Основные средства физической рекреации в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими понятиями. Среди основных понятий теории физической культуры важное место принадлежит понятию "физическая рекреация". Это понятие требует особого внимания, поскольку в доступной литературе единого мнения по ее определению не обнаружены.
Целью исследования являлось изучение средств физической рекреации школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ………………………………………………………………………5
1.1.Физическая рекреация………………………………………………………5
1.2.Роль физической рекреации для школьников разного возраста………….12
ГЛАВА II. ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ………………………………………………………………………15
2.1. Основные формы и средства физической рекреации…………………….15
2.2.Методика организации физической рекреации…………………………....18
2.3.Исследование отношения учащихся и родителей к физической рекреации……………………………………...………………………………....27
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список литературы……………………………………………………………..37
Приложение…………………………………………………………………...….39

Вложенные файлы: 1 файл

рекреация.docx

— 87.97 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ГОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  Н.А. НЕКРАСОВА»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

Основные средства физической рекреации в общеобразовательной  школе

(Курсовая работа по  ТиМФВ)

 

 

 

 

 

                                                   Выполнил: студент 5 курса 2 группы

                                                   факультета физической культуры

                                                   Моторкин Дмитрий Юрьевич

 

                                                   Проверила: кандидат экономических  наук,

                                                   доцент кафедры физической культуры  и спорта 

                                                   Матвеева Наталья Юрьевна.

 

 

 

Кострома 2012

 

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ………………………………………………………………………5

1.1.Физическая рекреация………………………………………………………5

1.2.Роль физической рекреации  для школьников разного возраста………….12

ГЛАВА II. ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ………………………………………………………………………15

2.1. Основные формы и средства физической рекреации…………………….15

2.2.Методика организации физической рекреации…………………………....18

2.3.Исследование отношения  учащихся и родителей к физической  рекреации……………………………………...………………………………....27

Заключение…………………………………………………………………….…33

Список литературы……………………………………………………………..37

Приложение…………………………………………………………………...….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  проблемы. Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей. Физическая рекреация является жизненно необходимой двигательной деятельностью школьников. Известно, что занятия физическими упражнениями с рекреационной целью являются только одним из эффективных условий предупреждения и устранения вредного воздействия гиподинамии, но и важнейшей мерой укрепления здоровья, физического развития.

Наблюдения в процессе занятий физическими упражнениями и подвижными играми на удлиненных переменах, в группах продленного дня свидетельствуют об ограниченности средств, низком уровне самостоятельности детей, убеждают в том, что физическая рекреация не занимает подобающего места в повседневной жизни школьников. В связи с этим представляется актуальным выяснение причин недостаточного внедрения физических упражнений в повседневную жизнь школьников и исследование особенностей содержания физической рекреации учащихся в сельских общеобразовательных школах.

Гипотеза. Положительная динамика в психофизическом развитии школьников, улучшение в состоянии здоровья и повышение двигательной активности возможно при включении в образовательную систему физической рекреации.

Объект исследования – физическая рекреация как вид двигательной деятельности, осуществляемый в режиме учебного дня и в свободное время школьников.

Предмет исследования – средства физической рекреации.

Целью исследования являлось изучение средств физической рекреации школьников

Задачи исследования:

  1. Дать понятие «физической рекреации».
  2. Показать роль физической рекреации для психофизического развития школьников.
  3. Изучить средства и методику организации физической рекреации.

4. Определить отношение школьников к различным видам физических упражнений, используемых в рекреационных целях.

5. Выяснить факторы, препятствующие полноценному использованию физической рекреации школьниками и пути их устранения.

Методы исследования. Для  решения поставленных задач применялись  следующие метода исследования: анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов; опрос / анкетирование. Практическая значимость работы. Полученные материалы могут быть использованы:

во-первых, как теоретические  предпосылки для дальнейшей разработки проблемы физической рекреации школьников;

во-вторых, как практические рекомендации для организации и  проведение физкультурных мероприятий  рекреационного характера в режиме учебного дня и в свободное  от учебы время школьников;

в-третьих, для совершенствования  процесса подготовки специалистов физической культуры в вузах.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений.

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ

    1. Физическая рекреация

Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими понятиями. Среди основных понятий теории физической культуры важное место принадлежит понятию "физическая рекреация". Это понятие требует особого внимания, поскольку в доступной литературе единого мнения по ее определению не обнаружены.

Слово «рекреация» - производное  от латинского слова, имеющего несколько  вариантов и, следовательно, несколько  значений: rесrео (рекрео) - воссоздавать, воспроизводить, обновлять; recreatum (рекреатум) - восстанавливать, подкреплять, освежать, укреплять, ободрять; rесrеаrе (рекреарэ) выздоравливать, возрождаться, вновь  крепнуть, отдыхать, приходить в  себя; recreatio (рекреатио) - восстановление (сил), выздоровление.

Добавление слова «физическая» означает, что в этих процессах (восстановление, отдых, освежение, выздоровление и  т.п.) преобладает двигательная деятельность, используются физические упражнения, игры, развлечения. Они направлены на содействие нормальному функционированию организма людей путем создания оптимального физического состояния.

"Физическая рекреация - это двигательная деятельность, направленная на профилактику утомления, повышение работоспособности и удовлетворение потребностей в движении" [2,4,6,7,9]

Выделяются и многочисленные признаки, составляющие ее основное содержание:

  • основывается на двигательной активности;
  • в качестве главных средств используются физические упражнения;
  • осуществляется в свободное или специально выделенное время;
  • включает культурно-ценностные аспекты;
  • содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты;
  • осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;
  • оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;
  • включает образовательно-воспитательные компоненты;
  • носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;
  • характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;
  • осуществляется преимущественно в природных условиях;
  • имеет определенную научно-методическую базу.

Этот далеко не полный перечень признаков физической рекреации  можно было бы продолжить. Здесь  отмечаются разные по направленности, важности стороны и черты, разные уровни, виды и формы. Возможно, что-то упущено, какие-то из них носят опосредованный характер, а некоторые возводятся в ранг главенствующих.

Согласно такому многообразию признаков физической рекреации  выделяются и разные ее формы: рекреационная  физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная  физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др.

Сущность физической рекреации  как деятельности неизбежно сужается, если она рассматривается только в одном аспекте - либо как развлечение, либо как восстановление сил, либо переключение с одного на другой вид деятельности и т.п. Поэтому ее следует рассматривать  как совокупность различных аспектов двигательной деятельности, взаимодействие которых ведет к получению  полезного результата.

Для объективного определения  наличия компонентов и их связей в данной системе необходимо исходить из основных характеристик метасистемы, которая, с одной стороны, не есть сумма ее составляющих, с другой - неизбежно отражается в характеристиках каждого компонента.

По отношению к физической рекреации как системе метасистемой будет являться физическая культура, поскольку она - область социально  необходимой деятельности, удовлетворяющая  потребности личности и общества в разностороннем и оптимальном  развитии физических способностей и  двигательных качеств в интересах жизнедеятельности.

Используя традиционные для  физической культуры основные, фоновые, вспомогательные средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха быта), физическая рекреация привлекает своей  спецификой внимание и симпатии людей  разного возраста, пола, состояния  здоровья, физической подготовленности.

Широкому распространению  этого вида деятельности способствует полная свобода выбора содержания занятий, времени и места проведения продолжительности  занятий, выбора партнеров и т.д. В основе мотивации занятий лежат  сугубо личные индивидуальные вкусы, интересы наклонности и потребности. Преимущество физической рекреации заключается  и в том, что она имеет огромное количество разновидностей, предоставляет  широкие возможности для контактов  с естественной средой. Несложные  и разнообразные средства делают ее доступной для людей всех возрастов. Сочетание в занятиях элементов  игры и соревнования создает неограниченные возможности для расширения ее привлекательности (развлечения, игры, состязания и т.п.). Физическая рекреация зачастую не нуждается  в организационно-учрежденческой надстройке, типичной для других компонентов  физической культуры (физического воспитания, спорта), ее содержание и формы легко  могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды, группы людей, внешним условиям и субъективным потребностям занимающихся.

В процессе обоснования конкретного  объекта в качестве системы необходимо выявить системообразующий фактор, показывающий, «вокруг каких объектов или процессов и ради решения  каких задач и проблем сосредоточиваются  и образуются те или иные подсистемы и элементы данной системы». По определению П.К. Анохина, системообразующим фактором является конечный результат системы, «ради получения которого система создается». [1]

Следовательно, при изучении физической рекреации можно предположить, что удовлетворение различных потребностей людей в двигательной активности, развлечение, переключение с одного вида деятельности на другой, профилактика неблагоприятных воздействий и  восстановление временно сниженных  или утраченных функций организма  в сфере изучаемой системы - лишь ее частные задачи. Эти потребности  людей удовлетворяются каждым в  отдельности и в целом всеми  видами двигательной активности. Создаются предпосылки  для нормального функционирования человеческого организма в конкретных условиях его жизнедеятельности. Другими  словами, в конечном результате и  заключается их общность, единство.

Таким образом, системообразующим  фактором, объединяющим различные аспекты  двигательной деятельности в рамках физической рекреации, является конечный результат - создание определенного  физического состояния, обеспечивающего  нормальное функционирование человеческого  организма.

Поэтому возрастает значение физической рекреации в качестве необходимого компонента жизни и  деятельности людей, позволяя удовлетворять  их естественные биологические потребности  в движении. Активизация на этой основе физического состояния и  развитие организма, укрепление здоровья обеспечивают физическую дееспособность, необходимую в складывающихся условиях жизни. Ее исключение или сведение к  минимуму неизбежно оборачивается  для человека ущербом [11], ухудшает деятельность всех органов и систем, делает его менее устойчивым к отрицательным влияниям внешней среды. При снижении объемов двигательной деятельности утрачивается один из важных факторов, способствующих усовершенствованию организма, укреплению его функций.

Следует учитывать и то обстоятельство, что все виды и  формы физической рекреации помогают рационально использовать свободное  время, бороться с негативными явлениями  в поведении, повышают работоспособность, расширяют и увеличивают функциональные возможности организма, помогают бороться с неблагоприятными условиями трудовой деятельности или воздействием характера  труда.

Однако все это дает отдаленный кумулятивный эффект. Для  человека, занимающегося по собственной  инициативе, исходя из субъективных вкусов, интересов, мотивов, главное заключается  в получении удовольствия от двигательной активности, удовлетворении личных потребностей в данном виде деятельности. А воспитание этих потребностей и есть одна из главных  задач в физическом образовании  и физической культуре людей любого возраста.

Информация о работе Основные средства физической рекреации в общеобразовательной школе