунов, пловцов, конькобежцев; «чувство мяча» — у волейболистов, баскетболистов и др. Из этого следует, что пространственная, временная  и силовая точность движений связана  с тонкостью специализированных восприятий и их совершенствованием.

Способность к точному  выполнению движений развивают прежде всего посредством применения обще подготовительных упражнений при систематическом повышении их координационной сложности. Их примером могут быть задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении обще-развивающих упражнений без предметов, ходьба или бег на заданное время; упражнения на точность оценки пространственных параметров дальности прыжка с места или разбега, дальность метаний и др.

Более высокий уровень  координации движений достигается  специальными упражнениями на соразмерность  движений в задаваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий. В качестве методов используют следующие: метод многократного выполнения упражнения с последующим измерением точности по времени, пространству и мышечному усилию с установкой на запоминание показателей и последующей самооценкой занимающимися мер времени, пространства и усилий и воспроизведением их по заданиям; метод «контрастных заданий»; метод «сближаемых заданий».

Все указанные методы основываются на сличении занимающимися объективной  срочной информации о параметрах выполненных движений, полученной посредством  технических средств, со своими субъективными  ощущениями движений и внесении в  них соответствующих коррекций. Осознание различий субъективных ощущений с объективными данными при неоднократном повторении упражнения повышает сенсорную чувствительность, благодаря чему и создаются возможности для более точного управления движениями.

Задания на точность дифференцирования  силовых, временных и пространственных параметров — наиболее трудные для  освоения. Поэтому их рациональнее применять по методике контрастных  заданий или сближаемых заданий.

Суть метода «контрастного  задания» состоит в чередовании  упражнений, резко отличающихся по какому-либо параметру. Например, по пространственному  параметру: чередование бросков  мяча в кольцо с 6 и 4 м, с 4 и 2 м; прыжки в длину с места на максимальное расстояние и на половину его; принятие руками положения угла 90 и 45° и  т. п. По указанной методике требуется  относительно грубая точность дифференцирования.

Что касается методики «сближаемых  заданий», то здесь необходимо тонкое дифференцирование. Примеры: принятие руками положения угла 90 и 75°, 90 и 80°  и т. п.; прыжки в длину с места  на 140 и 170 см, 140 и 160 см и др.

Однако ряд видов профессиональной деятельности и видов спорта требует  не только пространственной точности движений, но и высокоразвитого «чувства пространства» — способности верно оценивать пространственные условия действия и точно соразмерять с ними действия.

Для развития «чувства пространства»  эффективны описанные выше методы «контрастного  задания» и «сближаемого задания». Примерами их применения могут быть практикуемые в спортивных играх  упражнения с точно заданным варьированием  игровых дистанций — дистанций  передачи мяча, шайбы, завершающих ударов по воротам, бросков мяча в кольцо.

Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в  относительно стандартных условиях, осуществляется главным образом  по таким методическим направлениям:

а) совершенствование точности воспроизведения заданных параметров движений, соответствующих требованиям  рациональной техники спортивно-технического мастерства. Применяются задания  с установкой: точно и возможно стандартно воспроизвести эталонные  параметры амплитуды, направления  движений или положения тела. При  этом ставится задача по достижению стабильности эталонных параметров движений;

б) совершенствование точности выполняемых движений в соответствии с заданными изменениями параметров. Например, увеличить амплитуду маха на определенное число градусов при  размахиваниях на брусьях или  высоту взлета перед исполнением  сальто. Эти задания носят дифференцированный характер.

Совершенствование силовой  точности движений предполагает развитие способностей оценивать и дифференцировать степень мышечных напряжений различными группами мышц и в различных движениях. В качестве средств используются упражнения с различными отягощениями, упражнения на снарядах с тензометрическими установками, изометрические напряжения, развиваемые на кистевом динамометре, и др.

Для совершенствования способности  управлять мышечными усилиями применяют  задания по неоднократному воспроизведению  определенной величины мышечного усилия или ее изменения с установкой минимально увеличивать или уменьшать  усилие в повторных попытках. Размеры  отклонений при воспроизведении  заданных параметров характеризуют  степень силовой точности.

Примеры заданий: воспроизведение  или минимальное изменение усилия на кистевом динамометре, равного 25 и 50% от максимального.

В оценке величины мышечного  напряжения наиболее трудные — малые  усилия и средние, и наиболее легкие — большие.

Совершенствование временной  точности движений зависит от развития «чувства времени». Чувствовать время  — это значит быть способным тонко  воспринимать временные параметры, что создает возможность распределять свои действия в строго заданное время. Для совершенствования временной  точности движений применяют задания  по оценке макроинтервалов времени — 5, 10, 20 с и микроинтервалов времени — 1; 0,5; 0,3; 0,2; 0,1 с и др.

Способность воспринимать микроинтервалы времени возможно развить в процессе специальной тренировки до очень высокой степени — до 1 мсек. Это установлено в специальном эксперименте с квалифицированными футболистами и бегунами-спринтерами.

Методические приемы для  совершенствования статического и  динамического равновесия. Для разных типов равновесий используются следующие  методические приемы:

а) для позностатического равновесия:

— удлинение времени сохранения позы;

— исключение зрительного  анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;

— уменьшение площади опоры;

— увеличение высоты опорной  поверхности;

— введение неустойчивой опоры;

— введение сопутствующих  движений;

— создание противодействия;

б) для динамического равновесия:

— упражнения с изменяющимися  внешними условиями;

— упражнения для тренировки вестибулярного аппарата.

Развитие координационных  способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать  неоправданных перерывов между  занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях  и расслаблениях.

Общая установка при занятиях «на координацию» должна исходить из следующих положений:

а) заниматься необходимо в  хорошем психофизическом состоянии;

б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как  при утомлении сильно снижается  четкость мышечных ощущений, а в  этом состоянии координационные  способности совершенствуются плохо;

в) в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных  способностей желательно планировать  в начале основной части;

г) интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;

д) воспитание различных  видов координационных способностей должно происходить в тесной связи  с развитием других двигательных способностей.

 

Контрольные упражнения для определения уровня развития координационных способностей

Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет  оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому  в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1) время, затрачиваемое  на освоение нового движения  или какой-то комбинации. Чем оно  короче, тем выше координационные  способности;

2) время, необходимое для  «перестройки» своей двигательной  деятельности в соответствии  с изменившейся ситуацией. В  этих условиях умение выбрать  наиболее оптимальный план успешного  решения двигательной задачи  считается хорошим показателем  координационных возможностей;

3) координационная сложность  выполняемых двигательных заданий  или их комплексы. В качестве  заданий-тестов рекомендуется применять  упражнения с асимметричным согласованием  движений руками, ногами, головой,  туловищем, как наиболее сложные  и реже встречающиеся в двигательном  опыте человека;

4) точность выполнения  двигательных действий по основным  характеристикам техники;

5) сохранение устойчивости  при нарушении равновесия;

6) стабильность выполнения  сложного в координационном отношении  двигательного задания. Ее оценивают,  например, по показателям целевой  точности — количеству попаданий  при бросках мяча в кольцо  в баскетболе, различных предметов  в мишень и т. п.


Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов