Основные средства физической рекреации в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими понятиями. Среди основных понятий теории физической культуры важное место принадлежит понятию "физическая рекреация". Это понятие требует особого внимания, поскольку в доступной литературе единого мнения по ее определению не обнаружены.
Целью исследования являлось изучение средств физической рекреации школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ………………………………………………………………………5
1.1.Физическая рекреация………………………………………………………5
1.2.Роль физической рекреации для школьников разного возраста………….12
ГЛАВА II. ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ………………………………………………………………………15
2.1. Основные формы и средства физической рекреации…………………….15
2.2.Методика организации физической рекреации…………………………....18
2.3.Исследование отношения учащихся и родителей к физической рекреации……………………………………...………………………………....27
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список литературы……………………………………………………………..37
Приложение…………………………………………………………………...….39

Вложенные файлы: 1 файл

рекреация.docx

— 87.97 Кб (Скачать файл)

Физическая рекреация - одна из форм рекреации, ее аспекты представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств. Это  дает основание относить данную форму  рекреации к физической.

Признание физических упражнений в качестве основных средств физической рекреации в научных исследованиях  общепринято. Такое утверждение  справедливо, но требует обсуждения. Во-первых, большая часть физической рекреационной деятельности протекает  в естественных условиях природной  среды, где средовые факторы также  могут выступать в качестве ее средств. Во-вторых, физическая рекреация  может иметь и относительно пассивные  формы. На спортивных мероприятиях зрители являются лишь их созерцателями и в прямом смысле не выполняют активной двигательной деятельности и физических упражнений. В данном случае сам факт спортивного соревнования может выступать в качестве средства физической рекреации, так как в нем присутствуют эмоциональные, оздоровительные и другие компоненты, дающие рекреационный эффект.

В научных исследованиях  принято выделять следующие аспекты  физической рекреации:

1. Биологический: какое  влияние физическая рекреация  оказывает на оптимизацию состояния  организма человека.

2. Социальный: в какой  степени она способствует интеграции  людей в некую социальную общность  и как в процессе нее происходит  обмен социальным опытом.

3. Психологический: какие  мотивы лежат в основе рекреационной  деятельности и какие психические  новообразования возникают у  человека в результате этой  деятельности.

4. Образовательно-воспитательный: какое влияние физическая рекреация  оказывает на формирование личности  в ее физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии.

5. Культурно-аксиологический:  какие культурные ценности усваивает  человек в процессе физической  рекреационной деятельности, и в какой мере она способствует созданию новых личностно-общественных ценностей.

6. Экономический: как организуется  физическая рекреация, какие средства  используются, и кто ее организует (кадры).

Все аспекты рекреационной  деятельности с использованием средств  физической культуры, рассматриваемые  в рамках изучаемой системы, могут  быть охвачены понятием «физическая  рекреация».

Таким образом, физическая рекреация - это органическая и имманентная  часть физической культуры, совокупность свободной, нерегламентированной двигательной деятельности, направленной, в конечном счете, на обеспечение оптимального физического состояния человека, способствующего нормальному функционированию его организма в конкретных условиях жизни. Предметные области физической рекреации весьма широки, объемны; они вторгаются в междисциплинарную область либо традиционно, либо с помощью недавно освоенных других частных теорий. Это пока затрудняет создание собственной теории физической рекреации и тем более предложение какого-либо обобщающего ее определения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Роль физической рекреации  для школьников разного возраста

Для младших школьников характерна быстрая утомляемость от однообразной работы, поэтому большую роль играет перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на деятельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом — смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого. Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно для детей, если они долгое время находятся без движения, либо выполняют однообразные, монотонные движения (пишут, читают и т.п.).

Для детей средних и  младших классов  большое удовольствие доставляет двигательная деятельность. Это связано, прежде всего, с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмоциональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.

Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5—15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.

Старшеклассникам привлекательно формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса. Чаще всего эти занятия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Юноши озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мускулатуру, убрать живот и т.п. Девушки — быть стройной, гибкой, изящной, привлекательной, иметь красивую фигуру, непринужденную походку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с использованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.), так и специальных тренажеров.

Весьма важной задачей  и стимулом для занятий физическими упражнениями для детей является возможность общения, которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, они могут обменяться мнениями, рассказать о своих радостях, проблемах.

Развитие индивидуально  привлекательных физических способностей. Одни — «качают» силу, другие развивают по преимуществу гибкость, третьи — выносливость и т.д. В целом же развивают в комплексе все свои физические способности и бытовые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метания), овладевают новыми для них — гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках, владение ракеткой и т.п.

За последние годы появились  новые увлечения, которые носят  рекреационный характер — дельтаплан, летающие тарелки, виндсерфинг, аэробика, шейпинг и т.п. Средствами физической рекреации являются любые физические упражнения, игры, развлечения, а также рекреационный спорт, который удовлетворяет указанные выше потребности. Главной его целью является организация досуговой деятельности в интересах укрепления здоровья, а не достижение предельных показателей в двигательной деятельности.

Таким образом, физическая рекреация  активизирует двигательную деятельность; удовлетворяет потребности в играх и движениях; снимает умственную усталость и повышает работоспособность; содействует укреплению здоровья и всестороннему физическому развитию; способствует предупреждению совершения правонарушения и отвлекает от вредных привычек и др.

Вывод.

Физическая рекреация – одна из форм рекреации, ее аспекты представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств.

Физическая рекреация  включает в себя более двадцати целевых  установок и основные из них –  восстановление, отдых, переключение на другой вид деятельности, получение  удовольствие от физических занятий, развлечение.

Физическая рекреация  позволяет удовлетворять потребности, интересы, мотивы в эмоциональном  активном отдыхе, рациональном использовании  свободного времени. Она удовлетворяет  групповые и индивидуальные потребности  детей в нерегламентированной, относительно свободной формой двигательной активности, адекватной их субъективным возможностям, содействуя при этом нормальному функционированию организма путем создания оптимального физического состояния. Активный отдых человека положительно влияет на уровень интеллекта, благодаря увеличению работоспособности нервной системы и устойчивости её к различным нагрузкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ

2.1. Основные формы и средства физической рекреации

По функциям рекреационной деятельности выделяются три основных типа форм:[16]

a лечебные – оздоровительные;

a спортивные;

a познавательные.

Лечебно – оздоровительные формы характеризуется основной функцией лечения, опирающейся на природные факторы, климатические условия. Включают лечебные процедуры и прогулки, экскурсии, солнечные и воздушные ванны, купание, спортивные игры, зарядка, физические упражнения, физкультминутки. Особое значение придается режиму. Их роль очень велика: восстановления и развития физического и духовного потенциалов человека, профилактикой заболеваний, снятием нервного и физического утомления.

Спортивные игры — самостоятельные  виды спорта, связанные с игровым  противоборством команд или отдельных  спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам. Спортивные игры, в которых соревнуются две (или более) команды называются командными спортивными играми.

 Виды спортивных игр: спортивные игры, интеллектуальные спортивные игры, компьютерные спортивные игры, военно-спортивные игры.

Спортивные формы подразделяются на соревновательные и туристические. Это различные игры, соревнования, походы, положительно сказываются на физическом развитии ребенка, получение различных эмоций, развитие человеческих качеств: взаимовыручка, взаимопомощь, сопереживание, развиваются эстетические качества, умение видеть красоту.

Спортивные соревнования, имеют целью выявление сильнейших спортсменов и команд, высших спортивных достижений, совершенствование спортивного  мастерства, пропаганду физической культуры  и спорта.

Туризм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных и иных целях.

Познавательные формы: познавательно-культурные, познавательно-природные. Ведущими занятиями выступают экскурсии, (как культурно-исторические, так и природоведческие), прогулки. Идет духовное развитие человека, оценивание культурных и природных ценностей. При этом потребляется информация, впечатления, а не вещество или энергия.

Экскурсия — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Прогулка – это хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние с целью отдыха, развлечения. При выполнении изложенных выше мероприятий важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы, предложенные С.Н. Поповым [21]. Хотя они и рекомендованы для лечебновосстановительной тренировки во время физической реабилитации, но их можно использовать и в процессе физической рекреации. Эти принципы включают: индивидуальный подход, сознательность, принцип постепенности, цикличность, системность, новизну и разнообразие, умеренность воздействия. Выполнение этих принципов немыслимо без использования основных средств физической рекреации [12]:

 Педагогические – это грамотное планирование, рациональная организация, построение занятий физическими упражнениями и соблюдение режима.

 Психологические, проводимые в виде психопрофилактики, психотерапии, психогигиены. Методика проведения рациональной психотерапии с детьми может быть различной. Это индивидуальные и групповые беседы, диалог между преподавателем-психологом и ребенком, знакомство их с научно-популярной медицинской литературой и использование пословиц, поговорок, афоризмов. Конечным результатом такой психотерапии является адаптация детей к условиям современной жизни, формирование высокого уровня направленности с тем, чтобы быть полезными и необходимыми в кругу семьи, друзей и общества.

 Естественные – использование рационального питания, полноценного сна, активного отдыха, суточных, недельных, месячных, сезонных и годичных циклов жизнедеятельности человека. Предлагаю рассмотреть индивидуальные рекомендации для ребенка по охране здоровья (приложение1).

Медико-биологические: физиотерапевтические, общие терапевтические, ароматерапевтические и другие средства. Например, аромотерапия. Влияние запаха на состояние организма - это сложнейший комплекс реакций нервных клеток, нервных волокон и клеточных мембран. При этом хорошо известно, что функция обоняния состоит, прежде всего, в том, чтобы направлять плавающие в воздухе молекулы пахучих веществ к соответствующим участкам общей системы восприятия окружающей среды организмом. Эти импульсы находят мгновенный отклик в соответствующих отделах мозга. Здесь включаются механизмы эмоций и открываются каналы памяти. Как результат, меняются такие характеристики, как температура тела, аппетит, уровень стресса, уровень метаболизма.[17]

2.2. Методика организации  физической рекреации

 В процессе рекреационных мероприятий необходимо учитывать:

  • разумное их начало и непрерывность проводимых мероприятий;
  • комплексный поэтапный подход, адекватный физическому и психическому состоянию каждого из детей;
  • непрерывную связь и единство валеологических, рекреационных и реабилитационных мероприятий с вторичной профилактикой заболеваний;
  • социальную направленность рекреационных мероприятий и проведение методов врачебного контроля и самоконтроля;
  • применяемые оптимальные средства в физической рекреации, к которым относятся: медикаментозная коррекция, физические упражнения, двигательные режимы, естественные факторы природы, массаж, трудотерапия, психотерапевтическое воздействие, диетотерапия, но при соблюдении лечебного и двигательного режимов. Не умаляя значимости каждого из применяемых средств, все же одними из основных можно считать физические упражнения и двигательные режимы;
  • назначение форм занятий физическими упражнениями, среди них необходимо выделить: утреннюю гимнастику, лечебную гимнастику, вечернюю гимнастику, дозированную лечебную ходьбу, тренировочную ходьбу по ступенькам лестницы, оздоровительный бег, занятия на тропе здоровья, дозированное плавание, греблю, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, прогулки, экскурсии, ближний туризм, поход в лес и по другим живописным местам и другие;
  • использование указанных форм занятий можно проводить индивидуальным, малогрупповым (4-6 чел.) и групповым (12-15 чел.) методами.

Информация о работе Основные средства физической рекреации в общеобразовательной школе